Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Педсоветы +2
docx
физика
Взрослым
12.12.2018
Статья
Статья позволяет показать на конкретных примерах использование эффективных методов и приемов, современных педагогических технологий, при помощи которых можно формировать универсальные умения, что позволит подготовить подрастающее поколение к самостоятельному решению жизненно важных вопросов. Дана схема, отражающая условия успешности формирования универсальных умений.
Формирование универсальных умений.docx
Сабитова А.В. БПОУ  «Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского»  Формирование универсальных умений  Одно из новшеств, введенных ФГОС, – реализация компетентностного подхода в обучении. Это значит, что в процессе учебных занятий студенты наряду   с   получением   знаний   по   каждому   учебному   предмету,   должны приобрести   еще   два   комплекса   умений:   предметных   (связаны   с   изучаемым курсом физики) и универсальных (т.е. общего характера ­ метапредметных). Цель   работы:  показать   на   конкретных   примерах   использование эффективных методов и приемов, современных педагогических технологий, при помощи   которых   можно   формировать   универсальные   умения,   что   позволит подготовить подрастающее поколение к самостоятельному решению жизненно важных   вопросов,   быть   социально   активными,   критически   мыслящими, использовать полученные знания для решения реальных проблем. Метапредметные   умения­   это   освоенные   межпредметные   умения   и универсальные   учебные   действия   (УУД):   регулятивные,   познавательные, коммуникативные. Немалая часть студентов испытывает проблемы с такими действиями, как аналогия, классификация, обобщение, выявление причинно­следственных связей и   т.п.   Студенты   зачастую   не   видят   связи   между   предметами естественнонаучного цикла, что затрудняет понимание сути природных явлений. Для создания условий достижения студентами планируемых результатов определим   группы   предметных   и   метапредметных   результатов   освоения основной   образовательной   программы   по   выделенной   теме,   соответствующие требованиям ФГОС. Для этого заполняем приводимую далее форму таблицы (табл.1). Таблица 1. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов и планируемых результатов обучения Наименование тем Характеристи ка основных видов учебной деятельности студентов Планируемые результаты Предметные Метапредметн Личностны ые е При   выполнении   поурочного   планирования   выбираем   метапредметное   (ые) умение   (я),   с   которым   (ми)   можно   связать   изучаемый   материал.   Заполняем первую строку приводимой далее формы таблицы (табл.2). Таблица   2.   Планирование   процесса   формирования   универсальных   умений   на занятиях по физике Вопрос  программы Формируемое умение Задание Скорость  прямолинейно го  движения,гра фики  скорости Предметные:  ­определение  физических величин:  пути, перемещения,  скорости, ускорения; Метапредметные: ­ определение  координаты  пройденного пути,  скорости и ускорения  тела по уравнениям  зависимости координат, проекций скорости и  ускорения от времени; ­извлекать  необходимую  информацию из  графиков; ­проводить  сравнительный анализ  равномерного и  равнопеременного  движения; ­ умение  организовывать учебное сотрудничество с  преподавателем и  совместную  деятельность с группой. Сформулируйте определения  физических величин: пути,  перемещения, скорости, ускорения. Решить задачи на определение  координаты пройденного пути,  скорости и ускорения тела по  уравнениям зависимости координат,  проекций скорости и ускорения от  времени. Выразите из формулы скорости: 1) пройденный путь, 2) затраченное время, 3) ускорение, 4) начальную скорость. По графику скорости на небольшом  участке пути необходимо определить: 1) пройденный путь, 2) затраченное время, 3) ускорение, 4) начальную скорость. Определите по графику скорости вид  прямолинейного движения,  определите ускорение тела и  напишите уравнение движения тела. Работа в малых группах при решении задач на движение тела,  брошенного под углом к горизонту, а  так же при решении  экспериментальных задач. Практические занятия способствуют активизации познавательной деятельности студентов,   закреплению   и   углублению   полученных   ими   знаний,   созданию целостного   представления   об   окружающем   мире.   Опыт   показывает,   что наиболее   эффективными   методами   формирования   универсальных   умений являются   те,   которые   основаны   на   демонстрационном   эксперименте,   на выполнении   студентами   экспериментальных   и   практических   заданий, требующих   от   них   самостоятельно,   на   основании   проведенных   опытов   и решении   разнообразных   задач,   сформулировать   суть   явлений   и   полученных закономерностей.   Анализируя   познанное,   студенты   выдают   индивидуальный творческий продукт: таблицу, схему, рисунок, вычисление и др. Реализуются личностные умения: самоопределение, саморазвитие творческих способностей. Формируются регулятивные и познавательные действия: выбор плана действия, обобщение,   систематизация,   классификация,   умение   применять   предметные знания   в   жизни.   При   обработке   экспериментальных   данных   в   ряде   задач требуется   применять   графические   способы   обработки   информации,   что позволяет   развивать   умения   правильно   строить   и   оформлять   графики. Осваиваются способы оценки погрешностей, допущенных при измерениях. При выполнении лабораторных и практических работ применяется технология работ в малых группах, что позволяет формировать коммуникативные умения. Универсальные   умения   формируются   проектной   деятельностью, обеспечиваются   применением  информационно­коммуникационных   технологий. Проектная   деятельность   реализуется   на   конкретном   учебном   материале. Например,   историко­биографический   материал.   Знакомство   с   личностью ученого   способствует   формированию   мировоззрения,   позволяет   расширить   и углубить знания по физике, положительно влияет на мотивационную сферу и познавательный интерес. Одним из универсальных умений являются интеллектуальные умения. Например, задания для формирования мыслительных умений: ● схемы, в) условия задачи, г) данных таблицы.} ● или   поставленный   учителем   опыт     …     (называют   какой).     Выделите   в   нем причину, повод, следствие. Запишите.}  ● (называют какие),  однотипные единицы измерения (например массы), графики   (называют какие),силы … (называют какие).} ● проведение классификации.  {Выполните классификацию   механических движений …  (приводят их список),  веществ  по их электропроводности … (приводят перечень названий).} ● факта   (например,   эксперимента,   называют   его   или   демонстрируют),   из несколькихфактов   … (называют их или   приводят содержание), из опытов, в которых изучали разные свойства явления.} ● явления, его объяснением или оценкой события).  {Взяв за основу …(теорию  –   указывают какую, или закон  –  называют какой), предскажите, что будет, если  … (называют действие, эффект или событие).} или  {Взяв за основу … (теорию  –  указывают какую, закон  –  называют какой), покажите, что предсказание  …  (называют какое) неверно.} В  результате,на  основе   разработанных  заданий,  формирующих  универсальные умения,   создается   учебно­методическое   обеспечение,   включающееучебные формулировка индуктивного умозаключения.  {Сделайте вывод  из одного   выстраивание дедуктивного умозаключения (оно связано с предсказанием   проведение анализа.  {Выполните  анализ  а)текста, б) рисунка или   установление причинно­следственных связей. {Перед вами текст  выполнение сравнения. {Сравните: физические явления  … программы, компетентностно­ориентированные задания по предмету, учебные пособия и т.д. Таким   образом   подводим   итог:   в  регулятивные  универсальные   учебные действия   (УУД)   входят   действия,   обеспечивающие   организацию   учебной деятельности: ­   планирование­определение   последовательности   промежуточных   целей   для достижения конечного результата; ­ целеполагание– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно; ­ составление плана и последовательности действий; ­   прогнозирование–предвосхищение   результата   и   уровня   усвоения   его промежуточных результатов; ­   контроль   –   сопоставление   полученного   результата   с   заданным   эталоном, обнаружение, анализ отклонений и отличий; ­ коррекция– внесение дополнительных отклонений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; ­ оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; ­ саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к преодолению препятствий. В  познавательные  универсальные   учебные   действия   выделяют   общеучебные действия, включая знаково­символические и логические. В результате студенты учатся: ­ основам реализации проектно­исследовательской деятельности; ­ проводить наблюдение и эксперимент под руководством преподавателя; ­   осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием   ресурсов библиотек и Интернета; ­ создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ­   осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в зависимости от конкретных условий; ­ давать определение понятиям; ­ устанавливать причинно­следственные связи; ­ обобщать понятия; ­   осуществлять   сравнение,   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность   и   учет   позиции   других   людей,   умение   слушать,   вступать   в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу   и  продуктивно   взаимодействовать   и  сотрудничать   со   сверстниками   и взрослыми. В результате студент учится: ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ­   формулировать   собственное   мнение   и   позицию,   аргументировать   и координировать   её   с   позициями   партнёров   в   сотрудничестве   при   выработке общего решения в совместной деятельности; ­   устанавливать   и   сравнивать   разные   точки   зрения,   прежде   чем   принимать решения и делать выбор; ­ аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; ­ задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; ­ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ­   адекватно   использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; ­ владеть устной и письменной речью; ­   строить   монологическое   контекстное   высказывание;   организовывать   и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели   и   функции   участников,   способы   взаимодействия;   планировать   общие способы работы. Схема, отражающая условия успешности формирования универсальных умений (УУ) Литература: 1. ФГОС основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от  6.10.2009г. № 373. 2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 ­ 2020 годы, утверждена 22.11. 2012 года. 3. Хуторской А.В. «Метапредметное содержание образования с позиции  человекосообразности», опубликовано в журнале «Вестник института  образования человека» 2.13. 2012 г. Москва. 4.www.myshared.ru/slid/260008 Презентация на тему: «Формирование УУД в  основной общеобразовательной школе. Четыре междисциплинарные учебные  программы». 5. Браверман Э.М. «Формирование универсальных умений: планирование  работы, типы заданий, краткая методика», электронное приложение к журналу  «Физика в школе», 2015, №5, г. Москва.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2018