Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики"
Оценка 4.6

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Оценка 4.6
doc
04.10.2023
Статья  "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.doc

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.  

(Б.Шоу)    

    Анатолий  Васильевич Луначарский говорил, что «…цель познания - найти такие формулы, такую простейшую систему законов, которая являлась бы ключом ко всему многообразию природы».
Выступая на форуме педвузов России, Дмитрий Ливанов огласил новую роль школьного учителя, который, по его словам, должен не просто передавать знания ребятам, а являться наставником и методистом, обучающий структурировать полученные знания и использовать их в жизни. Другими словами, задача учителя – помочь ребенку найти себя в современном мире, научить его самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь правильно ставить вопрос и находить на него ответ, быть уверенным в себе и адекватным к окружающей действительности.

Как учитель, я стараюсь, прежде всего, убедить  ребенка  учиться, чтобы он захотел получать знания.

Для этого я 

         Стараюсь стимулировать учащихся к познанию.

         Делаю материал достоянием личного опыта ребенка,  учу применять его в новой ситуации, иногда нестандартной.

         Развиваю творческий потенциал ученика. Сделать это  можно только в условиях любви к детям: осуждение  подавляет творческое начало в ребенке, а любовь, забота  поощряют его творческую активность.

Моя методическая тема «Активизация познавательной деятельности на уроках физики». Актуальность данной темы обусловлена тем, что  знания физики необходимы успешному человеку в современном мире.

Я использую активные методы обучения: проблемные, исследовательские, поисковые - ориентированные на реальные практические результаты и способствующие активизации познавательной и творческой деятельности.

На каждом уроке – учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её. Руководствуюсь  китайской мудростью:

Расскажи – и я забуду,

 Покажи – и я запомню,

 Дай мне сделать самому – и я научусь.

С первых дней работы в школе я пытаюсь учить детей так, чтобы им было интересно, чтобы физика захватила их. На своих уроках с целью развития познавательного интереса я использую загадки, ребусы, задание «Исключи лишнее», качественные задачи. Так в 7-8 классах я формирую исследовательские навыки учащихся, используя как групповые, так и индивидуальные формы работы. (Налить в один стакан холодной воды, а в другой – теплой. Опустить в каждый из них кристаллики марганцовки.)         

 Физические понятия и теория только тогда становятся для ребят осознанными, когда они подтверждены конкретными, понятными примерами. Я помогаю отыскивать такие примеры в природе и объяснять их с точки зрения науки. Например, ранней весной при таянии снега провожу экскурсию в природу.

* Пронаблюдайте за снегом вокруг стволов деревьев. Объясните. ( Вокруг стволов снег тает быстрее, поскольку ствол дерева темный, он нагревается больше, чем белый снег, и излучает тепло, ускоряющее процесс таяния.)     

           Сегодня, в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта, в основу которого  положен системно-деятельностный подход, который способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем;  самообразованию; к социальному взаимодействию; использование информационных ресурсов. На уроках я использую мыслительные приемы и методы, которые формируют коммуникативные навыки, развивают  умственную  деятельность, память, внимание, умение сопоставлять, анализировать.           Очень хорошо работает метод кластеров. Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Система кластеров охватывает большое количество информации, помогает  её упорядочить и запомнить. В отличии от схемы кластер имеет пространственно широкую конфигурацию, между его элементами можно  находить причинно- следственные связи. Эта работа может  быть как групповой   и индивидуальной.  

Хочется отметить, что исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся: формируются универсальные способы учебной деятельности, значительно расширяется кругозор; происходит непроизвольное запоминание учебного материала. На первом уроке в 7 классе можно провести кратковременную лабораторную работу: имеется мензурка, стакан с водой и стеклянная трубка. Перед учащимися ставится задача: надо перенести воду из одного сосуда в другой, не прикасаясь к ним руками. Это первая проблема и они сами должны найти способ решения. Опускают один конец трубки в сосуд с водой, другой закрывают пальцем и переносят жидкость в мензурку. Домашние опыты и наблюдения позволяют расширить область связи теории с практикой, приучить учащихся к самостоятельной исследовательской работе, развить интерес к физике.

* Поставить на плиту две одинаковые жестяные банки. В одну налить воду массой 200 грамм, в другую положить снег той же массы. Заметить, сколько времени потребуется, чтобы вода в обеих банках закипела.

Я верю, что через опыт, проделанный лично, многие придут к потребности познания. А эта потребность приведет к открытию, исследования, большие или маленькие, укрепят веру ученика в себя, сделав его успешным. Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и применении всего того, что ты знаешь, чему учишься.  

А самое главное, в своей работе я руководствуюсь словами К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики

Например, ранней весной при таянии снега провожу экскурсию в природу

Например, ранней весной при таянии снега провожу экскурсию в природу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2023