ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА: ПУТЬ ОТ ИДЕИ ДО РЕАЛИЗАЦИИ
Парачук А. В., Сергеенко С. П.,
ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи», г. Гомель
В работе описывается опыт авторов по созданию интерактивного диска с методической разработкой «Экологическая азбука» и комплектом сопутствующих ей учебных материалов. Разработка участвовала в конкурсе «Зеленая школа» в 2019 году.
Ключевые слова: образование, экология, проект, экологическая азбука, интерактивный диск,
В XXI веке человечество осознало, что биосфера и ее составные части имеют пределы саморегуляции и самовосстановления, нарушение которых может привести к планетарной катастрофе. Проблемы выживания и сохранения человечества могут быть решены не только за счет рационального использования природных ресурсов, осуществления природоохранной и восстанавливающей деятельности. Весомую роль также играет образовательная экологическая деятельность в подростковой и молодежной среде.
Именно эта аксиома дала нам импульс для работы. В основе любого дела лежит идея. Она – тот ключик, которым открывается ларец творческого вдохновения в любой сфере человеческой деятельности. Не является исключением и сфера образования.
Сегодня мы расскажем о работе над одним из наших проектов «Экологическая азбука», который был представлен на республиканском конкурсе экологических проектов «Зеленая школа» в номинации методических разработок «Зеленый день». Работа заняла 1 место.
Появлению «Экологической азбуки» предшествовало несколько этапов:
1. Написание нами в 2018 году работы «Внедрение модели экологического образования детей и молодежи в контексте учреждений дополнительного образования», представленной на республиканский конкурс «Педагогическая мастерская: от идеи до реализации» в номинации «Педагогическая мастерская методиста» [1].
2. Выступление в 2018 году с докладом «Научно-педагогическое сопровождение образовательного процесса в объединениях по интересам эколого-биологического профиля» на областной педагогической конференции «Наследие П.Н. Лепешинского», посвященной 100-летию эколого-биологического образования в Гомельской области [2].
3. Участие на протяжении ряда лет в республиканских конкурсах школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» в номинации методических разработок.
Теперь, когда мы определили этапы рождения идеи, можно перейти к описанию процесса создания нашей азбуки. Отличительной чертой нашего времени является формирование цифровой культуры обучающихся и как следствие применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе учреждений дополнительного образования.
Этот тезис определил форму создаваемой азбуки – интерактивный диск, на котором собраны все необходимые материалы для последующей работы с ней (Рис. 1). Диск создавался в программе AutoPlay Media Studio 8.0.
«Экологическая азбука» ориентирована на обучающихся 7 – 11 летнего возраста. Ее актуальность состоит в применении нетрадиционных форм и методов подачи материала образовательной программы эколого-биологического профиля, ориентированного на соответствующий возраст.
Рисунок 1: Стартовая страница диска
Буквы алфавита, составляющие нашу азбуку, разделены на блоки: «Природоохранные знаки», «По страницам Красной книги», «Мудрые мысли», «Лекарственные растения», «Изучаю и исследую», «Поведение в природе». Каждый из этих блоков содержит определенные буквы алфавита. Собрав их вместе, мы и получаем «Экологическую азбуку» (Рис.2).
Рисунок 2: Примеры блоков "Экологической азбуки"
В наш диск вошли несколько разделов: Документы (электронный вариант печатной версии азбуки, ее обложка, созданная в редакторе Photoshop, Приложения). В качестве Приложений выступали: кроссворд «Основы экологии», интерактивная версия данного кроссворда (Рис.3), а также книга В.Н. Танасийчука «Экология в картинках».
Рисунок 3: Интерактивная версия кроссворда "Основы экологии"
Интерактивный кроссворд «Основы
экологии» состоит из 13 вопросов. Он выполнен в программе Power Point. Это позволяет использовать
его практически любым педагогом, имеющим базовый уровень компьютерного
образования. Интерактивность работы кроссворда достигается использованием
триггеров. В качестве триггеров выступают кнопки: – появление текста вопроса,
–
появление ответа в соответствующей строке (столбце) сетки кроссворда,
–
завершение режима показа слайда.
Методику создания подобного рода интерактивных кроссвордов можно изучить, обратившись к публикации, размещенной на сайте «Prodlenka.org» [3].
Следующий раздел диска Презентации. В него вошли три презентации: Экологический след, Экологическая азбука, Путешествие по страницам Красной книги. Для лучшей визуализации рассматриваемого в «Экологической азбуке» материала разработанный нами диск снабжен несколькими видеофайлами, размещенными в разделе Эковидео. Воспроизведение выбранного видео начинается при нажатии на соответствующую каждому видео управляющую кнопку (Рис. 4)
|
|
Рисунок 4: Работа вкладки "Видео"
Вкладка Экорисунки содержит примеры художественного творчества детей в области защиты окружающей среды и пропаганды экологически безопасного поведения.
Мы надеемся, что наш опыт создания «Экологической азбуки» послужит началом формирования в ГУО «ГГЦДОДиМ» комплекса современных методических материалов, посвященных вопросам экологического образования подрастающего поколения.
Литература
1. Парачук, А.В. Внедрение модели экологического образования детей и молодежи в контексте учреждений дополнительного образования / А.В. Парачук, С.П. Сергеенко // Сборник лучших практик из опыта работы методиста по организации экологического просвещения по итогам республиканского конкурса «Педагогическая мастерская: от идеи до реализации». Педагогическая мастерская методиста. – Минск, 2018. С. 64 – 73.
2. Парачук, А.В. Научно-педагогическое сопровождение образовательного процесса в объединениях по интересам эколого-биологического профиля / А.В. Парачук, С.П. Сергеенко. // Сборник материалов областной педагогической конференции «Наследие П.Н. Лепешинского» – Гомель, 2018. С. 40-42.
3. Сергеенко, С.П. Использование триггеров для создания интерактивного кроссворда в программе Power Point [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dlja-uchitelja/221499-ispolzovanie-triggerov-dlja-sozdanija-interak – Дата доступа: 10.05.2020.
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.