Эмпирическое исследование воображения старших дошкольников в условиях изобразительной деятельности
Исследование проводилось
на базе ДОУ в/ч 14058 №9 «Звездочка»
г. Енисейска, выборка представлена группой детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет) в количестве 20 человек.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1 этап (апрель 2011 – май 2011) – анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, обработка понятийного аппарата исследования, выдвижение гипотезы, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, первичная диагностика.
2 этап (июнь 2011 – август 2011) – организация развивающей работы, направленной на развитие творческого воображения старших дошкольников.
3 этап (сентябрь 2011 – октябрь 2011) – повторная диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.
Для выявления уровня творческого
воображения нами были использованы методики предложенные авторами: Г.А. Урунтаевой,
Ю.А. Афонькиной «Свободный рисунок», Л.Ю. Субботиной «Неоконченный рисунок».
Методика «Свободный рисунок».
Материал: лист бумаги, набор карандашей.
Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.
На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
5-7 баллов – средний;
3-4 балла – низкий;
0-2 балла – очень низкий.
Методика: «Неоконченный рисунок».
Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).
2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз.
Испытуемому предлагалось:
На первом этапе: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
На втором этапе: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного.
Оценка результатов:
0-4 балла – очень низкий результат;
5-9 баллов – низкий;
10-14 баллов – средний;
14-18 – высокий;
19-24 – очень высокий.
Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.
В результате первичной диагностики,
используя методику
Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Свободный рисунок» и методику
Л.Ю. Субботиной «Неоконченный рисунок», были получены следующие данные,
представленые в таблице 1
Таблица 1
Показатели уровней воображения у старших дошкольников
(первичная диагностика)
№ п/п |
Имя, Ф. |
Методика «Свободный рисунок» |
Методика «Неоконченный рисунок» |
||
Количество баллов |
Уровень |
Количество баллов |
Уровень |
||
1. |
Вася К. |
5-7 |
средний |
10-14 |
средний |
2. |
Никита А. |
8-9 |
высокий |
14-18 |
высокий |
3. |
Василина М. |
5-7 |
средний |
14-18 |
высокий |
4. |
Зина Ж. |
5-7 |
средний |
10-14 |
средний |
5. |
Илья А. |
3-4 |
низкий |
0-4 |
очень низк. |
Продолжение таблицы 1 |
|||||
6. |
Полина О. |
3-4 |
низкий |
5-9 |
низкий |
7. |
Лиза П. |
5-7 |
средний |
10-14 |
средний |
8. |
Саша К. |
3-4 |
низкий |
5-9 |
низкий |
9. |
Никита П. |
5-7 |
средний |
5-9 |
низкий |
10. |
Лена У. |
5-7 |
средний |
5-9 |
низкий |
11. |
Даша Г. |
8-9 |
высокий |
14-18 |
высокий |
12. |
Миша С. |
3-4 |
низкий |
5-9 |
низкий |
13. |
Лера П. |
5-7 |
средний |
5-9 |
низкий |
14. |
Женя А. |
3-4 |
низкий |
0-4 |
очень низк. |
15. |
Лера О. |
8-9 |
высокий |
14-18 |
высокий |
16. |
Сергей Д. |
3-4 |
низкий |
0-4 |
очень низк. |
17. |
Рита К. |
3-4 |
низкий |
5-9 |
низкий |
18. |
Аня З. |
5-7 |
высокий |
10-14 |
средний |
19. |
Люба П. |
5-7 |
высокий |
14-18 |
высокий |
20. |
Максим В. |
3-4 |
низкий |
5-9 |
низкий |
Итого: |
|
|
Данные первичного исследования по методике «Свободный рисунок», позволяют нам сделать следующие выводы: 5 человек, что составляет 25% от общего числа испытуемых (Никита А., Даша Г., Лера О., Аня З., Люба П.) - продемонстрировали высокий уровень развития воображения, что характеризуется способностью детей придумать и нарисовать что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Стоит отметить то, что детали картины проработаны неплохо. Некоторые дошкольники в основном дали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). 7 человек, что составляет 35% от общего числа испытуемых (Вася К., Василина М., Зина Ж., Лиза П., Никита П., Лена У., Лера П.) – продемонстрировали средний уровень развития, что характеризуется способностью детей придумать и нарисовать нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образцы рисунка проработаны средне. Многие дети задумались над замыслом рисунка, потом не спеша рисовали «необычные» образы. 8 человек, что составляет 40% от общего числа испытуемых (Илья А., Полина О., Саша К., Миша С., Женя А., Сергей Д., Рита К., Максим В.) – продемонстрировали низкий уровень развития, что характеризуется способностью детей нарисовать нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. Дети создавали образы с помощью элементарных приемов. Такие образцы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны.
В ходе исследования многие дети испытывали трудности, особенно те, которые показали низкий уровень развития воображения по методике «Свободный рисунок». Дети не всегда понимали поставленную перед ними задача, а потому не сразу могли придумать что-либо необычное за столь короткое отведенное время.
Данные первичного исследования по методике «Неоконченный рисунок», свидетельствуют о следующем: 5 человек, что составляет 25% от общего числа испытуемых (Никита А., Василина М., Даша Г., Лера О., Люба П.) – продемонстрировали высокий уровень развития воображения. Дошкольники демонстрирующие высокий уровень развития воображения с легкостью справились с заданием и довольно быстро из каждого кружка создавали с помощью дополнительных элементов различные образы, затем последовательно дорисовывали образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака (изменяя образ вплоть до изображения фантастического животного). 4 человека, что составляет 20% от общего числа испытуемых (Вася К., Зина Ж., Лиза П., Аня З.) – продемонстрировали средний уровень развития воображения. Некоторые дети при выполнении данной методики испытывали затруднения, долго придумывали, как же можно дорисовать образ собаки, чтобы каждый раз это была разная собака. 8 человек, что составляет 40% от общего числа испытуемых (Полина О., Саша К., Никита П., Лена У., Миша С., Лера П., Рита К., Максим В.) – продемонстрировали низкий уровень развития воображения. Некоторые дети, затруднялись при выполнении данного задания, многие не могли понять, что же нужно изображать с помощью дополнительных элементов. Поэтому приходилось несколько раз объяснять задание детям, находя индивидуальный подход к каждому ребенку.
Анализируя результаты первичной диагностики, можем отметить следующее: у 5 детей, что составляет 25% от общего числа испытуемых, степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной перерабатывания данных прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается. Дети начинают самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы, они более активно начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы – в темные.
У 15 человек, что составило 75% от общего числа выборки, наблюдается недостаточный уровень развития воображения. Данная категория детей нуждается в четких и подробных указаниях и инструкциях при выполнении заданий по изодеятельности; характеризуется трудностями в создании новых изобразительных образов, затруднениями в применении цвета для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане, в неумении правильно смешивать краски для получения оттенков светлых и темных тонов. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений, что влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию.
Дошкольникам, имеющим средние и низкие показатели уровня развития воображения, была предложена система развивающих занятий с целью повышения уровня развития воображения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.