Программа
летней занятости обучающихся
КГКП «Карасуского сельскохозяйственного колледжа»
Кружок «Рукодельница»
(бисероплетение, вышивка, вязание)Различные виды рукоделия появлялись в разные времена и прошли многовековую историю. В течение нескольких столетий у казахского народа сложились определённые традиции по украшению одежды. Секреты народного творчества передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней. С некоторыми из них обучающиеся могут познакомиться на кружковой работе- это вышивание, вязание на спицах, мягкая игрушка.Различные виды рукоделия появлялись в разные времена и прошли многовековую историю. В течение нескольких столетий у казахского народа сложились определённые традиции по украшению одежды. Секреты народного творчества передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней. С некоторыми из них обучающиеся могут познакомиться на кружковой работе- это вышивание, вязание на спицах, мягкая игрушка.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГКП «Карасуский сельскохозяйственный колледж» Управления
образования акимата Костанайской области
Программа
летней занятости обучающихся
КГКП «Карасуского сельскохозяйственного колледжа»
Кружок «Рукодельница»
(бисероплетение, вышивка, вязание)
Программа разработана
Мастером производственного обучения: Петрошенко А.Н.с. Карасу 2018 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Ожидаемые результаты.
3. Учебнотематический план.
4. Содержание образовательной программы.
5. Методическое обеспечение.
6. Список литературы.
Пояснительная записка
Различные виды рукоделия появлялись в разные времена и прошли
многовековую историю. В течение нескольких столетий у казахского народа
сложились определённые традиции по украшению одежды. Секреты
народного творчества передавались из поколения в поколение, и дошли до
наших дней. С некоторыми из них обучающиеся могут познакомиться на
кружковой работе это вышивание, вязание на спицах, мягкая игрушка.
Данная программа разработана на основе учебной литературы по различным
видам декоративноприкладного творчества, с опорой на личный опыт автора.
Особенностью содержания программы является сочетание различных видов
декоративноприкладного искусства (ДПИ). На занятиях обучающиеся
знакомятся с технологией изготовления изделий из ткани, кожи, бисера,
пряжи. Программа рассчитана на 10 дней обучения и предусматривает
занятия с обучающимися 1518 лет.
Цель работы создание развивающей образовательной среды,
позволяющей удовлетворить интересы, склонности и творческие запросы
обучающихся в области ДПИ, активизация мотивации личности к познанию,
творчеству и труду.
Задачи:
1.Создание образовательной среды, способствующей умственному, духовному
и социальному развитию личности.
2.Расширение знаний о видах ДПИ.
3.Знакомство с технологией изготовления изделий из нитей, ткани, бисера,
пряжи.
4.Знакомство обучающихся с основными свойствами используемых в работе
материалов, способами их обработки.5.Обучение безопасным приемам работы с инструментами ручного труда и
оборудованием.
6.Воспитание трудолюбия, аккуратности в работе, целеустремленности.
7.Воспитание творчески активной личности, умеющей действовать
самостоятельно, используя полученные знания и умения.
Ожидаемые результаты:
Развитие умений: пользование иглами, ножницами; изготовление
шаблонов; отработка ручных швов.
Знакомство с технологией изготовления изделий из нитей, ткани,
бисера, пряжи.
Выработка волевых качеств: трудолюбия, усидчивости,
целеустремленности.
Совершенствование умений ручного труда.
Развитие самостоятельности.
Расширение знаний о видах ДПИ.
Контроль знаний и умений осуществляется в течение 10 дней в виде
контрольных занятий, опроса, конкурсов, игр. Основной формой подведения
итогов реализации образовательной программы является организация
отчетных выставок работ обучающихся.
Учебнотематический план
(60 часа).
Тема
Теория Практика
Всего
часов
1
1
1
1
1
5
11
11
11
11
6
12
12
12
12
№
п/п
1
2
Вязание на спицах.
Вязаные игрушки.
3 Изделия бисера.
4
Вышивка бисером.
5 Игрушки из ткани.6
Итоговое занятие.
1
5
Итого:
6
60
Содержание образовательной программы (60 часов)
1. Введение. Вязание на спицах.
Теория: знакомство с программой кружка, правилами поведения, техникой
безопасности при выполнении работ; Знакомство с историей возникновения
вязания, технология вязания основными петлями. Правила техники
безопасности при работе со спицами.
Практика: набор петель начального ряда, вязание образцов по схемам и
описанию, закрывание образцов и оформление в папки.
2. Вязаные игрушки.
Теория: знакомство с технологией изготовления мягких вязаных игрушек,
дополнительных элементов, оформление мордочек и лица у игрушек.
Практика: изготовление вязаных игрушек, набивка игрушек ватином,
синтепоном и т. д., изготовление и оформление мордочек, лица и др.
элементов игрушек.
3. Изделия из бисера.
Теория: знакомство с историей происхождения бисера, бусин, искусства
бисероплетения.
Практика: пришивание бисера, бусин, изготовление игрушек из бусин и
бисера; брелков для ключей.
4. Вышивка бисером.
Теория:
знакомство с историей, видами вышивки из бисера, ручными швами,
правилами работы со схемами; повторение правил т./.б. при работе с иглой и
ножницами.
Практика: работа со схемами, вышивка бисером, оформление работы в рамку.
5. Игрушки из ткани.
Теория: технология изготовления плоских и объемных игрушек из ткани,
правила оформления лица (мордочки), повторение правил т/б при работе с
иглой и ножницами.
Практика: подбор ткани по цвету и фактуре, работа с шаблонами, раскрой
ткани, пошив и оформление игрушки.
6. Итоговое занятие.Практика:
доработка изделий, создание композиции, оформление работ.
подведение итогов, выбор работ для выставки,
Методическое обеспечение
Психологические особенности детей 1518 лет
Возрастными особенностями детей и подростков являются
специфические свойства личности (ее психики) закономерно изменяющиеся в
процессе возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания
и обучения. Каждый возрастной период(этап) развития личности
характеризуется определенным уровнем развития ее познавательных
способностей, мотивационной, эмоциональноволевой и перцептивной сферы.
Старший школьный возраст — 1517 лет (ранняя юность). Главное
психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего
внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в
самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая
деятельность в этом возрасте — учебнопрофессиональная, в процессе
которой формируются такие новообразования, как мировоззрение,
профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший
школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно
стадия завершения полового развития.
Юношеский возраст от 14 до 18 лет. В юношеском возрасте происходит
интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в
юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды
деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон
социальных ролей и обязательств.
Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с
обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В
связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и
обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому
пониманию своего места в жизни.
Основной целью для подростков является — самопознание,
самовыражение, самоутверждение и самовоспитание.
Педагогические технологии
Немалый успех работы педагога зависит от метода обучения. Вся работа
опирается на классификацию методов по типу познавательной деятельной
(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)объяснительноиллюстративный метод позволяет:
1) знания обучающимся предлагают в «готовом виде»;
2) педагог организовывает различные способы восприятия этих знаний;
3) обучающиеся осуществляют восприятие и осмысление знаний,
фиксируют их в своей памяти;
репродуктивный метод позволяет:
1) знания обучающимся предлагаются в «готовом виде»;
2) педагог не только сообщает знания, но и объясняет их;
3) обучающиеся усваивают знания, понимают их и запоминают;
4) прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения
знаний;
проблемное изложение является переходным от исполнительской к
творческой деятельности
частично — поисковый (эвристический) позволяет:
1. обучающиеся знания получать самостоятельно;
2. педагог организовывает поиск новых знаний с помощью разнообразных
средств;
3. обучающиеся под руководством педагога самостоятельно рассуждают,
решают познавательные задачи.
Частично — поисковый потому, что обучающиеся не всегда самостоятельно
могут решить сложную проблему от начала до конца. Учебная деятельность
развивается по схеме: педагог — обучающийся — педагог — обучающийся и
т.д. Часть знаний сообщает педагог, часть обучающиеся добывает
самостоятельно.
исследовательский метод позволяет:
1)педагог вместе с обучающимися формирует проблему, разрешению которой
посвящается отрезок учебного времени;
2) самостоятельно добываются знания в процессе решения проблемы.
Методическое обеспечение:
1. Дидактический материал по темам программы (рисунки, шаблоны, схемы,
инструкционные карты).
2. Демонстрационный материал (иллюстрации, готовые изделия).
Материально техническая база:
1. Иглы, ножницы, утюг с подставкой, карандаши, линейки, сантиметровые
ленты, бумага, картон.
2. Нитки (х/б, шерстяные, мулине), ткань (х/б, трикотаж, шерсть, шелк), кожа,
мех, синтепон, пуговицы, бусины, бисер, стеклярус.
3. Проволока, леска.4. Оборудование: столы, стулья, электроплиты и кухонная утварь,
холодильник, гладильные доски, электроутюги, швейные машины, оверлок.
Список литературы:
1. Аршанская М.А. «Рукоделие».2006
2. ВласоваА.А. «Рукоделие в школе»2006
3. Карельская И.Ю. «Вязание на спицах»2010
4. МаксимоваМ.В. «Энциклопедия вязания» 2011
5. Климова А.И «Вышивка ленточками» 2012
6. Бурда «Домашний уют своими руками»1996
7. Бурда «Альбом по рукоделию»1995