Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему: «Деятельность педагога по развитию креативности детей младшего школьного возраста».
Сегодня, когда ограниченность представления об образовании как непосредственной трансляции культуры и понимания самой культуры только как социального опыта человечества становится все более очевидной, исследования личностных аспектов педагогического процесса приобретают особую значимость. Важное место – и в практическом, и в теоретическом отношении занимает в связи с этим проблема творческой индивидуальности педагога: только это качество позволяет полноценно влиять на формирование творческой индивидуальности ученика.
Актуальность темы очевидна, так как в психологии и педагогике остро стоит проблема нахождения оптимальных путей формирования творческих способностей детей, поэтому данная тема актуальна для рассмотрения не только исследователями, но и методистами и учителями.
Цель исследования – рассмотреть влияние педагога на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать творческие способности, структуру и пути развития у детей младшего школьного возраста.
2. Определить методику развития творческих способностей у младших школьников.
3. Определить роль учителя в процессе формирования творческих способностей младших школьников.
4. Провести исследовательскую работу по изучению формирования творческих способностей младших школьников.
5. Выработать рекомендации для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – творческие способности младших школьников.
Предмет – процесс формирования творческих способностей младших школьников.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что процесс формирования творческих способностей у младших школьников находится в прямой зависимости от роли учителя:
1) от конкретных приемов, форм работы и методики формирования соответствующих способностей у детей;
2) от применения разнообразных технологий обучения (исследовательская деятельность);
3) от творческого потенциала личности учителя (творческой индивидуальности педагога).
Методы исследования: теоретические (изучение психолого -педагогической литературы, анализ, обобщение, подбор психодиагностических методик); эмпирические (наблюдение, эксперимент ).
База исследования: Зелёнопоселковская ООШ, 3 класс.
Практическая значимость: данное исследование предполагает дальнейшее продолжение изучения и данные возможны для применения учителями начальных классов в связи со своей актуальностью в современной системе образования, и могут быть использованы в методике преподавания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе «Теоретическое освещение проблемы развития творческих способностей у младших школьников» проходит теоретическое освещение проблемы развития творческих способностей у младших школьников и роль педагога в формировании творческих способностей младших школьников.
Во второй главе «Исследовательская работа по изучению творческих способностей младших школьников» рассматривается методика развития творческих способностей младших школьников, представлено экспериментальное исследование по изучению творческих способностей младших школьников.
Раскроем психологические особенности способностей.
Способности – это психологические особенности человека, от которых зависит приобретение знаний, умений, навыков, но которые сами к этим знаниям, умениям и навыкам не сводятся.
В психологии способностей используются в зависимости от принятого основания к их дифференциации следующие основные классификации.
I. По широте (степени общности): общие; специфические (специальные).
II. По развитости и значимости в деятельности: ведущие (основные, доминирующие); вспомогательные (неосновные, дополнительны);
Ш.По степени актуализации: актуальные; потенциальные.
IV. По сфере социальной активности: способности к общению; способности к обучению; способности к творчеству; способности к предметной деятельности.
V. По виду деятельности: технические; математические; художественные; организационные, спортивные; артистические и т. д.;
VI. По виду психической активности: сенсорно-перцептивные; эмоциональные (аффективные); умственные (мыслительные);
мнемические; творческие (воображение); аттенционные (внимание);волевые;
двигательные (психомоторные); речевые.
Способности – прижизненные образования, их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, среда, воспитание активно формируют их. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Способности к творчеству – это комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, обусловливающий ее возможности в созидании принципиально новых, оригинальных потенциально реализуемых решений проблем.
Исследуя психолого-педагогическую литературу можно прийти к выводу, что творческие способности необходимы ребёнку, они несут развивающую, а также и оздоровительную функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развитию его индивидуальности.
В исследованиях А.Н. Лука «творчество» раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Среди них:
- зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн;
- способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними;
- способность к видению (постановке) проблем;
- оригинальность мышления;
- диалектичность мышления;
- гибкость мышления;
- антиконформизм мышления;
- критичность мышления;
- легкость ассоциирования и воображения;
- способность генерирования идей (умение развивать их);
- способность к оценочным действиям и выбору;
- готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.
У каждого ребенка свой потенциал развития, надо помочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реализовать. Развитие творческих способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма.
Творческая индивидуальность педагога характеризуется наличием ценностей, убеждений и идей, составляющих внутренний стержень личности и деятельности педагога; гуманистической доминантой личностных целей; представлением о цели своей деятельности как высокой миссии развития человека; особым душевным настроем; наполнением глубоко личностным смыслом всего, что осуществляется в сфере профессиональной деятельности; значительной степенью отождествления себя с профессией; верой в себя, оптимизмом, стремлением к самоактуализации; высоким уровнем творческой мотивации, широтой интересов.
К личностным качествам, которые характеризуют творческую индивидуальность, можно отнести глубокую эмоциональную погруженность в ход событий; наличие педагогических способностей, артистичность, экспрессивные способности, обаяние, эмпатию, волю и целеустремленность в реализации своих идей и достижении желаемых результатов; открытость, искренность.
Педагогическое творчество позволяет ученику сотворить образ мира и свой собственный образ в этом мире. Только творческая личность педагога может сформировать творческую личность ученика.
Методика развития творческих способностей детей и их художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:
·классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
·устанавливать причинно-следственные связи;
·видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
·рассматривать систему в развитии;
·делать предположения прогнозного характера;
·выделять противоположные признаки объекта;
·выявлять и формировать противоречия;
·разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
·представлять пространственные объекты.
Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.
Экспериментальное исследование проходило в 3 классе (в классе 5 человека). Оно состояло из 3 этапов, целью исследования явилось изучение творческих способностей младших школьников. На первом этапе – констатирующем, был использован тест на изучение оригинальности решения задач на воображение и креативное мышление, выявлены 2 ученика с низким уровнем творческих способностей.
Этап – формирующий. Этот этап включает работу по развитию воображения, мышления и рассчитан на подключение творческого потенциала ребенка. С детьми данного класса целый месяц проводились занятия с использованием разнообразных форм и методов развития творческих способностей учащихся. Работа была целенаправленной и систематической. Мероприятия проводились в разнообразных формах.
Например, такие виды работы: 1. Журнал небылицы в лицах.
2. Мероприятие «Презентация мира». 3. Игра «На что это похоже?». 4. Театр «Рукавичка».
Развивающие занятия проводились на основе материалов А.И. Доровской и Е.И. Рогова.
По окончании развивающего этапа был проведен контрольный эксперимент определения влияния развивающей программы на динамику способности к творческому восприятию у детей и развитию творческого потенциала. Для этого проводится методика для выявления детской креативности (см. Приложение 1). После проведения диагностической методики выявлено было, что в классе 3 детей набрали большое количество баллов (см. Приложение 2).
Таким образом, данный эксперимент подтверждает нашу мысль о том, что использование различных методов, приемов и форм работы педагога способствует формированию творческих способностей в учебно-воспитательном процессе и развитию творческого потенциала личности младшего школьника.
Исходя из этого можно сформулировать рекомендации для учителя по развитию творческих способностей младших школьников.
1. Включение детей в занятия техническим, художественным и научным творчеством.
2. Разноплановость деятельности ребенка.
3. Широта и разнообразие сфер общения ребенка.
4. Творческий характер деятельности.
5. Оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности.
6. Поддержание интереса ребенка к данным видам деятельности.
7. Создание положительной мотивации.
8. Создание положительного эмоционального настроя.
9. Компенсация отсутствия природных задатков к развитию одних способностей, усиленной работой и особым развитием других.
Данные рекомендации способствуют достаточно эффективному формированию творческих способностей младших школьников.
В заключении мы подведем итог: развитие творческих способностей является сложным процессом. Каждая способность имеет свой путь развития, в ходе которого она дифференцируется, формируется и отрабатывается. Для каждой из них конкретно, специфично ставится и вопрос о роли природных предпосылок. Специфичность пути развития творческих способностей сказывается и на времени их выявления.
Творческие способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Творческие способности формируются в процессе взаимодействия младшего школьника, обладающего теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, входят в построение его способностей.
Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. Именно творческая деятельность учителя способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества.
Успех и проявление творчества в работе у младших школьников зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития работы – это творческая индивидуальность педагогов, владение современными технологиями обучения и воспитания.
Цель исследования, достигнута за счет реализации следующих задач: характеристики творческих способностей, структуры и путей развития у детей младшего школьного возраста; определение методики развития творческих способностей; проведения исследования по изучению роли учителя в процессе формирования творческих способностей младших школьников и выработки рекомендаций для развития творческих способностей у младших школьников. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.