МБОУ «ТСОШ №1», Булунский район , Республика Саха (Якутия)
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«Детский рисунок – есть душа человека»
Автор: Франк Марина Николаевна,
учитель начальных классов.
Я не отношусь к приверженцам тех, кто любую деталь в рисунке ребенка трактует символически, делая из этого далеко идущие выводы. Скажем, это не точно, что вода ,дождь, звезды – « символы депрессивного настроения». Многое тут зависит от контекста, от частоты повторения образа и от иных факторов. Звезды, например на темном небе – вообще классика, дети каждый день видят этот образ в телепередаче « Спокойной ночи малыши!» и во множестве детских книжек.
Но, конечно, есть вещи, с которыми не поспоришь. Открытый кричащий рот, особенно с нарисованными зубами, это признак агрессии и, вполне вероятно, страхов. Кулаки, когти, шипы, колючки также указывают на агрессию или страхи. Об этом же свидетельствуют увлечения «портретами» хищников, динозавров, роботов-убийц и прочих современных «героев детских сказок».
Работая
с детскими страхами, мы, в частности стараемся найти в пугающих образах нечто
смешное, чтобы снизить накал ужаса и дискредитировать «страшилку». Но дети
отражают в своих рисунках таких чудовищ, что берет оторопь. При всем желании
там ничего смешного найти нельзя. Здесь явно прослеживается такая тенденция:
образы детских рисунков становятся все более демоническими. И влияние темной
мистики прослеживается в детских рисунках все отчетливей. Мало того, что
воображением иных детей прочно завладевают приведения, вампиры, зомби, так еще
и нарисованы они бывают как-то не по-детски. В них много странного, завораживающего
и одновременно пугающего символизма. Линии, цвета, общее впечатление от рисунка
– все какое-то необычное и в то же время стереотипное, лишенное
индивидуальности. Дети, увлекающиеся подобными картинками практически всегда обожают западные мультфильмы и компьютерные игры, откуда и черпают вдохновляющие их образы. А в этой кино - и компьютерной продукции, как показывают новейшие исследования психологов, в свою очередь, нередко воспроизводится стилистика и символика оккультных или даже откровенно сатанических сект. Естественно, подобные увлечения не проходят даром для хрупкой психики ребенка. Такие дети практически всегда страдают расстройством поведения, которое вполне может перерасти и в более серьезные психические проблемы, если родители вовремя не переключат своих чад на здоровые и безопасные занятия.
Анализируя рисунок, можно сделать выводы и по качеству линий, по их форме. Твердые, уверенные линии говорят о решительности, об эмоциональном равновесии. Чрезмерно сильный нажим, при котором может сломаться карандаш, трактуется как проявление агрессивности или тревожности. Слишком мягкий нажим – признак неуверенности, робости. Прерывистость, неточность линий – подверженность колебаниям, боязнь совершить ошибку. Рисунки на весь лист, говорят о завышенной самооценке. Хотя опять-таки всегда нужно ознакомиться с ситуацией. Может быть ребенок занимается в изостудии, где его учат именно такому заполнению листа.
Преобладание черного, серого или коричневого цвета в детском творчестве – тоже тревожные звоночки. Тут « в анамнезе» могут быть и страхи, и повышенная агрессивность, и нервное истощение, и депрессия, и какие-то другие, не менее серьезные медицинские проблемы.
Мир здорового, психически и психологически благополучного ребенка – яркий, красочный, разноцветный.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.