Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 имени Бочарова Я.В.»
Мастер-класс
занятие по подготовке к ГИА по химии:
«Решение экспериментальных задач
на распознавание веществ»
Подготовила:
Найденова Е.В.
учитель химии
Цель занятия: повторить основные качественные
реакции неорганических
веществ, научиться решать экспериментальные задачи на распознавание веществ.
Задачи:
·
Образовательная - научиться с помощью качественных реакций распознавать
неорганические вещества.
·
Воспитательная - воспитывать у учащихся внимательность аккуратность при
выполнении и оформлении работы, а также взаимопомощь и способность
работать в группе (паре).
·
Развивающая - продолжить формирование умения анализировать
происходящие процессы, делать выводы.
Методы: частично-поисковый, аналитический
Оборудование и реактивы: растворы хлорида железа(III) FeCl3, радонида
аммония
NH4CNS, нитрата серебра AgNO3, пронумерованные неподписанные пробирки с
растворами, Na2CO3, NaOH. HCl, BaCl2, FeSO4
Инструктивная карта
Работа в смежных разновозрастных группах: учащиеся 9, 10, 11 классов. В
каждой
команде ученики 11 класса выполняют роль консультанта
1.Проведите качественный анализ состава каждого вещества
|
1 вариант: |
2 вариант: |
- Выберите пути распознавания веществ. При помощи, каких реактивов
вы будете
определять эти вещества.
- Определите последовательность ваших действий.
- Выполнение экспериментальной части.
Результаты работы внесите в таблицу
Вариант 1
|
Определяемое вещество, его формула |
Реактив |
Наблюдения и номер пробирки |
Уравнения реакций в |
|
Хлорид железа(III) |
|||
|
серная кислота |
|||
|
Гидроксид натрия |
|
|
|
|
сульфат меди(II) |
|
|
|
Вариант2
|
Определяемое |
Реактив |
Наблюдения |
Уравнения реакций в |
|
хлорид меди(II) |
|||
|
Гидроксид кальция |
|||
|
соляная кислота |
|||
|
Сульфат железа(II) |
2. Для получения газов используйте простейший прибор.
Перед проведением опытов проверьте его на герметичность
1. Получение и распознавание кислорода
В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата
калия KMnO4 и
нагрейте. Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой. Для этого
внесите тлеющую лучинку в пробирку с перманганатом калия.
Что наблюдали:
________________________________________________________________________
Вывод:
____________________________________________________________________
2. Получение, собирание и распознавание водорода
В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте в нее 1—2 мл соляной
кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и наденьте на кончик
трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка
заполнилась выделяющимся газом.
Что наблюдали: ____________________________________________________
Вывод:
Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей
спиртовке. (Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с
«лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).
Что наблюдали: _________________________________________________________
Вывод:
____________________________________________________________________
3. Получение и распознавание аммиака
В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция
объемом по 3-4 шпателя. Смесь перемешайте пестиком и высыпьте в сухую
пробирку. Закройте ее газоотводной трубкой. Нагрейте.
Для обнаружения аммиака
поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку.
Что наблюдали:_________________________________________________________
Вывод:
_____________________________________________________________________
4. Получение и распознавание оксида углерода (IV)
В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1—2
мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с
газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой
находится 2—3 мл известковой воды.
Что наблюдали: ________________________________________________________
Вывод:
____________________________________________________________________
Раздаточный материал:
|
Металл, входящий в |
Цвет пламени |
|
Стронций Sr |
Темно-красный |
|
Литий Li |
Малиновый |
|
Кальций Ca |
Кирпично-красный |
|
Натрий Na |
Желтый |
|
Железо Fe |
Светло-желтый |
|
Молибден Mb |
Желто-зеленоватый |
|
Барий Ba |
Желтовато-зеленый |
|
Медь Cu |
Ярко-зеленый или сине |
|
Бор B |
Бледно-зеленый |
|
Теллур Te |
Зеленый |
|
Таллий Tl |
Изумрудный |
|
Селен Se |
Голубой |
|
Мышьяк As |
Бледно-синий |
|
Индий in |
Сине-фиолетовый |
|
Цезий Cs |
Розово-фиолетовый |
|
Рубидий Rb |
Красно-фиолетовый |
|
Калий K |
Фиолетовый |
|
Свинец Pb |
Голубой |
|
Сурьма Sb |
Зелено-синий |
|
Цинк Zn |
Бледно сине-зеленый |
|
Название |
Окраска индикатора в среде |
||
|
Кислая [H+]* > |
Нейтральная[H+] = |
Щелочная [OH-] > |
|
|
Лакмус |
красный |
фиолетовый |
синий |
|
Фенолфталеин |
бесцветный |
бесцветный |
малиновый |
|
Метилоранж |
розовый |
оранжевый |
желтый |
Характерные реакции на ионы
КАТИОНЫ
|
Катионы |
Реактив, уравнение реакции, признаки присутствия данного |
|
Калий К+ |
2) Окрашивает пламя в фиолетовый цвет. |
|
Натрий Na+ |
2) Окрашивание пламени – желтое |
|
Аммоний |
1) При действии щелочей при нагревании выделяется |
|
Магний |
1.) Карбонаты щелочных металлов дают белый осадок карбоната |
|
Кальций |
1) Окрашивает пламя в кирпично-красный цвет. |
|
Барий Ва2+ |
1) В уксуснокислой среде хромат калия К2СrО4 или К2Cr2O7 + |
|
Алюминий Al3+ |
1) Гидроксиды щелочных металлов образуют белый студенистый |
|
|
|
Хром |
1) Окислители (например, перманганат калия, пероксид
водорода, |
|
Железо |
1) Гексацианоферрат (II) калия K4[Fe(CN)6] (желтая
кровяная соль) |
|
Железо |
1) Гексацианоферрат (III) калия K3[Fe(CN)6] (красная
кровяная соль) |
|
Цинк |
1) Гидроксиды щелочных металлов образуют |
|
Никель |
1) Гидроксид натрия образует бледно |
|
Серебро |
1) Соляная кислота дает белый творожистый осадок,
растворимый |
|
Медь |
1) Растворы солей Сu2+ окрашены в голубой |
АНИОНЫ
|
Анион |
Реактив, уравнение реакции, признаки присутствия данного аниона, |
|
F- |
1) AgNO3 не образует осадка, т.к. фторид серебра растворим в
воде (в |
|
Cl- |
1) В азотнокислой среде AgNO3 дает белый осадок, растворимый в NH4OH. |
|
Br- |
1) В азотнокислой среде AgNO3 образует светло-желтый осадок. |
|
I- |
1) Нитрат серебра образует темно-желтый осадок AgI,
нерастворимый в |
|
S2- |
1) Хлористоводородная и др. кислоты при взаимодействии с
сульфидами |
|
SO32- |
1) Йодная вода или раствор перманганата калия обесцвечивается. |
|
SO42- |
1) Хлорид бария дает белый осадок, нерастворимый в HNO3:Ba2+ +
SO42- |
|
CO32- |
1) Минеральные кислоты разлагают карбонаты (и гидрокарбонаты) с |
|
SiO32- |
1) Минеральные кислоты выделяют гель кремниевой кислоты |
|
СН3СОО- |
1) При растирании в ступке уксуснокислой соли с гидросульфатом
калия |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.