Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка"
Оценка 5

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка"

Оценка 5
docx
русский язык
14.07.2020
Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка"
В статье рассматриваются возможности использования потенциала уроков русского языка и литературного чтения в процессе воспитания нравственности младших школьников.
Статья Духовно-нравственное воспитание .docx

Духовно-нравственное воспитаниёе младших школьников на уроках русского языка

            В настоящее время проблема духовно – нравственного воспитания является очень актуальной. Телевидение, печать, Интернет зачастую навязывают молодым людям информацию, несущую аморальное воздействие. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству, взаимоотношения с другими людьми носит агрессивный характер. А приобретение школьниками знаний по предметам не гарантирует всесторонней воспитанности. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма   наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, доброту, трудолюбие, ответственность, честность.

          Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

           Уроки русского языка дают богатую возможность для нравственного воспитания. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, с развитым мышлением, новаторах, творцах.

          Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально – нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.

Методы и приемы, которые я использую на уроках русского языка

Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.

1. Прочитай одно (по выбору) предложе­ние-пословицу. Объясни ее основной смысл.  Чему учит нас эта пословица?

Друзья познаются в беде.

Язык и хлебом кормит, и дело портит.

Доброе дело и в воде не тонет.

2. Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль, в письменной форме (от 5 до 15 предложений). Помни, что пред­ложение-опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказ­ки, маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так, постепенно ты и научишь­ся одно предложение превращать в собствен­ный авторский текст.

Вот что получилось у Светы (3 класс):

Доброе дело и в воде не тонет.

Мне кажется, доброта должна быть в каждом из нас. Она помогает жить, добиваться какой-то важной цели. По-моему, мир будет прекрасен и удивителен, если в нём бу­дут жить добрые люди, добрые чувства и добрые дела. Человек должен как можно больше совершать добрых и светлых поступков. Вот тогда и могут сказать: «Доброе дело и в воде не тонет».

В связи с этой творческой работой были даны пословицы о труде, дети выбирали понравившуюся и раскрывали ее смысл в сочинении.

Приведу примеры  таких сочинений по пословицам.

Без труда жить – только небо коптить.

Если человек любит труд, все дела у него успешно идут.

Землю красит солнце, а человека – труд.

3. Еще один прием – «слово – магнит». Учитель представля­ет слово с точки зрения нравственно-эстети­ческой, человеческой: слово – существо жи­вое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым, жесто­ким, коварным врагом. Отличать слово доб­рое от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, свет­лые слова были отмечены зна­ком плюс (+), а злые — знаком минус (-). По просьбе учителя дети называют слова (наи­более употребляемые): существительные, прилагательные, глаголы... Ребята фантази­руют, представляя произнесенное и записан­ное слово в качестве магнита, способного притягивать, присоединять к себе другие слова. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен стро­ительный материал («речевые кирпичики») для конструирования, строительства целого здания – составления своего связного пись­менного текста. Выборнова Ксения  вы­бравшая в роли слова-магнита слова  гуман­ный (дети ранее знакомились с жизнью этого слова при изучении темы «Слова-пришель­цы, или что и у кого мы заимствуем»): ГУ­МАННЫЙ (+); поле слов: добрый, заботли­вый, щедрый, золотой человек, поступок, дружба, мечта, радость, мир, любовь, подарок, жить, так справилась с этим заданием:

Жил-был один добрый человек. Обо всех он заботился, беспокоился. Всем близким хотел сделать щедрый подарок. Люди гово­рили: «У него золотое сердце». И была у этого человека мечта – сделать всех сча­стливыми, чтобы жили люди в мире и дружбе. Вот почему, кажется, его и назы­вали гуманным.

     Когда ученик «собрал» текст, учитель мо­жет попросить объяснить некото­рые моменты текстовой «сборки», конструи­рования текста. Эта информация необходима учителю, ибо позволяет представить психоло­гию речи конкретного ребенка.

4. Следующее задание – творческое исследование «Энциклопедия одного слова»

- Соберитесь в тесном семейном кругу и обсудите творческую работу – составьте своеобразную энциклопедию одного слова. Ощути сам, с помощью своих родителей, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков. Понаблюдай, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, повести, стихотворении, песне, как может ранить, обидеть человека или, наоборот, сделать его счастливым.

Для успешного выполнения задания-исследования предлагается использовать примерный план. Не все пункты предложенного плана могут быть отражены в итоговой работе: чего – то не найдешь, не встретишь. Главное – стараться, стремиться к поиску нужного материала. Свою работу необходимо красиво оформить. Если к своей работе ты отнесешься добросовестно и серьезно, может получиться настоящая   семейная рукописная (или напечатанная с помощью компьютера) книга.

По своему желанию можно выбрать из копилки слов, помещенных ниже, одно.

Копилка слов: Родина, человек, солнце, мама, память, глаза, сердце, дорога, радость, любовь, дружба, счастье…

       Схема-план описания для творческого исследования «Энциклопедия одного слова»

1. Слово... и его лексическое(ие) значение(ия) (в толковом словаре).

2. История происхождения слова (в этимо­логическом словаре).

3. Слово... и «слова-родственники» (однокоренные).

4. Слово... и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов).

5. Слово... и его «враги-антонимы» (в сло­варе антонимов).

6. Слово... во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре).

7. Слово... и слова (сочетания) — рифмы.

8. Слово... в русском фольклоре: в посло­вицах и поговорках; в загадках; в скороговор­ках; в притчах, легендах, сказках; в русских народных песнях.

9. Слово... в названиях произведений ли­тературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе).

10. Слово... в названиях газет, журналов, в рекламе.

11. Слово... в названиях картин художников.

12. Слово… в названиях художественных фильмов.

13. Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

14. Слово… в иллюстрациях, рисунках.

Итоговое творческое задание сдается учителю за две недели до окончания полугодия или учебного года.

5. С целью обогащения словаря обучающихся, формирования нравственных представлений, использовались дополнительные задания к упражнениям и в течение 5 – 8 минут проводились беседы. Список  слов, которые относятся к лексике человеческих отношений: верность, верный, гостеприимство, гостеприимный, гуманность, гуманный, доброта, добрый,  доброжелательность,  доброжелательный, доверие, доверчивый, доверять, дружба, дружный, дружить, жестокость, жестокий, ожесточиться, забота, заботливый, заботиться, милосердие, милосердный, насмешка, насмешливый, насмехаться, отзывчивость, отзывчивый, отзываться, равнодушие, равнодушный, совесть, совестливый, человечность, человечный, честь, честный, правда, правдивый, ложь, лживый, лгать.

6. Упражнения, в которых использовались слова данной тематической группы.

·        Прочитайте слова.

Мороз, агроном, шофёр, доброта, иней, заботится, честный, комбайн, ко­рабль, инженер, равнодушие, уха­живать, внимательный. ува­жительный.

Выполните по образцу.

Явления природы: мороз, ...,

Профессии: агроном, ...,

Машины: комбайн, ...,  

Человеческие отношения: доброта, ....

К слову доброта подберите однокоренные слова. Кого называют равнодушным человеком? Учитель читает рассказ В.А. Сухомлинского «Бабушка Арина»

Что можно сказать о девочках?  Запись в словарики. 

·        Равнодушный - безразличный, безуча­стный к людям, окружающему.
Определите, какой частью речи явля­ется каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприим­ный, доброжелательный, насмехаться, оби­деть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жестокий, гуманный.

Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назовите положительные качества человека.

·        Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.

1. Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого

отнять. 2. Клевета и ложь – не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета все­гда с умыслом.

Чему посвящены эти пословицы?

Кого называют щедрым человеком, а ко­го – скупым?  Как люди оценивают щед­рость, а как – скупость?

·        Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Верный ..., внимательная ..., доб­рая ..., жестокое ..., равнодушный ..., гостеприимная ..., заботливое ..., нежная ..., ласковое .... .

Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.

·        Запишите   имена прилагательные вместе с подходящими именами существи­тельными.

(Дружеский, дружный) класс; (жесто­кий, жёсткий) человек; (скрытный,

скры­тый) характер; (обидчивая, обидная) жен­щина; (равнодушное, радушное) угощение.

·        Перепишите, подбирая к выделенные словам антонимы.

Вежливый ответ. Правдивые слова. От­нестись с доверием. Насмехаться над чело­веком. Жестокий поступок.

·        Назовите синонимы и антонимы слова жестокий.

1.И очень тяжело было на сердце, ко­торое грызла беспощадная совесть. (А.Гайдар.) 2. Она казалась недоброй. (Ф. Гладков.) 3. Терентьев был груб в об­ращении, недоброжелателен. (И.Гонча­ров.) 4. Надо быть милосердным, папа! (А. Ч е хо в.) 5. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас.

·        Спишите прилагательные в сочетании с существительными. Объясните значение прилагательного в каждом конкретном случае.

Образец: мягкий (хлеб, характер); мягкий хлеб (это какой?) свежий; мягкий характер (это какой?) поклади­стый, уступчивый, сговорчивый. Твёрдый (камень, характер).

Тёплые (вечера, отношения).

Чёрствый (батон, человек).

Сухой (ветер, взгляд).

·        Как вы понимаете значение данных оборотов речи?

Владеть собой; выдержать характер; много думать о себе; рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу, заячья душа, большое сердце, золотые руки.

·        Перечислите качества людей, о кото­рых рассказывают пословицы.

1. Моя хата с краю, я ничего не знаю. 2. В чужой лодке всегда больше рыбки. 3. Как собака на сене: сама не ест и дру­гим не даёт.

(Равнодушие, зависть, жадность)

         Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителем на уроках русского языка и литературного чтения, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

 


 

Духовно-нравственное воспитаниёе младших школьников на уроках русского языка

Духовно-нравственное воспитаниёе младших школьников на уроках русского языка

Так, постепенно ты и научишь­ся одно предложение превращать в собствен­ный авторский текст

Так, постепенно ты и научишь­ся одно предложение превращать в собствен­ный авторский текст

Жил-был один добрый человек. Обо всех он заботился, беспокоился

Жил-был один добрый человек. Обо всех он заботился, беспокоился

Слово... и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов)

Слово... и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов)

Мороз, агроном, шофёр, доброта, иней, заботится, честный, комбайн, ко­рабль, инженер, равнодушие, уха­живать, внимательный

Мороз, агроном, шофёр, доброта, иней, заботится, честный, комбайн, ко­рабль, инженер, равнодушие, уха­живать, внимательный

Верный ..., внимательная .

Верный ..., внимательная .

Моя хата с краю, я ничего не знаю

Моя хата с краю, я ничего не знаю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2020