Занятие(лабораторная работа) по химии"Свойства крахмала"
Оценка 4.7

Занятие(лабораторная работа) по химии"Свойства крахмала"

Оценка 4.7
docx
26.12.2022
Занятие(лабораторная работа) по химии"Свойства крахмала"
Свойства крахмала.docx

Тема занятия « Крахмал. Свойства крахмала»

Цели занятия:
 Образовательная – определение сущностных характеристик крахмала; расширение, углубление на межпредметном уровне знаний учащихся о крахмале как об одном из важнейших биоорганических соединениях, о значении углеводов в жизни человека.
  Воспитательная - создание условий для осознания необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
  Развивающая - развитие навыков анализа, прогностических качеств ума при выполнении химического эксперимента по распознанию качественной реакции на крахмал, создание условий для применения знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
 Учебная задача: Изучение свойств данного вещества.
 Ведущие методы обучения: проблемно-поисковая беседа, химический эксперимент.
 Формируемые общеучебные знания и умения:
- знание правил по технике безопасности при проведении химических опытов
- развитие умений способов умственной деятельности;
- знания важнейших веществ, используемых человеком в жизни.
- развитие умения проводить простейший химический эксперимент, владеть методологией учебного исследования; использовать свои знания в повседневной жизни.
Предварительная работа:
- работа с различной литературой определений крахмала.
-задания на опережение сообщения учащихся о свойствах крахмала,   биологической роли, применении и получении.
Оборудование: мультимедийная система, продукты питания в тарелочках на каждого ребенка: крахмал; картофель и огурец; хлеб и рис; яблоко и макароны; непроливайки с раствором йода, пипетки.
                                                Ход занятия:

Добрый день! Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней.
Много нового узнаем, что ж, ребята, начинаем. У нас сегодня гости, поздороваемся с ними.
Мы сказали «здравствуйте», а это значит, что пожелали  всем здоровья. Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. Ребята, скажите мне, пожалуйста, что человеку нужно для здоровья, жизни? (Солнце, воздух, вода, продукты питания)

- Правильно. Человек не может жить без воздуха, воды, пищи, солнца. Мы с вами знаем, что есть много вкусных продуктов, но очень вредных для нашего организма. Значит, есть полезная еда, а есть вредная. Что у нас изображено на картинках? Я Вам предлагаю выбрать полезный продукт и объяснить, почему вы его выбрали. (Виноград и торт, помидор и мороженое). Делаем вывод, употребляем в пищу только полезные для нашего организма продукты питания.

- Мы с вами знаем, что в продуктах содержатся не только витамины.

Во многих продуктах содержится крахмал.
Выступление учащегося: «Крахмал как питательное вещество»
Крахмал является основным углеводом нашей пищи. Однако непосредственно он может усваиваться организмом. Подобно жирам, крахмал сначала подвергается гидролизу. Этот процесс начинается уже при пережевывании пищи во рту под действием фермента, содержащегося в слюне. Далее гидролиз крахмала продолжается в желудке и кишечнике. Образующаяся глюкоза всасывается через стенки кишечника в кровь и поступает в печень, а оттуда – во все ткани организма. Избыток глюкозы отлагается в печени в виде высокомолекулярного углевода – гликогена. По строению гликоген отличается от крахмала большей разветвленностью своих молекул. Этот запасный гликоген между приемами пищи снова превращается в глюкозу по мере расходования ее в клетках организма. Вспомните, какие конечные продукты образуются при окисление глюкозы. Промежуточные продукты гидролиза крахмала (декстрины) легче усваиваются организмом, чем сам крахмал, так как состоят из меньших по размерам молекул и лучше растворяются в воде. Приготовление пищи часто связано именно с превращением крахмала в декстрины. Частичный гидролиз крахмала происходит, например, при варке картофеля, при выпечке хлеба. Образованием клейких декстринов объясняется и появлением корки на хлебе и жареном картофеле.

 

Как вы уже догадались, тема нашего занятия сегодня: Крахмал. Свойства крахмала.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?(о крахмале, его свойствах, применении и тд)
Что за вещество крахмал?
В результате работы с различной литературой вы нашли научные определения крахмала(сообщения учащихся):

по Далю:   

Крахмал -  чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зерен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идет для придания жесткости и глади белью, почему и называется также скорбилом (скорбнуть).

в Энциклопедическом словаре:

 Крахмал  - запасной углевод растений; состоит из двух полисахаридов - амилозы и амилопектина, образованных остатками глюкозы. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях.  Крахмал  - основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%), саго и др. Энергетическая ценность 16,8 кДж/г. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, в литейном и других производствах, а также в фармацевтической промышленности.

Крахмал-это углевод, который вырабатывается при фотосинтезе зелёных растений. Выглядит как безвкусный гранулированный порошок белого цвета. Крахмал был известен ещё с глубокой древности. Пшеничный крахмал получали на островах Средиземного моря, в Древней Греции и Риме.
 Крахмал – это источник энергии. А энергия нам для чего нужна? (Чтобы бегать, ходить, играть, думать).
Физкультминутка

Отвели свой взгляд направо,

отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

посмотрели все вперед.

Раз – согнуться, разогнуться,

два – согнуться,  потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

Пять и шесть  - тихонько сесть.

- Замечательно! Скажите, а вы знаете, в каких продуктах содержится крахмал, а в каких нет? (Нет).

- Верно, на глаз мы этого определить не можем, поэтому, сегодня, я предлагаю вам провести опыт, который поможет нам определить, в каких продуктах питания содержится крахмал.

- Ребята, перед вами лежат две тарелочки, в одной тарелке мука, в другой крахмал. Как вы мне сможете помочь узнать, где крахмал и где мука? Что нужно сделать? (Можно попробовать, пощупать, понюхать, по цвету)

-  А можно ли пробовать незнакомые продукты? (Нет)

- Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой? ( Потому, что крахмал похож на муку). А чем же отличаются они друг от друга? Давайте узнаем. Что можно сказать о цвете крахмала и муки? Верно, оба белого цвета. А теперь попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку? (Мука мягкая, не скрипит) Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал? (Крахмал хрустит).

-  Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)

- Что можно сказать о запахе муки? (Мука не имеет запаха).

- Что можно сказать о запахе крахмала? (Крахмал не имеет запаха).

- Скажите, чем мука и крахмал  похожи? (Не имеют запаха, оба белого цвета.) А чем отличаются? (Отличаются на ощупь). Делаем вывод:  свойства крахмала: цвет - белый, на ощупь - скрипучий,  запах -  не имеет. (Выставляем карточки)

- А сейчас следующее задание. Слушаем внимательно.

- У вас на столах есть тарелочки. Как можно одним словом назвать все то, что находится на этих тарелочках? (Продукты питания)

- Сколько здесь продуктов питания! У них одинаковый вкус? (Разный) Можно ли просто пробуя эти продукты, определить, где, в каком веществе находится крахмал? А хотите, я вас  этому  научу? Есть специальный реагент (вещество), называется он ЙОД. Кто знает, что такое йод, для чего он нужен человеку? Правильно, йод устраняет микробы, а раз он устраняет, уничтожает микробы, значит, это вещество не безопасно. Послушайте очень важные правила работы с раствором йода.

- Йод – вещество, которое может испачкать руки и одежду, поэтому я его сильно разбавила. Но раствор получился все равно желтым, поэтому может оставить желтые пятна на руках или одежде. Постарайтесь этого избежать. И уж совсем плохо будет, если раствор йода попадет вам в глаза или рот. Работайте с этим веществом очень осторожно. Я ведь не зря его налила в непроливайки.

- У вас у всех есть пипетки. Как с ними работаем. Возьмите пипетку, опустите ее в непроливайку, наберите раствор йода,  а потом дотроньтесь до муки. Что произошло? (Мука стала коричневой). Давайте посмотрим, что случится, если йод капнуть в крахмал (Он посинел) Оказывается, при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в темно-синий цвет. Если мы капнем раствор йода до продукта, где есть крахмал, появится синее окрашивание. Если йод остался желтым, крахмала в продукте нет.

- Как вы думаете, есть ли в этих продуктах крахмал? (картофель, огурец, хлеб, макароны, яблоко)

-  А вы хотите научиться определять, есть ли крахмал в продуктах питания? Каждый из вас проведет опыт со своими продуктами.

- Итак, как вы сможете определить, что в продуктах есть крахмал? (Капнем раствор йода на продукт, если в том продукте есть крахмал, то он окрасится в синий цвет)

Дети проводят эксперименты со всеми имеющимися продуктами питания.
- Итак, ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Одни продукты питания содержат крахмал, другие – нет. Почему? Давайте разберемся, что общего среди продуктов питания, которые расположены слева, и что общего среди продуктов, расположенных справа. (Продукты питания растительного происхождения содержат крахмал, а продукты питания животного происхождения крахмала не содержат)

- А еще можно из невидимых вещей сделать видимые. Как вы думаете, можно ли обыкновенной чайной ложкой превратить воду в синие чернила? Для этого  смажем внутреннюю поверхность ложки крахмалом. Высохнув, крахмал станет незаметен. Теперь опустим ложку в стакан с водой, в которую добавлено несколько капель йода. Вода начнет синеть.

 - Скажите, ребята, что мы нового узнали о крахмале, для чего нам крахмал? (Крахмал – это вещество белого цвета, без запаха, скрипучий. Крахмал содержится в продуктах растительного происхождения. Это источник энергии. Как получают крахмал и из чего? (сообщение учащегося)
Крахмал получают чаще всего из картофеля. Картофель моют, затем измельчают на механических терках и измельченную массу промывают на ситах водой. Освободившиеся из клеток клубня мелкие зерна крахмала проходят с водой через сито и оседают на дне чана. Крахмал тщательно промывают, отделяют от воды и сушат.
- Верно, а где же применяют крахмал?(ответы учащихся)
Применение крахмала(сообщение учащегося)
Крахмал используется в самых разных различных отраслях:

·         в целлюлозно-бумажной промышленности в качестве наполнителя бумаги.

·         в быту для накрахмаливания предметов одежды, приклеивания обоев.

·         в текстительной промышленности для обработки тканей.

·         в пищевой промышленности для получения глюкозы, патоки, этанола, из которых изготавливаются хлебобулочная продукция, полуфабрикаты, колбасные изделия, кондитерские изделия.

·         в медицине как вспомогательный компонент.

·         в косметологии для производства масок для лица.

Крахмал используется как клеящее средство, применяется для отделки тканей, накрахмаливания белья. Каким образом получают накрахмаленное белье, если крахмал не растворим в воде? (под действием нагревания горячим утюгом крахмал превращается в декстрины, которые склеивают волокна ткани и образуют плотную пленку, предохраняющая ткань от быстрого загрязнения)В аналитической химии крахмал служит индикатором в йодометрическом методе титрования. Для этих случаев лучше применять очищенную амилозу, т.к.ее растворы не загустевают, а образуемая с йодом окраска более интенсивна.В медицине на основе крахмала готовят мази, присыпки, а также при производстве таблеток. и т.д.В текстильной промышленности крахмал используется для производства загустителей красок. Он применяется в спичечной, бумажной, полиграфической промышленности, в переплетном деле.Налажено производства модифицированных крахмалов, подвергавшихся специальной обработке или содержащих улучшающие их свойства добавки. Модифицированные крахмалы широко применяются в различных отраслях промышленности.
Итак, подведем итоги нашего занятия:
Что вам показалось наиболее интересным?
Что больше всего запомнилось?
Что вызвало затруднение?
Что удивило?

Домашнее исследование. Ферментативный гидролиз крахмала. В слюне человека находится пищеварительный фермент амилаза. Под действием амилазы (птиалина) происходит гидролиз крахмала. Разжуйте хорошо (не менее 10 минут) маленький кусочек черного хлеба. Меняются ли вкусовые ощущения? Чем это можно объяснить? Поместите его в фарфоровую чашку. Внесите в нее каплю раствора йода. Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод?Расскажите о результатах

 

 




 

Тема занятия « Крахмал. Свойства крахмала »

Тема занятия « Крахмал. Свойства крахмала »

Мы с вами знаем, что в продуктах содержатся не только витамины

Мы с вами знаем, что в продуктах содержатся не только витамины

Крахмал - это углевод , который вырабатывается при фотосинтезе зелёных растений

Крахмал - это углевод , который вырабатывается при фотосинтезе зелёных растений

У вас на столах есть тарелочки

У вас на столах есть тарелочки

Крахмал получают чаще всего из картофеля

Крахмал получают чаще всего из картофеля

Чем это можно объяснить? Поместите его в фарфоровую чашку

Чем это можно объяснить? Поместите его в фарфоровую чашку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022