Статья ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.6

Статья ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.6
doc
26.11.2020
Статья ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья_Лачинова О.Г..doc

Эмпирическое исследование воображения старших дошкольников в условиях изобразительной деятельности

 

Исследование проводилось на базе ДОУ в/ч 14058 №9 «Звездочка»
г. Енисейска, выборка представлена группой детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 20 человек.

Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:

1 этап (апрель 2011 – май 2011) – анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, обработка понятийного аппарата исследования, выдвижение гипотезы, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, первичная диагностика.

2 этап (июнь 2011 – август 2011) – организация развивающей работы, направленной на развитие творческого воображения старших дошкольников.

3 этап (сентябрь 2011 – октябрь 2011) – повторная диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.

Для выявления уровня творческого воображения нами были использованы методики предложенные авторами:  Г.А. Урунтаевой,
Ю.А. Афонькиной «Свободный рисунок», Л.Ю. Субботиной «Неоконченный рисунок».

Методика «Свободный рисунок».

Материал: лист бумаги, набор карандашей.

Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.

На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

Методика: «Неоконченный рисунок».

Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).

2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз.

Испытуемому предлагалось:

На первом этапе: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

На втором этапе: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного.

Оценка результатов:

0-4 балла – очень низкий результат;

5-9 баллов – низкий;

10-14 баллов – средний;

14-18 – высокий;

19-24 – очень высокий.

Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии,  суммируются.

В результате первичной диагностики, используя методику
Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Свободный рисунок» и методику
Л.Ю. Субботиной «Неоконченный рисунок», были получены следующие данные, представленые в таблице 1

Таблица 1

Показатели уровней воображения у старших дошкольников

(первичная диагностика)

№ п/п

Имя, Ф.

Методика «Свободный рисунок»

Методика «Неоконченный рисунок»

Количество баллов

Уровень

Количество баллов

Уровень

1.

Вася К.

5-7

средний

10-14

средний

2.

Никита А.

8-9

высокий

14-18

высокий

3.

Василина М.

5-7

средний

14-18

высокий

4.

Зина Ж.

5-7

средний

10-14

средний

5.

Илья А.

3-4

низкий

0-4

очень низк.

Продолжение таблицы 1

6.

Полина О.

3-4

низкий

5-9

низкий

7.

Лиза П.

5-7

средний

10-14

средний

8.

Саша К.

3-4

низкий

5-9

низкий

9.

Никита П.

5-7

средний

5-9

низкий

10.

Лена У.

5-7

средний

5-9

низкий

11.

Даша Г.

8-9

высокий

14-18

высокий

12.

Миша С.

3-4

низкий

5-9

низкий

13.

Лера П.

5-7

средний

5-9

низкий

14.

Женя А.

3-4

низкий

0-4

очень низк.

15.

Лера О.

8-9

высокий

14-18

высокий

16.

Сергей Д.

3-4

низкий

0-4

очень низк.

17.

Рита К.

3-4

низкий

5-9

низкий

18.

Аня З.

5-7

высокий

10-14

средний

19.

Люба П.

5-7

высокий

14-18

высокий

20.

Максим В.

3-4

низкий

5-9

низкий

Итого:

 

 

 

Данные первичного исследования по методике «Свободный рисунок», позволяют нам сделать следующие выводы: 5 человек, что составляет 25% от общего числа испытуемых  (Никита А., Даша Г., Лера О., Аня З., Люба П.) -  продемонстрировали высокий уровень развития воображения, что характеризуется способностью детей придумать и нарисовать что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Стоит отметить то, что детали картины проработаны неплохо. Некоторые дошкольники в основном дали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). 7 человек, что составляет 35% от общего числа испытуемых (Вася К., Василина М., Зина Ж., Лиза П., Никита П., Лена У., Лера П.) – продемонстрировали средний уровень развития, что характеризуется способностью детей придумать и нарисовать нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образцы рисунка проработаны средне. Многие дети задумались над замыслом рисунка, потом не спеша рисовали «необычные» образы.  8 человек, что составляет 40% от общего числа испытуемых (Илья А., Полина О., Саша К., Миша С., Женя А., Сергей Д., Рита К., Максим В.) – продемонстрировали низкий уровень развития, что характеризуется способностью детей  нарисовать нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. Дети создавали образы с помощью элементарных приемов. Такие образцы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны.

В ходе исследования многие дети испытывали трудности, особенно те, которые показали низкий уровень развития воображения по методике «Свободный рисунок». Дети не всегда понимали поставленную перед ними задача, а потому не сразу могли придумать что-либо необычное за столь короткое отведенное время. 

Данные первичного исследования по методике «Неоконченный рисунок», свидетельствуют о следующем: 5 человек, что составляет 25% от общего числа испытуемых (Никита А., Василина М., Даша Г., Лера О., Люба П.) – продемонстрировали  высокий уровень развития воображения. Дошкольники демонстрирующие высокий уровень развития воображения с легкостью справились с заданием и довольно быстро из каждого кружка создавали с помощью дополнительных элементов различные образы, затем последовательно дорисовывали образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака (изменяя образ вплоть до изображения фантастического животного). 4 человека, что составляет 20% от общего числа испытуемых (Вася К., Зина Ж., Лиза П., Аня З.) – продемонстрировали средний уровень развития воображения. Некоторые дети при выполнении данной методики испытывали затруднения, долго придумывали, как же можно дорисовать образ собаки, чтобы каждый раз это была разная собака. 8 человек, что составляет 40% от общего числа испытуемых (Полина О., Саша К., Никита П., Лена У., Миша С., Лера П., Рита К., Максим В.) – продемонстрировали низкий уровень развития воображения. Некоторые дети, затруднялись при выполнении данного задания, многие не могли понять, что же нужно изображать с помощью дополнительных элементов. Поэтому приходилось несколько раз объяснять задание детям, находя индивидуальный подход к каждому ребенку.

Анализируя результаты первичной диагностики, можем отметить следующее:  у 5 детей, что составляет 25% от  общего числа испытуемых, степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной перерабатывания данных прошлого опыта, а также новизной и осмыс­ленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается. Дети начинают самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы, они более активно начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы – в темные.    

У 15 человек, что составило 75% от общего числа выборки,  наблюдается недостаточный уровень развития воображения. Данная категория детей нуждается в четких и подробных указаниях и инструкциях при выполнении заданий по изодеятельности; характеризуется трудностями в создании новых изобразительных образов, затруднениями в применении цвета для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане, в неумении правильно смешивать краски для получения оттенков светлых и темных тонов.  Слабое развитие вооб­ражения выражается в низком уровне переработки представлений, что влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию.

Дошкольникам, имеющим средние и низкие показатели уровня развития воображения, была предложена система развивающих занятий с целью повышения уровня развития воображения.


Эмпирическое исследование воображения старших дошкольников в условиях изобразительной деятельности

Эмпирическое исследование воображения старших дошкольников в условиях изобразительной деятельности

Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны

Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны

На втором этапе: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака

На втором этапе: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака

Полина О. 3-4 низкий 5-9 низкий 7

Полина О. 3-4 низкий 5-9 низкий 7

Детали и образцы рисунка проработаны средне

Детали и образцы рисунка проработаны средне

Полина О., Саша К., Никита П.,

Полина О., Саша К., Никита П.,

Дошкольникам, имеющим средние и низкие показатели уровня развития воображения, была предложена система развивающих занятий с целью повышения уровня развития воображения

Дошкольникам, имеющим средние и низкие показатели уровня развития воображения, была предложена система развивающих занятий с целью повышения уровня развития воображения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2020