Духовно-нравственное воспитаниёе младших школьников на уроках русского языка
В настоящее время проблема духовно – нравственного воспитания является очень актуальной. Телевидение, печать, Интернет зачастую навязывают молодым людям информацию, несущую аморальное воздействие. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству, взаимоотношения с другими людьми носит агрессивный характер. А приобретение школьниками знаний по предметам не гарантирует всесторонней воспитанности. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, доброту, трудолюбие, ответственность, честность.
Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Уроки русского языка дают богатую возможность для нравственного воспитания. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, с развитым мышлением, новаторах, творцах.
Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально – нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.
Методы и приемы, которые я использую на уроках русского языка
Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.
1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Объясни ее основной смысл. Чему учит нас эта пословица?
Друзья познаются в беде.
Язык и хлебом кормит, и дело портит.
Доброе дело и в воде не тонет.
2. Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль, в письменной форме (от 5 до 15 предложений). Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так, постепенно ты и научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст.
Вот что получилось у Светы (3 класс):
Доброе дело и в воде не тонет.
Мне кажется, доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить, добиваться какой-то важной цели. По-моему, мир будет прекрасен и удивителен, если в нём будут жить добрые люди, добрые чувства и добрые дела. Человек должен как можно больше совершать добрых и светлых поступков. Вот тогда и могут сказать: «Доброе дело и в воде не тонет».
В связи с этой творческой работой были даны пословицы о труде, дети выбирали понравившуюся и раскрывали ее смысл в сочинении.
Приведу примеры таких сочинений по пословицам.
Без труда жить – только небо коптить.
Если человек любит труд, все дела у него успешно идут.
Землю красит солнце, а человека – труд.
3. Еще один прием – «слово – магнит». Учитель представляет слово с точки зрения нравственно-эстетической, человеческой: слово – существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым, жестоким, коварным врагом. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова были отмечены знаком плюс (+), а злые — знаком минус (-). По просьбе учителя дети называют слова (наиболее употребляемые): существительные, прилагательные, глаголы... Ребята фантазируют, представляя произнесенное и записанное слово в качестве магнита, способного притягивать, присоединять к себе другие слова. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный материал («речевые кирпичики») для конструирования, строительства целого здания – составления своего связного письменного текста. Выборнова Ксения выбравшая в роли слова-магнита слова гуманный (дети ранее знакомились с жизнью этого слова при изучении темы «Слова-пришельцы, или что и у кого мы заимствуем»): ГУМАННЫЙ (+); поле слов: добрый, заботливый, щедрый, золотой человек, поступок, дружба, мечта, радость, мир, любовь, подарок, жить, так справилась с этим заданием:
Жил-был один добрый человек. Обо всех он заботился, беспокоился. Всем близким хотел сделать щедрый подарок. Люди говорили: «У него золотое сердце». И была у этого человека мечта – сделать всех счастливыми, чтобы жили люди в мире и дружбе. Вот почему, кажется, его и называли гуманным.
Когда ученик «собрал» текст, учитель может попросить объяснить некоторые моменты текстовой «сборки», конструирования текста. Эта информация необходима учителю, ибо позволяет представить психологию речи конкретного ребенка.
4. Следующее задание – творческое исследование «Энциклопедия одного слова»
- Соберитесь в тесном семейном кругу и обсудите творческую работу – составьте своеобразную энциклопедию одного слова. Ощути сам, с помощью своих родителей, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков. Понаблюдай, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, повести, стихотворении, песне, как может ранить, обидеть человека или, наоборот, сделать его счастливым.
Для успешного выполнения задания-исследования предлагается использовать примерный план. Не все пункты предложенного плана могут быть отражены в итоговой работе: чего – то не найдешь, не встретишь. Главное – стараться, стремиться к поиску нужного материала. Свою работу необходимо красиво оформить. Если к своей работе ты отнесешься добросовестно и серьезно, может получиться настоящая семейная рукописная (или напечатанная с помощью компьютера) книга.
По своему желанию можно выбрать из копилки слов, помещенных ниже, одно.
Копилка слов: Родина, человек, солнце, мама, память, глаза, сердце, дорога, радость, любовь, дружба, счастье…
Схема-план описания для творческого исследования «Энциклопедия одного слова»
1. Слово... и его лексическое(ие) значение(ия) (в толковом словаре).
2. История происхождения слова (в этимологическом словаре).
3. Слово... и «слова-родственники» (однокоренные).
4. Слово... и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов).
5. Слово... и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов).
6. Слово... во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре).
7. Слово... и слова (сочетания) — рифмы.
8. Слово... в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах, легендах, сказках; в русских народных песнях.
9. Слово... в названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе).
10. Слово... в названиях газет, журналов, в рекламе.
11. Слово... в названиях картин художников.
12. Слово… в названиях художественных фильмов.
13. Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).
14. Слово… в иллюстрациях, рисунках.
Итоговое творческое задание сдается учителю за две недели до окончания полугодия или учебного года.
5. С целью обогащения словаря обучающихся, формирования нравственных представлений, использовались дополнительные задания к упражнениям и в течение 5 – 8 минут проводились беседы. Список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений: верность, верный, гостеприимство, гостеприимный, гуманность, гуманный, доброта, добрый, доброжелательность, доброжелательный, доверие, доверчивый, доверять, дружба, дружный, дружить, жестокость, жестокий, ожесточиться, забота, заботливый, заботиться, милосердие, милосердный, насмешка, насмешливый, насмехаться, отзывчивость, отзывчивый, отзываться, равнодушие, равнодушный, совесть, совестливый, человечность, человечный, честь, честный, правда, правдивый, ложь, лживый, лгать.
6. Упражнения, в которых использовались слова данной тематической группы.
· Прочитайте слова.
Мороз, агроном, шофёр, доброта, иней, заботится, честный, комбайн, корабль, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный. уважительный.
Выполните по образцу.
Явления природы: мороз, ...,
Профессии: агроном, ...,
Машины: комбайн, ...,
Человеческие отношения: доброта, ....
К слову доброта подберите однокоренные слова. Кого называют равнодушным человеком? Учитель читает рассказ В.А. Сухомлинского «Бабушка Арина»
Что можно сказать о девочках? Запись в словарики.
·
Равнодушный - безразличный, безучастный
к людям, окружающему.
Определите, какой частью речи является каждое слово.
Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жестокий, гуманный.
Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назовите положительные качества человека.
· Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.
1. Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого
отнять. 2. Клевета и ложь – не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
Чему посвящены эти пословицы?
Кого называют щедрым человеком, а кого – скупым? Как люди оценивают щедрость, а как – скупость?
· Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.
Верный ..., внимательная ..., добрая ..., жестокое ..., равнодушный ..., гостеприимная ..., заботливое ..., нежная ..., ласковое .... .
Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.
· Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существительными.
(Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жёсткий) человек; (скрытный,
скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина; (равнодушное, радушное) угощение.
· Перепишите, подбирая к выделенные словам антонимы.
Вежливый ответ. Правдивые слова. Отнестись с доверием. Насмехаться над человеком. Жестокий поступок.
· Назовите синонимы и антонимы слова жестокий.
1.И очень тяжело было на сердце, которое грызла беспощадная совесть. (А.Гайдар.) 2. Она казалась недоброй. (Ф. Гладков.) 3. Терентьев был груб в обращении, недоброжелателен. (И.Гончаров.) 4. Надо быть милосердным, папа! (А. Ч е хо в.) 5. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас.
· Спишите прилагательные в сочетании с существительными. Объясните значение прилагательного в каждом конкретном случае.
Образец: мягкий (хлеб, характер); мягкий хлеб (это какой?) свежий; мягкий характер (это какой?) покладистый, уступчивый, сговорчивый. Твёрдый (камень, характер).
Тёплые (вечера, отношения).
Чёрствый (батон, человек).
Сухой (ветер, взгляд).
· Как вы понимаете значение данных оборотов речи?
Владеть собой; выдержать характер; много думать о себе; рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу, заячья душа, большое сердце, золотые руки.
· Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.
1. Моя хата с краю, я ничего не знаю. 2. В чужой лодке всегда больше рыбки. 3. Как собака на сене: сама не ест и другим не даёт.
(Равнодушие, зависть, жадность)
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителем на уроках русского языка и литературного чтения, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.