Родительский лекторий «Адаптация детей к школе. Проблемы. Рекомендации родителям»
План лектория
1. Основные проблемы первоклассников.
2. Группы социально – психологической адаптации детей.
3. Рекомендации родителям.
Поступление ребёнка в школу характеризуется кризисом в развитии – кризис 6-7 лет. На данном этапе ребёнку необходимо овладеть новыми умениями и навыками, он вступает в новую социальную ситуацию развития, приобретает новую для него социальную роль – роль школьника. Поэтому необходимо уделить особое внимание адаптации ребёнка к обучению в школе. В связи с этим особое значение приобретает роль родителей в их новом качестве родителей первоклассника.
Период адаптации к школе (первые 2-6 месяцев) является переходным. В это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего нового социального положения и закладывается основа отношения к учебной работе, к общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.
Основные проблемы, с которыми сталкивается ребёнок в первом классе:
1. Характер взаимодействия учителя с детьми, как правило, сильно отличается от того, к которому ребёнок привык в детском саду: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится существенно более серьёзным.
2. Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависит самооценка и социальный статус ребёнка, что предполагает гораздо большую ответственность перед учителем и родителями.
3. Формы организации учебного процесса требуют от детей большого напряжения и концентрации. Ребёнок часто теряет интерес к занятиям, вся его деятельность протекает под влиянием внешнего давления учителя. Это приводит к повышенной утомляемости и эмоциональному дискомфорту детей.
В связи с этим социально – психологическая адаптация детей может проходить по-разному:
Первая группа детей (56%), адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, быстро приобретают друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них бывают сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т.к. им трудно выполнять все требования: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка и т.п. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, проходят, отношения нормализуются, ребёнок полностью осваивается со статусом ученика и новыми требованиями, и с новым режимом – он становится учеником.
Вторая группа детей (30%) имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми – они могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищами, не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа детей (13%) – дети, у которых адаптация связана со значительными трудностями: они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении, ученики с нарушением психоневрологической сферы. Это могут быть и не готовые к обучению дети; перегруженные дети, не справляющиеся с дополнительными нагрузками.
У большинства первоклассников процесс адаптации завершается только в начале второго полугодия. В период адаптации у детей замедляется рост, у многих падает масса тела, появляются жалобы невротического характера.
У некоторых детей удовлетворительная адаптация к школе вообще не наступает. Это состояние характеризуется как школьная дезадаптация и служит источником различных заболеваний.
Рекомендации родителям по улучшению адаптации первоклассников с различными нарушениями личностного развития.
1. Родителям агрессивного ребёнка:
- избегать любого негативного воздействия на самооценку ребёнка;
- не считать ребёнка неблагодарным, ожидая, что в ответ на их раздражение и упрёки ребёнок будет раскаиваться, испытывать чувство вины;
- объяснить ребёнку, что он имеет право на негативные эмоции, но проявлять их необходимо в конструктивной и социально приемлемой форме;
- если ребёнок провоцирует себя на агрессивное поведение, необходимо переключить его с этой эмоции, а когда он остынет, постараться с вниманием выслушать причины такого поведения.
2. Грубое поведение ребёнка по отношению к одноклассникам и учителям:
- показывать детям пример уважительного отношения к окружающим и к самому ребёнку;
- научить его, как исправить ошибки и извиниться, если он что-то сделал не так. И, разумеется, уметь делать это самим, если ошибку сделали вы и оскорбили ребёнка.
3. Родителям замкнутых, застенчивых и робких детей:
- внимательно выслушивать ребёнка, даже если вам не нравится то, что вы слышите;
- дети будут прислушиваться к родителям, если почувствуют, что они их понимают;
- не представлять ребёнка как застенчивого, когда знакомите с кем-то, не говорить о нём в присутствии посторонних людей;
- говорить о поведении ребёнка, а не оценивать его личность;
- не позволять детям из-за застенчивости не делать необходимого.
4. Если ребёнок лжёт:
- не задавать ребёнку провокационных вопросов, вынуждающих его лгать;
- стараться заострять внимание на решении проблем, а не на обвинении и требовании;
- уважать личность ребёнка и его право промолчать, если он не готов на откровенный разговор. Не все дети (как и взрослые) в состоянии сразу признаться в собственных «грехах»;
- чаще показывать детям, что ваша любовь не зависит от их поведения, что вы их любите без всяких условий и оговорок. Дети часто лгут, боясь потерять расположение и любовь родителей;
- стараться не критиковать и не осуждать ребёнка, т.к. дети часто лгут, боясь этого;
- если ребёнок обманывает вас, не закрепляйте эту модель поведения, называя его лжецом.
5. Родителям медлительного ребёнка:
- уважайте привычки и характер своего ребёнка. Не торопите его и предлагайте свою помощь только когда видите, что ему самому действительно не справиться;
- не выполняйте за ребёнка его работу, если он сам может её сделать.
6. Родителям упрямого ребёнка:
- понимать ребёнка, себя и ситуацию – упрямство рождается тогда, когда родители слишком контролируют детей. Мы все не довольны, когда не можем получить того, чего хотим;
- если ребёнок не хочет выполнять работу или поступать, как надо, следует настоять, не показывая сомнений, игнорируя упрямство и продолжать задуманное;
- не баловать ребёнка и не превращаться во все разрешающих родителей;
- стыдить, ругать или наказывать упрямых детей бесполезно, т.к. это только обостряет ситуацию. Необходимо применять воспитательные методы без наказания и ущерба для самоуважения ребёнка.
7. Родителям гиперактивных детей:
- такие дети должны находиться пол наблюдением врача, т.к. важное место в преодолении гиперактивности принадлежит медикаментозной терапии;
- поддерживать дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку;
- избегать по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие;
- оберегать ребёнка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
- давать ребёнку расходовать избыточную энергию.Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
8. Родителям детей, испытывающим трудности при выполнении домашних заданий:
- не поддаваться искушению сделать за ребёнка домашнее задание;
- дать детям знать, что вы придёте на помощь, если они вас попросят что-либо объяснить;
- никогда не сравнивать детей, это только вызовет сопротивление и может развить чувство неполноценности.
Больше общайтесь с детьми. Не осуждайте их за неудачи, а ищите пути преодоления трудностей. Хвалите детей (но не безосновательно), тем самым повышая их самооценку и побуждая их к успеху.
Родительский лекторий
Проблемы адаптации детей к обучению
Учитель начальных классов
ОШ № 31
А.Ю.Грищенко
г.Мариуполь 2018 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.