Статья БЮДЖЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА
Оценка 4.9

Статья БЮДЖЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
другое
Взрослым
22.11.2022
Статья БЮДЖЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА
В данной статье рассматривается понятие субъекта бюджетного права. Исследуются особенности правового статуса бюджетных учреждений. Анализируется вопрос финансирования бюджетных образовательных учреждений
Статья_Бурмистрова.docx

Бурмистрова Светлана Евгеньевна[1]

Межрегиональный юридический институт

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

 

БЮДЖЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

 

Аннотация.

 

В данной статье рассматривается понятие субъекта бюджетного права. Исследуются особенности правового статуса бюджетных учреждений. Анализируется вопрос финансирования бюджетных образовательных учреждений.

 

Ключевые слова: образовательные учреждения, финансирование, правосубъектность, бюджетный процесс, правовой статус.

 

Субъект бюджетного права в науке финансового права традиционно определяется как лицо, являющееся носителем бюджетных прав и обязанностей в сфере образования, распределения и использования бюджетных средств, т.е. являющееся носителем бюджетной правосубъектности. В Бюджетном кодексе РФ понятие субъекта бюджетного права не закрепляется, а потому оно носит исключительно теоретический характер. Законодательно закреплен лишь круг участников бюджетного процесса (ст. 152 Бюджетного кодекса РФ).

При определении круга субъектов бюджетного права по сей день остается дискуссионным вопрос о включении в него юридических лиц. По мнению Ледневой Ю.В., можно выделить три основных подхода к пониманию данной проблемы.[2]

Согласно первому подходу, юридические лица являются субъектами бюджетного права, поскольку являются участниками бюджетного процесса (казенные учреждения), получателями субсидий из бюджетов (бюджетные учреждения), бюджетных кредитов, инвестиций и иных бюджетных средств.

Согласно второму подходу, лишь государственные (муниципальные) юридические лица и юридические лица, отнесенные законодателем к числу участников бюджетного процесса, являются субъектами бюджетного права.

Согласно третьему подходу, юридические лица не могут являться субъектами бюджетного права.

Каждая из вышеописанных точек зрения нашла своих сторонников и противников и, безусловно, каждая из них имеет место быть. Однако все же считаем включение юридических лиц, в частности, бюджетных, автономных учреждений, в число субъектов бюджетного права наиболее правильным.

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ бюджетное учреждение определяется как некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.[3]

В 2010 году в бюджетном секторе экономики России произошли существенные изменения. Так, федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ в частности был изменен правовой статус бюджетных учреждений. Ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, которая ранее была посвящена бюджетным учреждениям, теперь регламентирует особенности правового статуса казенных учреждений. Статус же бюджетных учреждений отныне регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Бюджетные учреждения можно классифицировать по следующим основаниям:

1.     в зависимости от учредителя – государственные, муниципальные;

2.     в зависимости от источника финансирования – финансируемые за счет средств федерального бюджета, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ, финансируемые за счет средств местных бюджетов;

3.     в зависимости от сферы деятельности – образовательные, научные, социально-культурные, учреждения здравоохранения и др.

Бюджетные образовательные учреждения представляют собой некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения реализации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сфере образования.

На основе реализации норм бюджетного права, субъекты бюджетного права вступают в бюджетные правоотношения, которые, в свою очередь, являются разновидностью финансовых правоотношений и характеризуются некоторыми особенностями, обусловленными предметом бюджетного права. Бюджетные образовательные учреждения, как разновидность бюджетных учреждений, являются субъектами бюджетного права, а, следовательно, являются полноценными участниками бюджетных правоотношений, которые в то же время имеют некоторые особенности:

1.     правоотношения возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности бюджетных учреждений;

2.     правоотношения носят властный характер;

3.     правоотношения носят имущественный характер.

Правовой статус бюджетных образовательных учреждений носит самостоятельный характер, что в свою очередь позволяет говорить о них как о самостоятельном объекте правового регулирования. Об этом свидетельствует ряд следующих особенностей их специальной правосубъектности:

-    бюджетное учреждение не является собственником своего имущества (имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления, за исключением земельного участка, который предоставляется учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования);

-    доступны для реализации разнообразные виды приносящей доход деятельности;

-    приносящая доход деятельность носит исключительно вспомогательный характер по отношению к основной деятельности

-    средства, полученные от приносящей доход деятельности, не подлежат перечислению в бюджет, а поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и могут быть потрачены на выполнение возложенных на него задач;

-    средства, полученные от приносящей доход деятельности, а также приобретенное на эти денежные средства имущество, имеют особый правовой режим[4].

Такие сферы как образование, наука, культура, здравоохранение не могут полноценно развиваться без поддержки государства.  Далеко н последнюю роль в этом вопросе играет бюджетное финансирование. Однако в современных условиях наряду с изменениями, происходящими в экономике страны, процесс, способы и размеры финансирования бюджетных учреждений меняются.

Бюджетные образовательные учреждения, в отличие от казенных учреждений, являющихся участниками бюджетного процесса и прямыми получателями бюджетных средств, после реформы 2010 года приобрели статус «неучастников бюджетного процесса». Они не участвуют в составлении и рассмотрении проектов бюджетов, их утверждении, исполнении и контроле за их исполнением, осуществлении бюджетного учета, составлении, внешней проверке, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности, а финансирование получают в форме субсидий на осуществление государственного или муниципального задания, отказ от выполнения которого для учреждения не является возможным. При определении размеров субсидий обязательно учитываются расходы, которые несут учреждения на содержание закрепленных за ними движимого имущества и недвижимого имущества, расходы на оплату налогов, траты на оказание услуг юридическим физическим и лицам. Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 99 закрепляются особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования.

Порядок финансового обеспечения выполнения заданий определяются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также местной администрацией и осуществляется из бюджетов того уровня, к которому относится учредитель соответствующего образовательного учреждения.

Операции с денежными средствами, получаемыми учреждениями, осуществляются через лицевые счета, открываемые в территориальных органах федерального казначейства или финансовых органах субъекта РФ.

Независимо от организационно-правовой формы образовательные учреждения вправе привлекать дополнительные финансы:

-     валютные средства;

-     средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг;

-     добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, гранты.

При этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение размеров его финансирования за счет бюджетных средств. Изменение объема финансового обеспечения возможно только в случае соответствующего изменения государственного (муниципального) задания.

Вместе с тем также возможно предоставление субсидий из бюджетов на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания, однако это должно быть предусмотрено федеральным законодательством. Такими целями могут быть повышение квалификации сотрудников, реализация мероприятий, в том числе в рамках выполнения целевых программ, участие в грантовых проектах и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что укрепление правового статуса бюджетных учреждений, в том числе осуществляющих свою деятельность в сфере образования, их правового статуса, совершенствование нормативно-правовой базы с учетом специфики их правосубъектности – то, к чему следует стремиться законодателю, поскольку в современных условиях это необходимо для устойчивого функционирования всей финансово-правовой сферы.

Также необходимо отметить, что проблемы изучения правосубъектности бюджетных образовательных учреждений как субъектов бюджетного права, системы их правоотношений с другими субъектами, требуют дальнейшей научной разработки как со стороны правоведов, так и со стороны экономистов и специалистов других отраслей науки.

 

Библиографический список

 

1.       Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014 г. № 31. Ст. 4398.

2.       Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

3.       Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291; 2019. № 30. Ст. 4139.

4.       Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 08.06.2020) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

5.       Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 08.06.2020) // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

6.       Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФА-М, 2018. – 800 с.

7.       Иванченко Ю.П. Бюджетные образовательные учреждения и способы их финансирования // Молодой ученый. 2016. № 29 (133). С. 405-407.

8.       Крохмаль Л.А. Проблемы реализации в России государственного задания на оказание образовательных услуг по программам высшего образования // МИР (Модернизации. Инновации. Развитие). 2016. № 2. С. 105-109.


9.       Скачано с www.znanio.ru



[1] Научный руководитель: к.ю.н., профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Землянская Н.И.

[2] Леднева Ю.В. Юридические лица как субъекты бюджетного права: проблемы правовой идентификации // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 8 (93) август. С.85 – 92.

[3] Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2291; 2019. № 30. Ст. 4139.

 

[4] Цавкаева З. З. Понятие и правовой статус образовательных учреждений // Молодой ученый. 2019. № 45 (283). С. 144-147.

Бурмистрова Светлана Евгеньевна [1]

Бурмистрова Светлана Евгеньевна [1]

Каждая из вышеописанных точек зрения нашла своих сторонников и противников и, безусловно, каждая из них имеет место быть

Каждая из вышеописанных точек зрения нашла своих сторонников и противников и, безусловно, каждая из них имеет место быть

На основе реализации норм бюджетного права, субъекты бюджетного права вступают в бюджетные правоотношения, которые, в свою очередь, являются разновидностью финансовых правоотношений и характеризуются некоторыми особенностями,…

На основе реализации норм бюджетного права, субъекты бюджетного права вступают в бюджетные правоотношения, которые, в свою очередь, являются разновидностью финансовых правоотношений и характеризуются некоторыми особенностями,…

При определении размеров субсидий обязательно учитываются расходы, которые несут учреждения на содержание закрепленных за ними движимого имущества и недвижимого имущества, расходы на оплату налогов, траты…

При определении размеров субсидий обязательно учитываются расходы, которые несут учреждения на содержание закрепленных за ними движимого имущества и недвижимого имущества, расходы на оплату налогов, траты…

Также необходимо отметить, что проблемы изучения правосубъектности бюджетных образовательных учреждений как субъектов бюджетного права, системы их правоотношений с другими субъектами, требуют дальнейшей научной разработки как…

Также необходимо отметить, что проблемы изучения правосубъектности бюджетных образовательных учреждений как субъектов бюджетного права, системы их правоотношений с другими субъектами, требуют дальнейшей научной разработки как…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022