Статья "Эффективные библиотечные методы, приёмы и технологии, реализуемые на уроках и во внеурочной деятельности"
Оценка 4.9

Статья "Эффективные библиотечные методы, приёмы и технологии, реализуемые на уроках и во внеурочной деятельности"

Оценка 4.9
docx
29.05.2024
Статья "Эффективные библиотечные методы, приёмы и технологии, реализуемые на уроках и во внеурочной деятельности"
Эффективные библиотечные методы.docx

Надпись:                         МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  



















                                                                 


                                                       Матушкина Марина Фёдоровна,
                                             заведующий библиотекой




Макеевка
2023

 

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 60

ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

 

КОНКУРС – МЕСЯЧНИК

 

«СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА.

ЭФФЕКТИВНЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ ПРАКТИКИ»

 

 




 

Эффективные библиотечные методы, приёмы и технологии, реализуемые на уроках и во внеурочной деятельности

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективные библиотечные методы, приемы и технологии, реализуемые на уроках и во внеурочной деятельности

Аннотация. Данная статья разработана для повышения престижности библиотечной профессии путём популяризации опыта работы, различных форм и методов, приемов и технологий, реализуемых на уроках и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: информационная грамотность, библиотека, электронные ресурсы , виртуальная выставка, интерактивные методы, инновация, интерактивный плакат.

 

 

Наша жизнь движется вперёд, и школа должна идти в ногу со временем. Реалии нашего столетия требуют от библиотекаря решения не только традиционных задач обеспечения образовательного процесса, но и создания на территории  библиотеки  современного пространства. По своей специфике образовательный процесс в объединении имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. С развитием информационных технологий школьная библиотека приобретает ряд новых функций, а школьный библиотекарь выступает как компетентный специалист по работе с информацией, становится одной из ключевых фигур в учебно - воспитательном процессе. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.

Одна из важнейших задач современной библиотеки -воспитание и обучение функционально грамотных людей. Информационная грамотность - это не только компьютеры и не только овладение новыми техническими средствами - это умение оперировать любой информацией. Наша задача - научить каждого ребенка самостоятельно получать информацию, знания, сформировать у него потребность активно участвовать в познавательном процессе.

В данной статье представлены различные формы работы, которые помогают нам привлечь детей в библиотеку, показать, что школьная библиотека представляет собой не только хранилище учебников, прежде всего, это центр коллективного мышления и творчества.

Вот некоторые примеры методов и технологий, которые используются в библиотеке для стимулирования самообразования пользователей и развития навыков критического мышления:

 

1.       Электронные ресурсы: библиотеки предоставляют доступ к электронным книгам, журналам, базам данных и другим ресурсам, которые помогают пользователям получать актуальную информацию и развивать свои знания и навыки.

2.       Ресурсы мультимедиа: библиотеки применяют мультимедийные технологии, такие как аудио, видео и интерактивные программы для обучения и самообразования пользователей.

3.      Социальные сети: библиотеки используют социальные сети для общения с пользователями и налаживания сообщества людей с общими интересами. Кроме того, пользователи могут обсуждать свои личные проекты и идеи, получать обратную связь и взаимодействовать с другими пользователями.

4.      Курсы и тренинги: библиотеки проводят курсы и тренинги по различным темам, используя современные методы обучения, такие как вебинары, онлайн-курс и другие электронные ресурсы.

5.      Интерактивные выставки и проекты: библиотеки создают интерактивные выставки и проекты, чтобы показать пользователям новые и интересные позволяет библиотекарям создавать новые, более доступные и эффективные способы для развития критического мышления и самообразования взрослых, способы получения знаний и развития своих навыков.

В целом использование современных методов и технологий позволяет библиотекам создавать новые, более доступные и эффективные способы для развития критического мышления и самообразования. Современные информационно-коммуникативные технологии позволяют создавать виртуальные книжные выставки, информационные бюллетени, интерактивные плакаты, используя не только ресурсы Виртуального читального зала Регионального информационно-методического библиотечного центра, платформы «ЛитРес: Школы», но и наполнять их видео/аудио материалами, включать интересные факты из жизни и творчества писателей, ученых, знаменитых людей России и мира. Готовый продукт можно выкладывать на информационный экран в фойе школы, рекомендовать к просмотру учащимся и учителям через любые устройства (телефон, планшет, компьютер и т. д.)

 

Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание школьников на внутренний, духовный мир человека.

 Одно из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой важной задачи, - игра, а интерактивная игра, как один из методов информационно – коммуникационных технологий в библиотечном процессе. Дети учатся работать в команде, выстраивают доверительные отношения с библиотекарем. Особенно актуальна такая форма работы с младшими школьниками, ведь ранний возраст — лучшее время, чтобы привить любовь к книге и чтению. Игра может быть толчком к формированию познавательного интереса, может вызвать у ребёнка желание взять в библиотеке ещё книги на данную тему, или того же автора, по произведениям которого проводилась игра. Правильно учитывая потребность детей в игре, сочетая различные приёмы, библиотекарь имеет возможность превратить игру в действенное средство руководства чтением детей.

Я в своей работе использую литературные и экологические интерактивные игры. Интерактивная игра предусматривает многообразие приёмов, чередование вопросов и заданий разной трудности, чтобы каждый участник    более или менее начитанный мог найти ответ, справиться с заданием, чтобы всем было интересно. Особенно активно участвуют в играх дети младшего школьного возраста. Интерактивные игры помогают обратить внимание детей на разные стороны книги, помогают слабо владеющим техникой чтения, преодолевать трудности чтения. Угадывая героев книг по их характеристике, определяя из какой книги прочитанный отрывок, кто автор произведений, ребёнок получает дополнительные мотивы для более вдумчивого и внимательного чтения. На примере положительных литературных героев, мы, библиотекари, воспитываем лучшие нравственные качества личности.

Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждое занятие в процесс активного творческого познания. Вот почему особое значение приобретают библиотечные уроки, на которых нам, библиотекарям, предоставляется уникальная возможность научить детей грамотно использовать полученную информацию. Деятельность библиотекаря включает два компонента: традиционный библиотечный и инновационный педагогический. Поэтому работу каждого занятия, стараюсь организовать так, чтобы ученик был активным участником этого действия, а помогают нам в этом множество цифровых ресурсов, которые мы можем использовать в работе, поэтому стоит задача освоить их, выбрав для себя наиболее значимые, наиболее интересные, и применять на практике.

 Популярной деятельностью по привлечению детей к чтению и посещению библиотеки являются массовые мероприятия, они помогают раскрыть творческий потенциал детей, развить эрудицию, помочь в обучении и сформировать положительный имидж школьной библиотеки. Учащиеся знают, что библиотека — это территория, где происходит множество увлекательных и полезных событий.

Чтобы массовое мероприятие прошло интересно, к нему необходимо создать мультимедийную презентацию, она заменит не только выставку, но и позволит провести встречу с читателями в новой и современной форме. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением. Сегодня информационные технологии позволяют создавать презентации с использованием аудио - и видео - вставок, делать презентации динамичными и интерактивными, использовать в них гиперссылки. Именно при помощи этих технологий я создаю свои интерактивные игры.

Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной.

Виртуальная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий, виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.

В условиях школьной библиотеки книжная выставка — самая доступная форма работы с минимальными временными затратами на:

- информирование пользователей о содержании библиотечных фондов;

- информирование пользователей о новых поступлениях;

- пропаганду и рекламу лучших документов, раскрытие их содержания».

Демонстрация книг не только знакомит учеников с библиотечным фондом, но и активизирует познавательную деятельность ребенка, побуждает сделать выбор произведения для прочтения.

 Интерактивный плакат - современный помощник продвижения книг, чтения, авторов и библиотек в целом. За счет оригинального дизайна и формата позволяет привлечь внимание пользователей. Плакат — наглядное изображение, которое может быть использовано для рекламы, агитации, обучения и т.п. Независимо от целей использования плакат — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала.

С помощью интерактивных плакатов можно собрать и обобщить материал по любой теме, создать дайджест публикаций, виртуальную выставку или путешествие. Интерактивный плакат даёт возможность за счёт использования интерактивных элементов вовлечь пользователя в процесс получения знаний, добиться максимальной наглядности информации.

Создание интерактивного плаката дело интересное и не очень легкое. Сервисов по созданию интерактивного плаката много, но в программу мастер-класса вошло знакомство с двумя сервисами: Glogster и Genially. Данные ресурсы позволяют создавать красочные постеры. Эти плакаты могут включать в себя аудио, видео, анимации, статичные изображения, текст, графику и т.д.

Одной из новых технологий, прочно вошедших в нашу жизнь, является технология QR-кодов. QR-код (в переводе с английского (quick response) означает «быстрый отклик»). Система QR-кодов стала популярной благодаря возможности быстрого считывания и большей ёмкости информации. Одна из простейших, доступных и захватывающих технологий. QR-код - код быстрого реагирования, пиксельная картинка, которая позволяет поделиться, не озвучивая, своими контактными данными, отправить SMS, сделать обратный звонок, увидеть на экране смартфона небольшой отрывок текста, предоставить ссылку на интернет-страницу и др. QR-коды можно создавать с помощью сервисов в Интернет, а так же в приложениях для смартфонов и планшетов. Просто внесите текст, адрес сайта, любую информацию, программа преобразует ее в QR-код. Скопируйте его как картинку и распечатайте, либо разместите на собственных веб-ресурсах. Все сервисы, связанные с этой технологией очень просты. Начните, например, с qrcoder.ru

Что такое QR-код? QR-коды представляют собой миниатюрные носители данных, которые хранят текстовую информацию. Один QR-код может содержать 7089 цифр или 4296 букв.

Самому тоже очень легко создать код. В Интернете существует множество бесплатных генераторов QR-кодов. Мне понравился генератор  http://qrcoder.ru. В выделенное поле пишешь текст или вставляешь ссылку на Интернет-ресурс. Нажимаешь на кнопку «Создать QR-код». Осталось только задать размер, цвет, получить ссылку или код для вставки в блог. QR-код можно скачать. В библиотечной работе можно использовать QR-коды для создания визитных карточек, рекламных материалов, выставок, игр, викторин, квестов.

ü  QR – код размещенный на закладке для книги напомнит о правилах обращения с книгой.

ü  Правила пользования библиотекой могут быть тоже закодированы с помощью матричного кода.

ü  QR – код, помещенный на обложку книги, может содержать дополнительные сведения об авторе, быть ссылкой на электронную версию произведения, на мультимедийный контент, сопровождающий произведение (фильм или театральную постановку по мотивам произведения).

ü    Правила техники безопасности в библиотеке, тоже целесообразно оформить в виде QR-кода. 

ü  Дополнить школьную выставку QR-кодами, адресующими к интересной информации об экспонатах. 

ü   Размещение QR – кодов на обложках книг, обеспечивает доступ к аннотации на книгу, к справочным материалам об авторе или дополнительной информации о книге.

Учащиеся начальных классов с огромным удовольствием и большим желанием работают в таком формате. Ребята быстро освоили QR-коды и после наведения планшета или телефона на заветный квадратик моментально понимают, о ком или о чем пойдет дальнейший рассказ.

Для повышения информационной открытости и доступности школьной библиотеки    в этом учебном году пытаемся освоить платформу ЛитРес:Школа, где предоставлен контент (литература) для обеспечения образовательного процесса без физического посещения библиотеки. 

Что это дало библиотеке, пользователям библиотеки и лично мне: - за счёт предложенных электронных библиотек ЛитРес:Школа (shcool.litres.ru) сразу же решилась проблема с фондом детской художественной и научно-популярной литературы по всем отраслям знаний; 

ЛитРес: Школа дает уникальную возможность для бесплатного чтения книг в электронной форме, в том числе и с мобильных устройств. Личные мобильные устройства предоставляют возможность пользоваться виртуальной библиотекой не только дома с компьютера, но и на уроках литературы. Для моментального доступа к нужным книгам создана полка, где после сканирования нужного QR-кода ученик получает нужную книгу.

Библиотечные методы, приемы и технологии играют важную роль на уроках и во внеурочной деятельности, помогая учащимся развивать навыки чтения, анализа и интерпретации прочитанного. Разнообразие методов и приемов делают уроки более интересными и познавательными. Применение подобных методов, приемов и технологий позволяют детям лучше понять и оценить произведения, а также развить свою критическую мысль и творческий потенциал.

В нашей школьной библиотеке есть одно огромное достоинство: наши читатели в течение дня со мною в библиотеке. Они могут свободно общаться между собой и с добрым наставником библиотекарем, задавать любые вопросы и ждать ответа и помощи в поиске нужной информации… Дети идут в библиотеку, значит, им здесь уютно и комфортно, они листают журналы, решают детские кроссворды, выбирают и читают книги, просто беседуют или даже просто тихо сидят, думая о чем-то. Каждый что-то находит здесь для себя, ведь наша школьная  библиотека – это место информации и пространство знания!

 

Литература:

 

ü  Школьная библиотека в образовательном пространстве современной школы. Ежегодный сборник научно – методических материалов – М.: МИОО, 2010. – 176 с.

Интернет-ресурсы

ü  Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/584918

ü  Режим доступа: https://урок.рф/library/metodicheskaya_konsultatciya_metodicheskaya_konsultatci_151533.html

 

 

 

 

                                                              

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 60

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 60

Эффективные библиотечные методы, приемы и технологии, реализуемые на уроках и во внеурочной деятельности

Эффективные библиотечные методы, приемы и технологии, реализуемые на уроках и во внеурочной деятельности

Вот некоторые примеры методов и технологий, которые используются в библиотеке для стимулирования самообразования пользователей и развития навыков критического мышления: 1

Вот некоторые примеры методов и технологий, которые используются в библиотеке для стимулирования самообразования пользователей и развития навыков критического мышления: 1

Особенно активно участвуют в играх дети младшего школьного возраста

Особенно активно участвуют в играх дети младшего школьного возраста

Независимо от целей использования плакат — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала

Независимо от целей использования плакат — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала

Для повышения информационной открытости и доступности школьной библиотеки в этом учебном году пытаемся освоить платформу

Для повышения информационной открытости и доступности школьной библиотеки в этом учебном году пытаемся освоить платформу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2024