СТАТЬЯ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ"
Оценка 5

СТАТЬЯ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Оценка 5
docx
23.05.2023
СТАТЬЯ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ"
Моспан_тезисы.docx

УДК 37.017.4

Физическая культура как средство воспитания патриотизма у дошкольников

 

 

Моспан Наталья Венедиктовна

Научный руководитель: Деминская Л.А.,

д.пед.н., доцент кафедры дошкольного и начального

педагогического образования Института педагогики ГОУ ВПО

«Донецкий национальный университет»,

Донецкая Народная Республика, г. Донецк

 

 

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме патриотического воспитания дошкольников средствами физической культуры. В статье частично раскрываются теоретико-методические основы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе занятий физической культурой

Ключевые слова: физическая культура, патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольники.

 

Мы находимся на пороге больших перемен. На сегодняшний день в жизни общества происходят глубокие изменения, поэтому патриотическое воспитание и воспитание патриота становится одним из основных направлений работы с подрастающим поколением. За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты. Необходимо воспитывать патриота на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между прошлым и сегодняшним днем, давать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение[1].

В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" говорится, что: "Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и профессиональной подготовки в образовательных учреждениях всех видов и разновидностей" [2].

Согласно определению Российской педагогической энциклопедии (1999), "Патриотизм – это общественно-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность защищаться от врагов". Это проявляется в гордости за достижения страны, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к национальным и культурным традициям. Развитие чувства любви и привязанности к родному дому является первым этапом гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста [4].

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает и воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет область «физическая культура». Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Цель воспитания патриотизма у детей — это формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Рассмотрев сущность патриотического воспитания, обратимся к изучению роли физической культуры как одного из эффективных средств формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

С помощью физической культуры формируются физические качества, двигательные навыки и умения которые тесно связаны с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

Формирование патриотических чувств у дошкольников осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы. Такие формы проведения занятий способствуют воспитанию у дошкольников ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, формируются волевые качества, которые необходимы будущим защитникам Родины [1].

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию воспитанников: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Используемые на занятиях по физической культуре произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях формирует у воспитанников дисциплинированность, культуру поведения [3].

Составной частью патриотического воспитания через физическую культуру является приобщение детей к истокам народа, их традициям, быту и образу жизни. В решении данной задачи педагоги используют игры. Они являться эффективных средств формирования патриотизма у дошкольников. Подвижная игра является средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются русские народные подвижные игры.

Русские народные подвижные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения в русской народной подвижной игре сочетается с духовным обогащением мира и познания дошкольника. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к своей семье и преданности Родине.

Только комплексная и целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников. Патриотическое воспитание дошкольников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. [3].

Основываясь на анализ педагогической литературы, мы можем утверждать, что физическая культура в своем широком разнообразии форм и средств может служить одним из эффективных средств достижения целей и задач в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Работа по воспитанию патриотических чувств у детей по отношению к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной "картины мира", воспитания патриотизм, основы гражданственности, а также интерес к своей малой родине. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. Патриотическое воспитание занимало, и будет занимать центральное место в воспитательной системе детей дошкольного возраста[3].

Список литературных источников:

 

1.      Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В.Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.

2.      Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». - URL: http://static.government.ru/ (дата обращения: 20.07.2020).

3.      Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников /  Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013. - 120 с.

4.      Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. Г. Панов. - М.: Большая Рос. энцикл., 1993-1999. – 607 с.


 

5.      Скачано с www.znanio.ru

УДК 37.017.4 Физическая культура как средство воспитания патриотизма у дошкольников

УДК 37.017.4 Физическая культура как средство воспитания патриотизма у дошкольников

Согласно определению Российской педагогической энциклопедии (1999), "Патриотизм – это общественно-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к

Согласно определению Российской педагогической энциклопедии (1999), "Патриотизм – это общественно-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к

Участие в праздниках и развлечениях формирует у воспитанников дисциплинированность, культуру поведения [3]

Участие в праздниках и развлечениях формирует у воспитанников дисциплинированность, культуру поведения [3]

Список литературных источников: 1

Список литературных источников: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2023