БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УДОД
Птюшкина Галина Николаевна,
(pgn.lomonosov@mail.ru)
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр «ПЕТЕРГОФ» (ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)
В связи с модернизацией российского образования и внедрением Болонских соглашений происходят изменения требований к качеству образования. Необходимо искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счёт такой организации образовательного процесса, которая могла бы более широко использовать творческий потенциал учащихся. Отсутствие в сфере дополнительного образования детей единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
О результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, конференциях, исследовательских работах, проектах и по награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
В связи с этим возникает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию, который способствовал бы гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению мотивации учащихся и их самостоятельности. Вследствие чего, практический интерес представляет балльно-рейтинговая система оценивания, поскольку она является наиболее гибкой и может включать в себя различные элементы других систем.
В процессе реализации программы ««Дворцово-парковый ансамбль ГМЗ «Ораниенбаум»» для детей 7 – 10 лет был разработан и апробирован диагностический инструментарий, основанный на использовании балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся. Как показала практика, в сравнении с традиционной системой, рейтинговая оказалась предпочтительнее: стимулирует ребенка к систематическим занятиям, «заставляет» использовать дополнительную литературу, участвовать в олимпиадах и конкурсах, что позволяет развить интерес к изучаемому предмету и психологически помочь учащемуся сменить роль пассивного «зрителя» на роль активного участника образовательного процесса. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценивания способствует индивидуализации обучения, повышению мотивации учащихся и их самостоятельности.
Рейтинг – это оценка, некоторая численная характеристика какого-то качественного понятия, иначе - «накопленная оценка». Основные правила рейтинга:
· незнание не наказывается;
· процесс познания стимулируется;
· учащийся волен сам выбирать стратегию своей деятельности, в соответствии с правилами;
· открытость;
· гибкость.
Каждый педагог может выработать собственный подход к оценке результативности по технологии балльно-рейтинговой системы оценивания, используя схему:
· составить перечень конкретных образовательных результатов, которые он хочет получить;
· подготовить программный материал, разделив его на логические блоки: темы, разделы;
· определить обязательные знания, умения, навыки по каждому блоку;
· выделить различные виды заданий;
· определить нормативные баллы за выполнение заданий;
· определить способы диагностики знаний по каждой теме;
· ознакомить с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся.
Например, тема занятия: «Внутреннее убранство дворца Петра III». Необходимо выполнить задания в рабочей тетради по теме «Внутреннее убранство дворца Петра III»:
1. Выбери стили архитектуры дворца - 2 балла;
2. Перечисли элементы внутренней декоративной отделки дворца – 6 баллов;
3. Ответь на вопросы по планировке дворца – 3 балла;
4. Что такое «цветок Ринальди?» - 2 балла.
Можно разделить действия учащихся на основные и дополнительные. Например, дополнительное задание по этой же теме: «Составь свою шпалерную развеску картин на любую тему» - 6 баллов.
В конце полугодия итоговый балл нужно перевести в пятибалльную шкалу. При этом рассматривается четкая и гибкая шкалы. При оценке по четкой шкале оценивания учитывается только количество баллов за обязательные задания. Гибкая шкала включает обязательные и дополнительные баллы. Оценка показывает, на каком уровне ребенок усвоил программный материал.
Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках определенной темы занятия, и внести в оценочную таблицу баллы за проявление детьми определенных качеств личности.
В сопровождение к программе «Дворцово-парковый ансамбль ГМЗ «Ораниенбаум» разработан учебно-методический комплекс, включающий разработки тем, занятий в различных формах, включая игры. Например, игра «Построй Большой дворец» разработана с учётом индивидуальных особенностей детей. Игра предполагает подготовительный этап в виде знакомства с необходимой информацией, затем - множество вариантов заданий на каждом ее уровне сложности. Когда Большой дворец полностью «построен», детям предлагается по желанию описать месторасположение «своей» части дворца. Завершает игру задание «Что изменилось?». Деятельность детей оценивается в баллах.
Может быть, что не все дети на занятии усвоят полный объем знаний. Поэтому, важным этапом является подготовка коррекционных учебных материалов, которые заранее продумываются и оформляются в виде специальных заданий, которые учащиеся при желании смогут выполнить позже (как правило, выполняют с удовольствием), усвоив нужную информацию таким способом.
Положительные эффекты, вытекающие из практического применения системы, ведут к качественному изменению учебного процесса:
· увеличивается объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
· сокращается число учащихся, не работающих на занятиях;
· возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
· успеваемость повышается, так как сама система активизирует: если учащегося не удовлетворяет количество баллов, которое он получил, то он может «добрать» недостающие баллы, восполнив пробелы в знаниях.
Возможные сложности сопряжены с рядом рисков психологического и организационного характера:
· сама идея «ранжирования детей» является достаточно спорной в педагогике. Но различные рейтинги уже стали неотъемлемой частью нашей жизни и не вызывают резкого отторжения. Рейтинг – инструмент не наказания, а поощрения и стимулирования;
· существует риск необъективной оценки, но он оказывается гораздо меньшим, так как в УДОД рейтинг учитывает различные виды достижений;
· индивидуализация может превратиться в индивидуализм, но это можно предотвратить, поставив персональные достижения в зависимость от итогов командных выступлений и уровня сплоченности команды.
Надеюсь, что более подробное знакомство с данным опытом разработки и внедрения в образовательный процесс технологии балльно-рейтинговой системы оценивания поможет коллегам преодолеть сложности и добиться успеха.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.