Система среднего профессионального образования по обучению специалистов должна обладать средствами, обеспечивающими развитие умений. Одним из ключевых факторов, влияющих на всестороннее развитие обучающихся, является взаимодействие, которое складывается между преподавателем и студентом: в ходе обучения принимая реализуемые преподавателем способы общения, взгляды на мир, ориентиры на важнейшие жизненные ценности, студент начинает оценивать их, как свой индивидуальный выбор.Тема статьи актуальна, т.к. оттого, каких стилей взаимодействия будут придерживаться преподаватель и студент, будут зависеть и мотивация студента, и качество обучения, и индивидуальная работа преподавателя со студентом. Не секрет, что дальнейшую, внеаудиторную работу студент планирует с тем преподавателем, которого он уважает, которому доверяет.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА (2).docx
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА КАК ФАКТОР
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Анциферова А.Г.
Центрколледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,
г. Мичуринск, Тамбовская обл.
Система среднего профессионального образования по обучению специалистов
должна обладать средствами, обеспечивающими развитие умений. Одним из ключевых
факторов, влияющих на всестороннее развитие обучающихся, является взаимодействие,
которое складывается между преподавателем и студентом: в ходе обучения принимая
реализуемые преподавателем способы общения, взгляды на мир, ориентиры на важнейшие
жизненные ценности, студент начинает оценивать их, как свой индивидуальный выбор.
Процесс обучения можно представить как непрерывно развивающуюся систему
педагогических действий преподавателя, которые заключаются в воспитании и постоянном
общении с обучающимися. Как следствие, взаимодействие между преподавателем и
студентом на основе общих целей профессионального образования влияет на
формирование системы ценностей студента, помогает поставить в приоритет истину,
образование, профессионализм и, наряду с этим, важнейшие общечеловеческие ценности,
моральные и этические нормы [1].
Важно учитывать, что взаимодействие преподавателя и студентов протекает, в
основном, в столкновении целей, жизненных интересов и позиций, личного опыта, поэтому
эффективность педагогического взаимодействия зависит от многих факторов.
К примеру, очень важную роль играет оптимальный выбор методов обучения.
Несомненно, очень велики педагогические возможности активного обучения (групповые
дискуссии, анализ реальных жизненных ситуаций в рамках изучаемого предмета,
конференции, мультимедиа и т.д.), которое, наряду с традиционным (объяснение, рассказ,
работа с учебником, беседа) благоприятствует повышению активности, качества и
эффективности процесса обучения в колледжах.
Кроме того, обучая, преподаватель должен выявить скрытый мотив обучаемого,
поставленный им при поступлении в колледж: престиж, расширение кругозора,
приобретение научных знаний и др.
Характер образовательного процесса не имеет опоры на реальные интересы и
ценности на современном этапе развития общества, приводит к снижению у студентов
познавательных интересов, снижению порога ответственности, организованности,
дисциплинированности, уважения и интереса к себе и окружающим. В связи с этим
взаимодействие между преподавателем и студентом будет результативнее в том случае,
если скрытый мотив успешно выявлен, и силы преподавателя направлены на его
удовлетворение [2].
Не менее важно в сфере среднего профессионального образования придерживаться
установки одинакового подхода ко всем студентам. Уважительное отношение к
преподавателю – обязательное правило для студента, но аналогичного правила должен
придерживаться и преподаватель во взаимодействии с обучающимися, что поможет
завоевать расположение и необходимый авторитет.
В настоящее время немаловажен не столько авторитет роли, сколько авторитет
личности – яркая, неповторимая индивидуальность преподавателя, которая оказывает
воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов.
На эффективность познавательной деятельности студентов влияет также их
самочувствие на занятии, психологоэмоциональное состояние. Студенты, которые чувствуют себя уверенно, спокойно, раскованно, активны в познании, имеют больше
возможностей для творческой деятельности. Поэтому немаловажно создать на уроке
каждому условия для успеха. Здесь большое значение имеет речь преподавателя, стиль его
коммуникативного поведения. Если она строится на принципах корректности, уважения к
студенту, понимании индивидуальности, то лучше обеспечивается всестороннее развитие
обучаемого, потому что он чувствует себя личностью, в его деятельности заинтересованы
преподаватели, другие студенты.
Помимо всего, педагогу следует обладать необходимыми личными и
профессиональными качествами: профессионализм и глубокое знание предмета, умение
образно и максимально доступно излагать свои мысли (что поможет завоевать внимание
студента и вызвать неподдельный интерес, в свою очередь, способствующий наиболее
продуктивному обучению), высокая общая культура и эрудиция, строгость и
справедливость и т.д.
Индивидуальнопсихологические особенности обучаемых и педагогических
ситуаций вынуждают преподавателя колледжа быть выдержанным, тактичным, уметь
владеть собой. Совокупность всех этих качеств определяется как эмоциональная
устойчивость. Ее отсутствие один из существенных противопоказаний педагогической
профессии. Ведь разрешение конфликтных ситуация является одной из главных задач
преподавателя: он должен быть показателем, примером, а не источником негативного
опыта [4].
При взаимодействии преподавателя со студентом необходимо ориентироваться на
повышение активности студентов, установление с ними обратной связи, создание
дружелюбной атмосферы совместного решения поставленных задач, усиление
авторитетности источника информации.
Учебная деятельность студента колледжа – это одна из главных сторон
полноценного профессионального и личностного формирования человека,
целенаправленный, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, развития и
становления личности.
В процессе учебной деятельности огромную роль на студента оказывают
преподаватели, именно от их взаимодействия зависит, каким студент выйдет из стен
колледжа и какой объем знаний будет у него в голове.
Но не стоит отрицать, что не только преподаватели, но и сами студенты оказывают
влияние на процесс обучения. От них зависит, какой будет подход педагога к обучаемой
группе в целом и к каждому из студентов по отдельности.
Основная задача преподавателя и студента найти «золотую» оптимальную для них
середину, при которой их взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее.
Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в
положения и ситуации друг друга является необходимым требованием к слаженному
взаимодействию, четкому видению возможных проблем и решению их.
Соблюдая все эти правила, преподаватель может добиться наиболее продуктивного
взаимодействия, завоевать доверие и авторитет, что, в свою очередь, поможет установить
контакт в процессе обучения и плодотворно влиять на профессиональное и личностное
становление студента [3].
Безусловно, образовательная среда колледжа не ограничивается лишь теми
аспектами, которые рассмотрены в этой статье. Создание эффективной образовательной
среды в колледже невозможно в одночасье, но оно должно быть приоритетной задачей для
преподавателя. ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие / И.А.Зимняя. –
Москва. : Издательский центр «Академия», 1999. – 354 с.
2. Колпачев В.В.
Идеалы и ценности русского учительства в середине XIX столетия//Педагогика. –
2015. №6. – с.106114.
3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростовн/Д.: Издво
РГПУ, 1997. – 112 с.
4. Лукьянова М.И.
Психологопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 2001г. №10. с.
56.
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.