СТАТЬЯ БЕЗ АДРЕСАТА, ЧТО ПИСЬМО НА ДЕРЕВЕНЮ ДЕДУШКЕ
Оценка 4.7

СТАТЬЯ БЕЗ АДРЕСАТА, ЧТО ПИСЬМО НА ДЕРЕВЕНЮ ДЕДУШКЕ

Оценка 4.7
Лекции
docx
преподавание
7 кл—11 кл +1
12.05.2021
СТАТЬЯ БЕЗ АДРЕСАТА, ЧТО ПИСЬМО НА ДЕРЕВЕНЮ ДЕДУШКЕ
В условиях школы адресатом сочинения могут быть и учитель, и одноклассники автора, и учащиеся всей школы, города или даже страны, и друзья автора, и родители, и шефы. От адресата сочинения, от того, с какой целью оно пишется, зависит очень многое: аспект темы, выбор жанра и соответствующих стилистических средств, тон, эмоциональная окраска всей работы. Не учитывать адресата — все равно, что пускаться в плавание без компаса.
СТАТЬЯ БЕЗ АДРЕСАТА, ЧТО ПИСЬМО НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ.docx

 

СТАТЬЯ БЕЗ АДРЕСАТА,

ЧТО ПИСЬМО НА ДЕРЕВЕНЮ ДЕДУШКЕ

Материал для учителя

 

Давая темы очередного сочинения, учитель обычно и не упоминает о его адресате - том или ином читателе или группе читателей, которым оно может быть адресовано. Сама постановка вопроса об адресате вызывает недоумение. Ведь принято считать, что единственным читателем этой пачки письменных работ может быть только учитель. Не потому ли многие сочинения так уныло однообразны? Иные ученики относятся к ним как к очередным упражнениям «на оценку». Зато словесника, просидевшего над пачкой сочинений много часов, их похожесть, бесцветность порой приводит в отчаяние.

Иногда именно безадресность сочинений является одной из причин стойкой неприязни учеников к сложной, требующей большого душевного напряжения письменной работе.

Между тем всякая творческая деятельность лишь тогда обретает смысл и вдохновляет автора, когда работа пишется для людей, когда мысли и чувства автора, его суждения кому-то интересны, кого-то могут «зацепить».

В условиях школы адресатом сочинения могут быть и учитель, и одноклассники автора, и учащиеся всей школы, города или даже страны, и друзья автора, и родители, и шефы. От адресата сочинения, от того, с какой целью оно пишется, зависит очень многое: аспект темы, выбор жанра и соответствующих стилистических средств, тон, эмоциональная окраска всей работы. Не учитывать адресата — все равно, что пускаться в плавание без компаса.

Возьмем, к примеру, любимую учителями тему «Как я провел зимние каникулы». Если о впечатлениях зимних каникул рассказать классному руководителю или учителю - это одно, если товарищу из соседнего города - это другое, если написать в стенгазету - третье, если для школьного радио - четвертое, если сделать запись в дневнике (скажем, десятикласснице о последних каникулах в школе) - пятое и т. п.

Отчет для учителя большинство учеников (исключение зависит от натуры школьника и характера его взаимоотношений с учителем) пишут в сдержанном, деловом тоне, без излишних откровений, стараясь на первый план выставить, что прочитал, увидел, что понравилось, почему. В таких работах много повествовательных предложений с однородными членами. Тон спокойный, ровный.

Но вряд ли придет в голову пятикласснику или семикласснику в таком же тоне написать письмо к товарищу. Здесь уже будет царить иной, откровенный, дружеский тон. Из всех каникулярных событий на первый план выплывет какая-то необыкновенная забава. В таком письме больше говорится о настроениях, чем о событиях. Много восклицаний, недомолвок.

Адресат сочинения как бы уточняет тему, определяет ее границы, диктует стиль и основной тон высказывания.

В зависимости от того, для кого и для чего пишется сочинение, определяется главная мысль, т. е. то, что ученик-автор хочет (и может) рассказать нового, значительного, интересного для своего адресата. А, следовательно, отбирается и соответствующий материал.

От адресата зависит и выбор жанра. Сведения о каникулах для учителя, лучше всего сообщить в жанре газетного отчета, для товарища - в жанре письма, в стенгазету - в жанрах заметки или зарисовки; на школьное радио - в информационных жанрах заметки, репортажа, интервью и т. д. Одаренный литературными способностями ученик даже может написать на основе этого материала рассказ или лирические стихи.

Для сочинений в газетных жанрах адресат имеет первостепенное значение. Известно, что основой любого материала в любом газетном жанре являются жизненные факты. Но читателю интересны не всякие факты, а именно новые. Вот почему автору сочинения в газетном жанре так важно знать, для какого круга читателей он намерен писать. Если найденный им факт еще не известен одноклассником, то его заметка будет с интересом встречена в классной стенгазете. Если же этот факт взят им из жизни класса, то заметка может представить интерес уже не для одноклассников, а для учащихся других классов, всей школы. И поэтому ее надо написать так, чтобы она годилась для школьной стенгазеты или школьного радио.

 

Подготовил Владимир Иванович Толстиков


 

СТАТЬЯ БЕЗ АДРЕСАТА, ЧТО ПИСЬМО

СТАТЬЯ БЕЗ АДРЕСАТА, ЧТО ПИСЬМО

Для сочинений в газетных жанрах адресат имеет первостепенное значение

Для сочинений в газетных жанрах адресат имеет первостепенное значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2021