Статья: "Адаптация детей к школе. Проблемы. Рекомендации родителям"
Оценка 4.8

Статья: "Адаптация детей к школе. Проблемы. Рекомендации родителям"

Оценка 4.8
docx
24.07.2024
Статья: "Адаптация детей к школе. Проблемы. Рекомендации родителям"
Родительский лекторий _Адаптация детей к школе. Проблемы. Рекомендации родителям_.docx

Родительский лекторий «Адаптация детей к школе. Проблемы. Рекомендации родителям»

План лектория

1.  Основные проблемы первоклассников.

2.  Группы социально – психологической адаптации детей.

3.  Рекомендации родителям.

 

Поступление ребёнка в школу характеризуется кризисом в развитии – кризис 6-7 лет. На данном этапе ребёнку необходимо овладеть новыми умениями и навыками, он вступает в новую социальную ситуацию развития, приобретает новую для него социальную роль – роль школьника. Поэтому необходимо уделить особое внимание адаптации ребёнка к обучению в школе. В связи с этим особое значение приобретает роль родителей в их новом качестве родителей первоклассника.

             Период адаптации к школе (первые 2-6 месяцев) является переходным. В это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего нового социального положения и закладывается основа отношения к учебной работе, к общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.

 

              Основные проблемы, с которыми сталкивается ребёнок в первом классе:

1.     Характер взаимодействия учителя с детьми, как правило, сильно отличается от того, к которому ребёнок привык в детском саду: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится существенно более серьёзным.

2.      Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависит самооценка и социальный статус ребёнка, что предполагает гораздо большую ответственность перед учителем и родителями.

3.      Формы организации учебного процесса требуют от детей большого напряжения и концентрации. Ребёнок часто теряет интерес к занятиям, вся его деятельность протекает под влиянием внешнего давления учителя. Это приводит к повышенной утомляемости и эмоциональному дискомфорту детей.

          В связи с этим социально – психологическая адаптация детей может проходить по-разному:

 

          

         Первая группа детей (56%), адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, быстро приобретают друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них бывают сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т.к. им трудно выполнять все требования: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка и т.п. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, проходят, отношения нормализуются, ребёнок полностью осваивается со статусом ученика и новыми требованиями, и с новым режимом – он становится учеником.

 

       

          Вторая группа детей (30%) имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми – они могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищами, не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении  учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

 

           Третья группа детей (13%) – дети, у которых адаптация связана со значительными трудностями: они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении, ученики с нарушением психоневрологической сферы. Это могут быть и не готовые к обучению дети; перегруженные дети, не справляющиеся с дополнительными нагрузками.

                У большинства первоклассников процесс адаптации завершается только в начале второго полугодия. В период адаптации у детей замедляется рост, у многих падает масса тела, появляются жалобы невротического характера.

                У некоторых детей удовлетворительная адаптация к школе вообще не наступает. Это состояние характеризуется как школьная дезадаптация и служит источником различных заболеваний.

 

               Рекомендации родителям по улучшению адаптации первоклассников с различными нарушениями личностного развития.

 

1.   Родителям агрессивного ребёнка:

- избегать любого негативного воздействия на самооценку ребёнка;

 - не считать ребёнка неблагодарным, ожидая, что в ответ на их раздражение и упрёки ребёнок будет раскаиваться, испытывать чувство вины;

 - объяснить ребёнку, что он имеет право на негативные эмоции, но проявлять их необходимо в конструктивной и социально приемлемой форме;

 - если ребёнок провоцирует себя на агрессивное поведение, необходимо переключить его с этой эмоции, а когда он остынет, постараться с вниманием выслушать причины такого поведения.

 

2.  Грубое поведение ребёнка по отношению к одноклассникам и учителям:

 - показывать детям пример уважительного отношения к окружающим и к самому ребёнку;

 - научить его, как исправить ошибки и извиниться, если он что-то сделал не так. И, разумеется, уметь делать это самим, если ошибку сделали вы и оскорбили ребёнка.

 

3. Родителям замкнутых, застенчивых и робких детей:

- внимательно выслушивать ребёнка, даже если вам не нравится то, что вы слышите;

 - дети будут прислушиваться к родителям, если почувствуют, что они их понимают;

 - не представлять ребёнка как застенчивого, когда знакомите с кем-то, не говорить о нём в присутствии посторонних людей;

 - говорить о поведении ребёнка, а не оценивать его личность;

 - не позволять детям из-за застенчивости не делать необходимого.

 

4.    Если ребёнок лжёт:

- не задавать ребёнку провокационных вопросов, вынуждающих его лгать;

 - стараться заострять внимание на решении проблем, а не на обвинении и требовании;

 - уважать личность ребёнка и его право промолчать, если он не готов на откровенный разговор. Не все дети (как и взрослые) в состоянии сразу признаться в собственных «грехах»;

 - чаще показывать детям, что ваша любовь не зависит от их поведения, что вы их любите без всяких условий и оговорок. Дети часто лгут, боясь потерять расположение и любовь родителей;

 - стараться не критиковать и не осуждать ребёнка, т.к. дети часто лгут, боясь этого;

 - если ребёнок обманывает вас, не закрепляйте эту модель поведения, называя его лжецом.

 

5.    Родителям медлительного ребёнка:

- уважайте привычки и характер своего ребёнка. Не торопите его и предлагайте свою помощь только когда видите, что ему самому действительно не справиться;

 - не выполняйте за ребёнка его работу, если он сам может её сделать.

 

6.    Родителям упрямого ребёнка:

- понимать ребёнка, себя и ситуацию – упрямство рождается тогда, когда родители слишком контролируют детей. Мы все не довольны, когда не можем получить того, чего хотим;

 - если ребёнок не хочет выполнять работу или поступать, как надо, следует настоять, не показывая сомнений, игнорируя упрямство и продолжать задуманное;

 - не баловать ребёнка и не превращаться во все разрешающих родителей;

 - стыдить, ругать или наказывать упрямых детей бесполезно, т.к. это только обостряет ситуацию. Необходимо применять воспитательные методы без наказания и ущерба для самоуважения ребёнка.

 

7.    Родителям гиперактивных детей:

- такие дети должны находиться пол наблюдением врача, т.к. важное место в преодолении гиперактивности принадлежит медикаментозной терапии;

 - поддерживать дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку;

 - избегать по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие;

 - оберегать ребёнка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

 - давать ребёнку расходовать избыточную энергию.Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

 

8.    Родителям детей, испытывающим трудности при выполнении домашних заданий:

- не поддаваться искушению сделать за ребёнка домашнее задание;

  - дать детям знать, что вы придёте на помощь, если они вас попросят что-либо объяснить;

 - никогда не сравнивать детей, это только вызовет сопротивление и может развить чувство неполноценности.

 

 

Больше общайтесь с детьми. Не осуждайте их за неудачи, а ищите пути преодоления трудностей. Хвалите детей (но не безосновательно), тем самым повышая их самооценку и побуждая их к успеху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительский лекторий

 

 

Проблемы адаптации детей к обучению

Картинки по запросу картинки школа дети с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов

                                                                         ОШ № 31

                                                                    А.Ю.Грищенко

 

 

г.Мариуполь 2018 г.


 

Родительский лекторий «Адаптация детей к школе

Родительский лекторий «Адаптация детей к школе

Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависит самооценка и социальный статус ребёнка, что предполагает гораздо большую ответственность перед учителем и родителями

Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависит самооценка и социальный статус ребёнка, что предполагает гораздо большую ответственность перед учителем и родителями

Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы

Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы

Грубое поведение ребёнка по отношению к одноклассникам и учителям: - показывать детям пример уважительного отношения к окружающим и к самому ребёнку; - научить его, как…

Грубое поведение ребёнка по отношению к одноклассникам и учителям: - показывать детям пример уважительного отношения к окружающим и к самому ребёнку; - научить его, как…

Не все дети (как и взрослые) в состоянии сразу признаться в собственных «грехах»; - чаще показывать детям, что ваша любовь не зависит от их поведения,…

Не все дети (как и взрослые) в состоянии сразу признаться в собственных «грехах»; - чаще показывать детям, что ваша любовь не зависит от их поведения,…

Необходимо применять воспитательные методы без наказания и ущерба для самоуважения ребёнка

Необходимо применять воспитательные методы без наказания и ущерба для самоуважения ребёнка

Хвалите детей (но не безосновательно), тем самым повышая их самооценку и побуждая их к успеху

Хвалите детей (но не безосновательно), тем самым повышая их самооценку и побуждая их к успеху

Учитель начальных классов

Учитель начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2024