Речевой аппарат дошкольника находится в активном развитии. Поэтому задача окружающих взрослых на данном этапе способствовать этому процессу.
Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует достаточно способов, которые вполне могут применять родители в домашних условиях. Здесь важно наличие такого качества, как умение разговаривать с ребенком даже во время домашней уборки. 3-4-летнего малыша родители уже понимают, хоть ребенок в этом возрасте еще не может четко выговаривать отдельные звуки. Однако не всегда у родителей хватает терпения, времени и знаний, чтобы использовать в общении с ребенком специальные техники активации речевого аппарата. Поэтому основная часть работы в этом направлении ложится на плечи воспитателей.
В последнее время большой популярностью у работников дошкольного образования стали пользоваться чистоговорки. Чистоговорка — это малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.
Сам термин “чистоговорка” принадлежит В. Далю. Именно он ввел в научный язык народные слова: “потешки”, “прибаутки”, “скороговорки”. Чистоговорки полезны для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения звуков в словах и фразе. Они помогают дифференциации и выработке отчетливой и внятной речи, формируют умение говорить в различном темпе и с различными интонациями. Дикцию (это как раз четкое произношение слов и отдельных их частей) также можно отработать с помощью чистоговорок, акцентированных на конкретные звуки и слоги. Ребенку в процессе такой эмоционально окрашенной работы интересно и весело, поэтому данные навыки развиваются быстрее. Даже если у детей есть занятия с логопедом, то малыши вряд ли утомятся, лишний раз вспоминая и проговаривая забавные фразы, комментирующие происходящее, которые, кстати, помогут и в формировании чувства ритма.
Например: ти-ти-ти – съели кашу всю почти (после завтрака), же-же-же- дождь пошел уже (реагируя на погоду за окном), ча-ча-ча – строим дом из кирпича (на прогулке).
Воспитанию звуковой культуры также способствуют дидактические игры, которые используются во всех возрастных группах, как на занятиях, так и вне занятий. С их помощью решаются все задачи звуковой культуры речи.
Начиная с младшей группы, воспитатели к процессу проговаривания чистоговорки подключают игры-инсценировки. По ходу инсценировки дети произносят отдельные слова и фразы, в которых встречается осваиваемый звук. Параллельно осуществляется работа по формированию интонационной выразительности.
Эти игры можно проводить с использованием фланелеграфа, игрушек или картинок. Дети, следя за ходом инсценировки, повторяют за воспитателем (индивидуально, подгруппами, всей группой) слова и фразы, насыщенные отрабатываемым звуком.
Новую скороговорку воспитатель должен произносить наизусть в замедленном темпе, отчетливо выделяя часто встречающиеся звуки. Читать скороговорку нужно несколько раз, ритмично. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее. После индивидуального проговаривания скороговорка произносится хором (всей группой, по рядам, небольшими группами). Интересно повторять ее по ролям. Например: говорил попугай попугаю – Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай – Попугай, попугай, попугай. Скороговорки можно включать в моменты досуга. Это разнообразит их содержание и активизирует детей.
Таким образом, чистоговорки и скороговорки имеют большой потенциал в работе по формированию звуковой культуры речи. В процессе проговаривания скороговорок и чистоговорок у детей формируется правильное звукопроизношение, четкое и ясное произнесение слов в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового аппарата, вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки умелого использования интонационных средств выразительности. А самое главное – использование данного инструмента не требует ни временных, ни материальных затрат. Воспитателю достаточно несколько раз в день эмоционально включиться в общении с ребятами, проговаривая\проигрывая одну из подходящих в данный момент чистоговорок или скороговорок, и результат не заставит себя ждать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.