Мастер-класс занятие по подготовке к ГИА по химии: «Решение экспериментальных задач на распознавание веществ»
Оценка 4.7

Мастер-класс занятие по подготовке к ГИА по химии: «Решение экспериментальных задач на распознавание веществ»

Оценка 4.7
docx
19.06.2024
Мастер-класс занятие по подготовке к ГИА по химии:  «Решение экспериментальных задач  на распознавание веществ»
Мастер-класс.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 имени Бочарова Я.В.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс занятие по подготовке к ГИА по химии:
«Решение экспериментальных задач
на распознавание веществ»

 

 

 

 

 

Подготовила:
Найденова Е.В.
учитель химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель занятия: повторить основные качественные реакции неорганических
веществ
, научиться решать экспериментальные задачи на распознавание веществ.
Задачи:
· Образовательная - научиться с помощью качественных реакций распознавать
неорганические вещества.
· Воспитательная - воспитывать у учащихся внимательность аккуратность при
выполнении и оформлении работы, а также взаимопомощь и способность
работать в группе (паре).
· Развивающая - продолжить формирование умения анализировать
происходящие процессы, делать выводы.
Методы: частично-поисковый, аналитический
Оборудование и реактивы: растворы хлорида железа(III) FeCl3, радонида аммония
NH4CNS, нитрата серебра AgNO3, пронумерованные неподписанные пробирки с
растворами, Na2CO3, NaOH. HCl, BaCl2, FeSO4
Инструктивная карта
Работа в смежных разновозрастных группах: учащиеся 9, 10, 11 классов. В каждой
команде ученики 11 класса выполняют роль консультанта
1.Проведите качественный анализ состава каждого вещества

1 вариант:
1- хлорид железа(III)
2- серная кислота
3- гидроксид натрия
4- сульфат меди(II)

2 вариант:
1- хлорид меди(II)
2 - гидроксид кальция
3- соляная кислота
4 – Сульфат железа(II)

- Выберите пути распознавания веществ. При помощи, каких реактивов вы будете
определять эти вещества.
- Определите последовательность ваших действий.
- Выполнение экспериментальной части.
Результаты работы внесите в таблицу
Вариант 1

Определяемое вещество, его формула

Реактив

Наблюдения и номер пробирки

Уравнения реакций в
молекулярном, ионном,сокращенном виде.

Хлорид железа(III)

серная кислота

Гидроксид натрия

 

 

 

сульфат меди(II)

 

 

 

 

Вариант2

Определяемое
вещество, его
формула

Реактив

Наблюдения
и номер
пробирки

Уравнения реакций в
молекулярном, ионном,
сокращенном виде.

хлорид меди(II)

Гидроксид кальция

соляная кислота

Сульфат железа(II)

2. Для получения газов используйте простейший прибор.
Перед проведением опытов проверьте его на герметичность
1. Получение и распознавание кислорода
В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия KMnO4 и
нагрейте. Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой. Для этого
внесите тлеющую лучинку в пробирку с перманганатом калия.
Что наблюдали:
________________________________________________________________________
Вывод:
____________________________________________________________________
2. Получение, собирание и распознавание водорода
В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте в нее 1—2 мл соляной
кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и наденьте на кончик
трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка
заполнилась выделяющимся газом.
Что наблюдали: ____________________________________________________
Вывод:
Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей
спиртовке. (Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с
«лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).
Что наблюдали:
_________________________________________________________
Вывод:
____________________________________________________________________
3. Получение и распознавание аммиака
В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция
объемом по 3-4 шпателя. Смесь перемешайте пестиком и высыпьте в сухую

пробирку. Закройте ее газоотводной трубкой. Нагрейте. Для обнаружения аммиака
поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку.
Что наблюдали:_________________________________________________________
Вывод:
_____________________________________________________________________
4. Получение и распознавание оксида углерода (IV)
В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1—2
мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с
газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой
находится 2—3 мл известковой воды.
Что наблюдали: ________________________________________________________
Вывод:
____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал:

 

Металл, входящий в
соединение

Цвет пламени

Стронций Sr

Темно-красный

Литий Li

Малиновый

Кальций Ca

Кирпично-красный

Натрий Na

Желтый

Железо Fe

Светло-желтый

Молибден Mb

Желто-зеленоватый

Барий Ba

Желтовато-зеленый

Медь Cu

Ярко-зеленый или сине
зеленый

Бор B

Бледно-зеленый

Теллур Te

Зеленый

Таллий Tl

Изумрудный

Селен Se

Голубой

Мышьяк As

Бледно-синий

Индий in

Сине-фиолетовый

Цезий Cs

Розово-фиолетовый

Рубидий Rb

Красно-фиолетовый

Калий K

Фиолетовый

Свинец Pb

Голубой

Сурьма Sb

Зелено-синий

Цинк Zn

Бледно сине-зеленый

 

Название

Окраска индикатора в среде

Кислая [H+]* >
[OH-]
рН < 7

Нейтральная[H+] =
[OH-]
рН = 7

Щелочная [OH-] >
[H+]
рН > 7

Лакмус

красный

фиолетовый

синий

Фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

малиновый

Метилоранж

розовый

оранжевый

желтый

 

Характерные реакции на ионы
КАТИОНЫ

Катионы

Реактив, уравнение реакции, признаки присутствия данного
катиона, открываемый минимум (чувствительность реакции)

Калий К+

2) Окрашивает пламя в фиолетовый цвет.

Натрий Na+

2) Окрашивание пламени – желтое

Аммоний
NH4+

1) При действии щелочей при нагревании выделяется
аммиак,
который обнаруживают по характерному запаху, по
посинению влажной лакмусовой бумаги или по почернению
фильтровальной бумаги, смоченной раствором соли ртути (I).
NH4Cl + NaOH NaCl + NH3 + H2O (NH4+ + OH-
 NH3 + H2O)

Магний
Mg2+

1.) Карбонаты щелочных металлов дают белый осадок карбоната
магния, легко растворимый в кислотах:
Mg2+ + CO32- → MgCO3

Кальций
Са2+

1) Окрашивает пламя в кирпично-красный цвет.
2) Щавелевокислый аммоний (оксалат аммония) в уксуснокислом
растворе образует белый кристаллический осадок (в отсутствие Ва2+ и
Sr2
CaCl2 + (NH4)2C2O4
2NH4Cl + CaC2O4 (Сa2+ +
C2O42- CaC2O4)

Барий Ва2+

1) В уксуснокислой среде хромат калия К2СrО4 или К2Cr2O7 +
CH3COONa дают ярко-желтый осадок хромата бария.
2) Серная кислота и ее соли образуют белый кристаллический
осадок сульфата бария, нерастворимого в кислотах и щелочах:
Ba2+ + SO4 2- BaSO
4
3) Окрашивает пламя в желто-зеленый цвет.

Алюминий Al3+

1) Гидроксиды щелочных металлов образуют белый студенистый
осадок Al(OH)3,
растворимый в кислотах с образованием соли
соответствующей кислоты; он также растворим в растворах щелочей с
образованием комплексных ионов [Al(OH)4]-:
Al3+ + 3OH- Al(OH)3 Al(OH)3 + OH- [Al(OH)4]- (Гидроксид алюминия проявляет амфотерные свойства)
В отличие от гидроксида цинка, Al(OH)3 не растворяется в NH4OH.

 

 

Хром
Cr 3+

1) Окислители (например, перманганат калия, пероксид водорода,
бромная вода) превращают зеленые или фиолетовые соединения
хрома (III) в соединения хрома (VI)- хроматы СrO42- (желтого
цвета
) в щелочной среде или дихроматы Cr2O72- (оранжевого
цвета) в кислой среде.
Катионы
Ag+ и Ba2+ осаждают хроматы СrO42- и
дихроматы Cr2O72-
Осадок кирпичного цвета
2) Гидроксиды щелочных металлов образуют серо-голубой осадок
Сr(OH)3,
проявляющий амфотерные свойства - растворяется в
растворах кислот и в избытке щелочей и NH4OH.

Железо
Fe 3+

1) Гексацианоферрат (II) калия K4[Fe(CN)6] (желтая кровяная соль)
образует темно-синий осадок берлинской лазури; 4K4[Fe(CN)6] +
4Fe3+ 12К
+ + 4КFeIII[FeII(CN)6]
2) Гидроксиды щелочных металлов и NH4OH образуют гидроксид
железа (III) красно-бурого цвета, растворимый в кислотах и
нерастворимый в избытке щелочей (отличие от гидроксидов
алюминия и хрома). Fe3+ + 3OH- Fe(OH)3
3) Роданид калия или аммония вызывает кроваво
красное
окрашивание раствора
FeCl3 + 3NH4SCN 3NH4Cl + Fe(SCN)3

Железо
Fe2+

1) Гексацианоферрат (III) калия K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль)
образует темно-синий осадок турнбуллевой сини;
3K3[Fe(CN)6] + 3Fe2+ 3KFeII[FeIII(CN)6] + 6K+
Недавно было установлено, что берлинская лазурь и турнбуллева синь
– это одно и то же вещество, т.к. комплексы, образующиеся в данных
реакциях находятся между собой в равновесии:
KFeIII[FeII(CN)6] KFeII[FeIII(CN)6]

Цинк
Zn2+

1) Гидроксиды щелочных металлов образуют
белый
амфотерный осадок Zn(OH)2, который растворим в NH4OH c
образованием комплексных соединений:
Zn2+ + 2OH- Zn(OH)2 Zn(OH)2 + 4NH3 [Zn(NH3)4](OH)2

Никель
Ni2+

1) Гидроксид натрия образует бледно
зеленый
студенистый осадок Ni(OH)2; . Осадок растворим в кислотах
и в NH4OH и нерастворим в избытке щелочи.
2) Сероводород не осаждает NiS из сильнокислых растворов; черный
осадок сульфида никеля образуется только при рН 4 – 5.

Серебро
Ag+

1) Соляная кислота дает белый творожистый осадок, растворимый
в аммиаке, при подкислении HNO3 аммиачного раствора снова
выпадает белый осадок;
Ag+ + Cl-
AgCl
AgCl + 2NH4OH [Ag(NH3)2]+ + Cl- + 2H2O
[Ag(NH3)2]+ + Cl- + 2H+
AgCl + 2NH4+
2) Сероводород осаждает черный сульфид серебра;

 

Медь
Cu2+

1) Растворы солей Сu2+ окрашены в голубой
цвет; Cu2+ окрашивает пламя в зеленый цвет.
2) Сероводород образует черный осадок сульфида меди CuS; Осадок
нерастворим в соляной и серной кислотах, но растворяется в горячей
концентрированной НNO3.
3) Гидроксиды щелочных металлов осаждают голубой осадок
Сu(OH)2, который при нагревании дегидратируется и превращается в
черный осадок оксида меди CuO:
Cu2+ + 2OH-
Cu(OH)2
Cu(OH)2 CuO + H2O
Гидроксид меди растворяется в концентрированных растворах
аммиака, образуя аммиакат меди интенсивно синего цвета (реактив
Швейцера; растворяет целлюлозу):
Cu(OH)2 + 4NH3 [Cu(NH
3)4]2+ + 2OH

АНИОНЫ

Анион

Реактив, уравнение реакции, признаки присутствия данного аниона,
открываемый минимум (чувствительность реакции)

F-

1) AgNO3 не образует осадка, т.к. фторид серебра растворим в воде (в
отличие от других галогенидов серебра).
2) Хлорид кальция дает белый осадок фторида кальция.

Cl-

1) В азотнокислой среде AgNO3 дает белый осадок, растворимый в NH4OH.

Br-

1) В азотнокислой среде AgNO3 образует светло-желтый осадок.
2) Хлорная вода окисляет бромид-анион до свободного брома, который
окрашивает органический растворитель в соломенно-желтый цвет. 2Br- +
Cl2 2Cl- + Br2

I-

1) Нитрат серебра образует темно-желтый осадок AgI, нерастворимый в
растворах HNO3, и NH4OH (в отличие от хлоридов и бромидов серебра,
растворимых в аммиаке).
2) Хлорная вода окисляет йодид-анион до йода: 2I- + Cl2 → I
2 + 2Cl
Выделившийся йод можно распознать с помощью крахмала, который
окрашивается йодом в синий цвет, или, взбалтывая раствор с органическим
растворителем, который приобретает красновато-фиолетовую окраску.
При прибавлении избытка хлорной воды окраска исчезает, т.к. свободный
йод окисляется до бесцветной йодноватой кислоты: I2 + 5Cl2 +
6H2O 2HIO
3 + 10H+ + 10Cl
Другие окислители (перманганат калия, дихромат калия и др.) в кислом
растворе также окисляют йодид-анион до йода:
Cr2O7 2- + 2I- + 14H+
2Cr3+ + 3I2 + 7H2O
2MnO4- + 10I- + 16H+ 2Mn2+ + 5I2 + 8H2O

S2-

1) Хлористоводородная и др. кислоты при взаимодействии с сульфидами
выделяют сероводород, который имеет запах тухлых яиц: S2- + 2H+ H2S
2) Сульфид-анион с катионами многих тяжелых металлов образует
разноцветные осадки: ZnS (белый), CdS (желтый), CuS, PbS, NiS (черный),
HgS (красный) и др.

 

SO32-

1) Йодная вода или раствор перманганата калия обесцвечивается.
2) Разбавленные минеральные кислоты выделяют сернистый газ SO2,
который обесцвечивает раствор KMnO4 или йода.

SO42-

1) Хлорид бария дает белый осадок, нерастворимый в HNO3:Ba2+ + SO42-
BaSO4

CO32-

1) Минеральные кислоты разлагают карбонаты (и гидрокарбонаты) с
образованием углекислого газа СO2, который с известковой водой образует
белый осадок:
CO32- + 2H+
H2O + CO2 Ca(OH)2 + CO2 CaCO3

SiO32-

1) Минеральные кислоты выделяют гель кремниевой кислоты

СН3СОО-

1) При растирании в ступке уксуснокислой соли с гидросульфатом калия
появляется характерный запах уксусной кислоты (сильная кислота вытесняет
из соли слабую):CH3COOK + KHSO4
 CH3COOH + K2SO4
3) Этиловый спирт (в присутствии концентрированной Н2SO4) образует
сложной эфир, имеющий специфический фруктовый запах

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 имени

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 имени

Цель занятия : повторить основные качественные реакции неорганических веществ , научиться решать экспериментальные задачи на распознавание веществ

Цель занятия : повторить основные качественные реакции неорганических веществ , научиться решать экспериментальные задачи на распознавание веществ

Что наблюдали: ________________________________________________________________________

Что наблюдали: ________________________________________________________________________

Раздаточный материал:

Раздаточный материал:

Кальций Са2+ 1) Окрашивает пламя в кирпично-красный цвет

Кальций Са2+ 1) Окрашивает пламя в кирпично-красный цвет

Zn2+ + 2OH- → Zn(OH)2 Zn(OH)2 + 4NH3 → [Zn(NH3)4](OH)2

Zn2+ + 2OH- → Zn(OH)2 Zn(OH)2 + 4NH3 → [Zn(NH3)4](OH)2

Cr2O7 2- + 2I- + 14H+ → 2Cr3+ + 3I2 + 7H2O 2MnO4- + 10I- + 16H+ → 2Mn2+ + 5I2 + 8H2O

Cr2O7 2- + 2I- + 14H+ → 2Cr3+ + 3I2 + 7H2O 2MnO4- + 10I- + 16H+ → 2Mn2+ + 5I2 + 8H2O
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2024