Методическая разработка
урока - практической работы
по химии
«Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств»
для 9 класса
Учитель: Найденова Е.В.
Тема урока: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.
Тип урока – Урок ознакомления с новым материалом
Вид урока – урок – практическая работа
Цель урока: создать условия для изучения нового материала по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств», продолжить развитие и отработку навыков практического применения умений работать с реактивами и лабораторным оборудованием, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Задачи урока:
1. Обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания состава, строения, свойств, применения углерода и его соединений.
2.Формировать навыки экспериментальной и самостоятельной работы с учебником и раздаточным материалом, развивать умения наблюдать, делать выводы, формулировать высказывания.
3.Воспитывать бережное отношениие к своему здоровью, окружающей природе.
Технологии обучения – технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, ИК-технологии, технология развития критического мышления.
Методы и приемы обучения: метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя, частично-поисковый, прием «Инсерт».
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: бригадно-лабораторное занятие. Его использование неразрывно связано с идеями самостоятельной работы учащихся и их взаимообучения. Класс разделяется на несколько (четыре) групп, которые получают задание для самостоятельного выполнения. Бригадно-лабораторное занятие способствует интенсивному усвоению детьми умений и навыков самостоятельного учебного труда, способствует развитию их творчества и инициативы в поисках информации.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник химии (штатив с пробирками, прибор для получения газов, мел, известковая вода (р-р гидроксида кальция), раствор соляной кислоты, индикатор, лучина. Инструкция ТБ.
Содержание урока:
1.Организационный момент.
2. Этап актуализации опорных знаний:
- Дать характеристику углероду на основании его положения в периодической таблице.
- Какие степени окисления проявляет углерод?
- Какие соединения с кислородом он образует?
3.Изучение нового материала
- Рассмотрим строение молекулы углекислого газа.
Прием «Инсерт»: Во время чтения текста параграфа необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу.
Учащиеся, пользуясь текстом учебника, заполняют 1 строку в таблице по углекислому газу:
Признаки сравнения |
СО2- углекислый газ |
1.Строение молекулы, вид связи. |
О=С=О ковалентная полярная |
2. Получение |
|
3.Физические свойства. |
|
4.Применение |
|
Какие колонки таблицы остались незаполненными?
Постановка цели урока совместно с учащимися: на основании результатов выполнения практической части урока заполнить оставшиеся колонки таблицы.
Учащиеся получают инструкционную карту с планом и описанием практической работы по теме урока. Совместно с учителем обсуждают план выполнения работы, проверяют наличие на столах необходимого оборудования и реактивов.
Отработка ТБ.
4. Этап выполнения практической работы
№ и цель опыта |
Ход опыта |
Наблюдения. Уравнения реакций. |
Выводы. |
1.Получить оксид углерода (IV) и изучить его физических свойств. |
|
Наблюдения :
Написать уравнение реакции: CaСO3 + HCl = ... + СO2↑ + ...
|
Физические свойства углекислого газа: Оксид углерода (IV) ... воздуха, поэтому собираем методом вытеснения....; приемник находится дном... . Горящая лучина в атмосфере углекислого газа ..., следовательно, оксид углерода (IV) - газ, который не поддерживает ... |
2. Исследование химических свойств оксид углерода (IV). 2.1. Изучение кислотно-основных свойств водного раствора оксида углерода (IV).
2.2. Взаимодействие известковой водой |
В стакан с водным раствором СО2 добавляем лакмус
Конец газоотводной трубки помещаем в пробирку с известковой водой и пропускаем через нее углекислый газ
Продолжаам пропускать углекислый газ через мутную смесь до полного осветления раствора. |
Лакмус окрасился в ... цвет. СО2 + H2O ⇄
Наблюдения: Ca(OH)2 + CO2(недост.) = ... ↓ + ....
CaCO3 + CO2 + H2O ↔ Ca(HCO3)2 Нерастворимый карбонат ……. превращается в растворимый гидрокарбонат ….. при пропускании через раствор избытка углекислого газа. |
Вывод: оксида углерода (IV) - ... оксид, при взаимодействии с водой образует ... кислоту.
Вывод: качественной реакцией на углекислый газ является его взаимодействие с ... ... . |
4. Окислительно-восстановительные свойства . |
В стакан с углекислым газом вносим горящий магний |
Наблюдения: CO2 + Mg = Вывод: при взаимодействии с активными металлами оксид углерода (IV) является ... |
|
Физминутка. Гимнастика для глаз.
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно,
медленно считая до 5. Повторить 3–4 раза.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и
посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 3–4 раза.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая
головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и
вправо, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза.
4. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в
правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
5. Закрепление, осмысление знаний.
1.Какая реакция лежит в основе получения оксид углерода (IV)?
2.Перечислите физические свойства углекислого газа, которые наблюдались во время его получения.
3. Поясните, какое свойство углекислого газа лежит в основе его определения с помощью зажженной лучины.
4. Объясните, в чем заключается качественная реакция на углекислый газ?
5. Самостоятельно заполнить оставшиеся колонки таблицы:
Характеристики |
СО2- углекислый газ |
1.Строение молекулы, вид связи. |
О=С=О ковалентная полярная |
5.Получение |
СаСО3+2НСl = СаСl2 +Н2О+СО2
|
2.Физические свойства |
Газ, б/цвета, б/вкуса и запаха, растворим в воде под давлением, Dвозд.= 44/29=1,5. Легко сжижается и затвердевает - «сухой лед» |
6.Применение |
1.газированная вода 2.огнетушители 3. «сухой» лед |
6. Рефлексия. Все ли поставленные цели достигнуты. Что получилось? Были трудности?
Д.З – оформление отчета работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.