Методическая разработка, в которой представлены приемы формирования читательской самостоятельности у учащихся начальных классов в условиях ФГОС (из опыта работы). Приемы можно использовать на каждом уроке с целью повышения навыка чтения, развития читательских умений младших школьников. Также предлагаются виды работы с текстом.
Приёмы повышения читательской самостоятельности у младших школьников.docx
МБОУ «Юринская средняя общеобразоватеьная школа им.С.А.Лосева»
Методическая разработка
(из опыта работы)
Тема: Приемы формирования читательской
самостоятельности учащихся в условиях
ФГОС
Автор: учитель начальных классов
Галина И.А.
Юрино, 2019 Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования
человека. Именно чтение определяет уровень образованности человека, его
интеллект, коммуникативную культуру. Именно чтение воздействует на все
стороны развития личности, формируя его мировоззрение, нравственное
сознание, обогащение представлений об окружающем мире, чувство уважения
к традициям своего народа.
Умение читать – это особая работа, можно сказать сверхработа,
потому что в основе ее лежит умение думать, т.е. наисложнейшая
деятельность. Чтобы думать над тем, о чем тебе рассказывает книга, надо
осознавать каждое слово, фразу и, напрягая волю, внимание, память,
воображение, привлекая все возможные ассоциации, представлять в образах
то, о чем идет речь, проникать в переживания, осознавать и оценивать
возникшие при этом эмоции, настроения, которые ты испытываешь, и
трансформировать их на себя.
Объективным показателем того, что читательская самостоятельность
сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность
читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания,
умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с
книгой. Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного
самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Формировать читательскую самостоятельность нужно на каждом уроке,
делая это ненавязчиво, используя разнообразные методические приемы.
Приёмы повышения читательской самостоятельности у младших
школьников.
1. Речевая зарядка (разминка). Каждый урок начинать с речевой зарядки (2 – 3
минуты). Такая зарядка способствует развитию чёткости и правильности речи.
Каждая речевая зарядка заканчивается работой над скороговоркой.
2. Чтение за диктором. В качестве диктора выступает учитель. При чтении
диктор ведёт за собой слабых учащихся, помогает выработке слитного чтения
слов.
Чтение в группах. Хорошо читающие ученики вместе со слабыми учениками..
Задача слабых учеников – не отставать от сильных. Задача хорошо читающих –
3. читать как можно быстрее и выразительнее. Чтение в парах или группах
обеспечивает перспективу в чтении для слабочитающих детей.
4. Многократное чтение. Вырабатывается навык более быстрого чтения.
5. Совершенствование внимания. Упражнения, вырабатывающие внимание к
слову и его частям. Чтение слов и словосочетаний типа: чистота – частота,
девушка – дедушка, воспитывает внимание к корню. Чтение слов с
одинаковыми корнями, но разными частями речи: зелёный – зелень, бодрый –
ободрился – приободрился. Эти слова можно написать на доске и на
карточках. Модно использовать прием взаимопроверки. Сосед следит за
правильностью чтения и отмечает ошибки.
6. Убыстрение темпа. Убыстрение постепенно доводится до темпа
скороговорки, развивает угол зрения, позволяет фиксировать по 2 3 слова
одновременно. От быстрого чтения переход к более медленному и
выразительному чтению.
7. Переход на незнакомый текст. После многократного чтения текста с
постепенным убыстрением темпа, предлагается читать следующую часть в
повышенном темпе.
8. Чтение с отрывом взгляда от текста – «Дикторское чтение». При чтении
9.
вслух предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению.
Упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте за счёт расширения
угла зрения, увеличивается кратковременная память, ученик учится
распределять своё внимание (смотреть в книгу не более 30 – 40 % времени).
Пересказ с опорой на текст. После многократного чтения текста, ученик
пересказывает его содержание. При возникновении затруднений ему
разрешается подглядывать в текст. Способствует развитию угла зрения,
кратковременной памяти, ориентировки в тексте.
Упражнение «Губы». Это упражнение необходимо для чёткого
разграничения детьми чтения « молча» и «вслух». К плотно сжатым губам по
команде «читать про себя» дети прикладывают палец левой руки к губам.
«Буксир». Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения (80 – 150
слов в минуту). Дети читают этот же текст «про себя», стараясь поспевать за
учителем.
«Молния». При команде «молния» дети начинают читать текст на
максимальной скорости «про себя». Одна минута вслух – одна минута про
себя.
10.
11.
12.
Приемы, формирующие навык чтения Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является
многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым
заданием. Вот тогдато ребенок открывает в нем чтото новое, чего не заметил
при первом чтении.
Виды работ над текстом:
1.
2.
3.
4.
5.
Чтение всего текста (по заданию учителя)
Чтение, деление на части. Составление плана.
Чтение по готовому плану.
Чтение, после чтения пересказывание.
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Чтение с сокращением текста, (дети убирают предложения или слова,
6.
которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
7.
8.
9.
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение вполголоса.
10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
11. Чтение, ответы на вопросы.
12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего
предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным
отрывком.)
15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик,
хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома
набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет
40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55
слов в минуту).
16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить
допущенную ошибку.
18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль
рассказа.
19.
19.Чтение и установление, что правда, а что вымышленно (для сказки).
20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для
басни).
21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
23.
24.
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном
25.
после чтения учителем или учеником.
26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось
27. Установление путем чтения причинноследственных связей.
28. Чтение названия рассказа. (Как еще можно, назвать?)
29. Чтение по ролям.
30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица
32.
реагирует на услышанное)
33. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком,
вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
34. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на
предыдущем конкурсе).
35. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
36. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. 37. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко,
тихо, быстро, медленно.
38. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
39. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по
40.
собственному выбору.
41. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
42. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником)
правило.
43. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
44. Нахождение двух, трех, четырехсложных слов.
45. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное
прилагательное; б)существительное +глагол; в) местоимение + глагол (можно
наоборот).
46. Чтение, пометка непонятных слов.
47. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой
их на слоги (например: морковка).
48. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно
нарисовать устный портрет.
49. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным
(данные слова записаны на доске).
50. Чтение слов, к которым даны сноски.
51. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать
при написании сочинения.
52. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к
теме «Осень», «Зима» и т. д.
53. Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором). Литература
1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/
Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.:
Просвещение, 1997.
2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в
процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/
Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
3. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов
младших школьников. М., 2008. с. 18
4. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.//
Начальная школа. – 2001. – №7.
5. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к
чтению? // Начальная школа. 2007. № 8. С. 3543.
6. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник
статей. / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет
«Первое сентября», 2005 С. 40
7. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса
младших школьников. М.: Ментор. 2007. №1. С. 1113.
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.