Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
docx
16.06.2022
Статья
статья овзd.docx

Зиновьева Г.Р.,

педагог дополнительного образования

МАУДО «Дом детства и юношества»

Г. Златоуст, Челябинская область

«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в системе дополнительного образования»

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, через реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Рукодельница». Педагог делится опытом работы по развитию творческих способностей детей с использованием различных техник.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, эмоционально-положительное отношение, общение, творческие способности, практические навыки. 

          Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных задач общества. Для обычного ребенка социализация — естественный процесс, но в отношении к «особому» ребенку погружение в социум — кропотливый труд, процесс, и его исход полностью зависим от условий, созданных взрослыми.

Все дети с ограниченными возможностями нуждаются в абсолютно простых вещах: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Эта проблема решаема с помощью дополнительного образования, так как   оно дает реальную возможность выбора индивидуального образовательного направления, расширяет кругозор ребенка и его пространство, в котором может развиваться личность. зачастую это прекрасная возможность для детской творческой деятельности и их социального общения. Для многих детей – это основная, а зачастую, и единственная возможность получить жизненно важные практические навыки.

 Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. В основном, они не самостоятельны и нуждаются в постоянном присмотре взрослых, а также такие дети лишены обширных контактов, возможности набраться опыта взаимодействия со сверстниками, которые есть у обычного ребенка. Им трудно выполнять действия, требующие самовыражения и проявления фантазии.  Для реализации творческих способностей   детей данной категории, раскрепощения и вселения уверенности в своих силах создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница» Главной задачей работы с детьми на занятиях является воспитание у них эмоционально-положительного отношения к собственному творчеству и развитие навыков обращения с разными материалами. В ходе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, сила, амплитуда, скорость, точность движений рук, зрительно-моторная координация, внимание, память. Занимаясь в творческом объединении «Рукодельница», дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.

В образовательную программу включены работы с различными художественными материалами и техниками. Используемые техники: декупаж, аппликация на ткани, бисероплетение,скрапбукинг, бумагопластика вышивка пайетками и др. Перечисленные  техники  привлекательны оригинальной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные умения детей, дают безграничные возможности для импровизации сочетания разнообразных материалов (фетра, ткани, шпагата, кружева, тесьмы, ниток, пайеток и др.) Опыт показывает, что использование названых выше техник выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает интерес к самостоятельному творчеству, экспериментированию, раскрепощает, помогает избавиться от комплекса «не могу». Дети начинают работать смелее и увереннее, независимо от степени своих способностей. Теряется убеждение, что творчество доступно не всем, а только одаренным детям. Программа ежегодно пересматривается, совершенствуется с учетом возраста и интересов воспитанников, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

Одним из самых интересных видов художественной деятельности, предлагаемых детям, является работа с тканью. Воспитанники выполняет работу в различных техниках (аппликация, коллаж, лоскутная мозаика). В руках учеников ткань превращается в креативные и оригинальные поделки. Проводимая работа позволяет развивать умения отражать в рисунке, аппликации, лоскутной технике собственные элементарные творческие способности (например, сочетание цветов, фактур тканей, выбора рисунка или изображение собственного рисунка). Предоставление обучающимся возможности самостоятельно изобретать и производить вещи позволяет развивать у них чувство вкуса, формирует внимательное отношение к работе. Приобретенные на занятиях навыки сочетания цветов, сочетания фактур ткани помогут обучающимся в дальнейшем не допускать грубых ошибок в сочетании вещей при формировании собственного гардероба, индивидуализировать стиль одежды, образ.

Бумага, картон - универсальный материал, доступный ребенку – нашли широкое применение в работе на наших занятиях. Воспитанников привлекает возможность самим создавать такие поделки, которые потом будут использоваться в играх, при оформлении школьных уголков, в качестве подарков на дни рождения, на праздники. Детские работы сначала по традиции выставляются на тематических выставках «Мамино сердце», «Смотри на меня, как на равного», «Красный день календаря» и др.

Особый интерес обучающиеся проявляют к работе с шпагатом. С помощью бечевки можно украсить различные предметы интерьера, оформить подарки, сделанные своими руками, сделать картины, необычные украшения. Шпагатное кружево в красивых и оригинальных вещах, вызывает восторг у воспитанников. Созданные своими руками изделия в свою очередь, требует проявления творчества, аккуратности и усидчивости. Но результаты превосходят ожидания!  

Не менее интересна аппликация с применением пайеток и бисера. Работа с такими материалами оказывает влияние на моторику, умственное развитие ребенка, развитие его мышления и требует проявления фантазии и творчества. А также хорошо успокаивает детей с различными психическими проблемами.

У обучающихся не сразу вырабатывается умение правильно выбирать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия и композиции, им необходима помощь педагога. Для этого используются схемы, рисунки, фотографии, модели и готовые выкройки поделок. С помощью наглядных пособий ребенок создает свою оригинальную поделку, видит конечный результат и знает, к чему стоит стремиться. В конце занятий проводится рефлексия – дети общаются друг с другом, делятся своими эмоциями, рассказывают о своих впечатлениях от урока. Многие принимают участие в престижных конкурсах, выставках и занимают призовые места. Хороших результатов добились на «V межмуниципальном фестивале  детского творчества для обучающихся с ОВЗ «Весенняя акварель», «Областном фестивале  детского и юношеского творчества »

На первый взгляд, овладение этими техниками детьми с ограниченными возможностями кажется невозможным, но большое желание прикоснуться к прекрасному помогает им постичь тайны мастерства. В результате повышается самооценка, развиваются творческие способности, пробуждается интерес к работе. Развитие творческих способностей может быть неодинаково у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но я всегда стараюсь дать каждому ребенку возможность активно и самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Для этого я подбираю то, что выполнимо по объему и сложности задания, чтобы ребенок не потерял интерес к занятиям, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Во время выполнения заданий я оказываю детям различные виды помощи и поощрения: одни нуждаются в одобрительной улыбке, подбадривающих словах, другие нуждаются в дополнительном объяснении, третьи нуждаются в совместной работе с педагогом.  В такой атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания дети делятся своими достижениями, помогают друзьям, выполняют задания в группах. Дети увлечены процессом и с интересом погружаются в кропотливую работу. Таким образом, от урока к уроку дети раскрываются творчески, у них ослабляются внутренние психологические зажимы, испытывают чувства радости от процесса

Таким образом, работа кружка позволяет каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый положительный опыт социализации, дает им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию ребёнка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, мы как педагоги расширяем возможности для успешной адаптации таких детей в социуме.

Использованная литература:


 

Зиновьева Г.Р., педагог дополнительного образования

Зиновьева Г.Р., педагог дополнительного образования

Им трудно выполнять действия, требующие самовыражения и проявления фантазии

Им трудно выполнять действия, требующие самовыражения и проявления фантазии

Дети начинают работать смелее и увереннее, независимо от степени своих способностей

Дети начинают работать смелее и увереннее, независимо от степени своих способностей

Особый интерес обучающиеся проявляют к работе с шпагатом

Особый интерес обучающиеся проявляют к работе с шпагатом

Для этого я подбираю то, что выполнимо по объему и сложности задания, чтобы ребенок не потерял интерес к занятиям, чтобы он не разочаровался в своих…

Для этого я подбираю то, что выполнимо по объему и сложности задания, чтобы ребенок не потерял интерес к занятиям, чтобы он не разочаровался в своих…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2022