Статья "Формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"
Оценка 4.7

Статья "Формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"

Оценка 4.7
docx
14.05.2020
Статья "Формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"
Защитное слово.docx

Защитное слово.

     (слайд 1)   Здравствуйте,  уважаемая комиссия. Разрешите представить курсовую работу на тему: «Формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе».

Хотелось бы начать с высказывания Василия Александровича Сухомлинского «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой — к раздумьям и размышлениям. Уединение — это не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность.»

(слайд 2)С этим высказыванием сложно поспорить, но в XXI  веке, объявленном веком информации и коммуникаций, оказалось, что чтение книги перестаёт быть основным источником получения информации и приобщения к культурным ценностям человечества. Компьютер, агрессивная визуальная среда, Интернет и телевидение являются более привлекательными для современного человека. Получение информации из этих источников не требует напряжённой работы ума, вдумчивого чтения и осмысления. Оно навязывает зрителю авторскую точку зрения и не оставляют времени для оценки увиденного, формирования собственного мнения. Традиционным книгам всё труднее конкурировать с современными средствами информации. В результате дети теряют интерес к чтению книги, и это происходит не только в России, аналогичная ситуация складывается во всех странах мира.

Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников. Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге.

(слайд 3)Объектом исследования является: процесс формирования читательской самостоятельности младшего школьника.

Предметом исследования: формирование читательской самостоятельности на уроках литературного  чтения в начальной школе.

В ходе исследования  решалась седующая проблема: каковы особенности формирования читательской самостоятельности младшего школьника на уроках литературного чтения?

(слайд 4) Для этого  поставлена цель исследования: изучить особенности формирования читательской самостоятельности младшего школьника на уроках литературного чтения. Для реализации цели решались задачи, представленные на слайде:

Задачи исследования                                                                                                                   

1.  Рассмотреть понятие читательской самостоятельности.

2.Изучить методы и средства развития читательской самостоятельности у младших школьников.

3.Раскрыть возможности формирования  читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе.

4.Организовать исследование читательской самостоятельности младшего школьника.

(слайд 5)Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими     устройствами, т. есть смысл говорить о понятии « читательская самостоятельность»

Самым удачным, на наш взгляд, является определение  Г.Наумчук: «читательская самостоятельность – это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации».

(слайд 6)Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения. Урок читательской самостоятельности - внеклассное чтение является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.

Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.

(слайд 7)Особенности программы, которые способствуют  формированию читательской самостоятельности:

ü    уроки литературного слушания в 1 классе;

ü    использование технологии моделирования;

ü    “нерасчленённость” и “переплетённость” классного и внеклассного чтения;

ü    использование схем, таблиц, кроссвордов;

ü    разноуровневые задания, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в обучении;

ü    осуществление самоконтроля и самооценки.

(слайд 8)При формировании типа правильной читательской деятельности младшие школьники проходят 4 этапа: подготовительный, начальный,  основной и заключительный.

Периоды характеризуются: количеством времени, которое отведено на классно-урочную форму работы с детской книгой; учебным материалом; объемом и содержанием целесообразной для учащихся коллективной и индивидуальной читательской деятельности.

Временные границы этапов, периодов и лет обучения (классов) совпадают лишь частично

Этапы различаются:

ü    целями обучения;

ü     задачами;

ü     структурой урока;

ü     методикой работы;

ü     учебным материалом;

ü    требованиями к  знаниям, умениям и навыкам.

Целевой компонент этапов формирования  читательской самостоятельности

Этап

Цель

Задачи

Подготови-тельный

(1 класс)

обучение восприятию литературного произведения

ü    обогатить читательский опыт детей;

ü    отрабатывать специальные читательские умения;

ü    развивать речь учащихся;

ü    развивать интерес к самостоятельному чтению.

Начальный

(2 класс)

развитие читательских и речевых умений

ü    формировать правильное, осознанное, плавное чтение;

ü    развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;

ü    воспитывать нравственно-этические основы;

ü    совершенствовать восприятие, понимание, воспроизведение текста;

отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской книгой

Основной

 (3 класс)

обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем

ü    обеспечить полноценное восприятие произведения;

ü    выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя;

ü    совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение;

ü    включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность;

ü    формировать литературоведческие представления;

ü    расширять круг чтения;

ü    формировать читательские умения

Заключи-

тельный

(4 класс)

формирование самостоятельного читателя.

Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.

( слайд 9)Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач .

Требования, предъявляемые к урокам внеклассного чтения

Требование к уроку внеклассного чтения

Учет самостоятельного чтения

Обязательная рекомендация новых книг

Обязательное прочитывание небольших произведений или отрывков книги, читаемой всеми детьми класса

Использование элементов анализа прочитанного произведения

Словарная работа и работа над языковыми средствами играет вспомогательную роль

Использование различных форм пересказа и творческих способов передачи текста

 Использование методов и приемов: беседа - обсуждение прочитанных книг, диспут

 

(слайд 10)Для повышения эффективности уроков внеклассного чтения и формирования читательской самостоятельности, по мнению Н. Светловской, могут быть использованы следующие творческие виды работ:

ü    краткий пересказ, где ребенок должен отобрать главное, отсеять второстепенное: он выбирает из текста основное содержание, передает его связно, последовательно;

ü    пересказ с изменением лица рассказчика;

ü    пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, взглянуть на события его глазами;

ü    передача прочитанного по ролям;

ü    инсценировка;

ü    иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое).

(слайд 11)В действующих программах по литературному чтению к решению вопроса о формировании читательской самостоятельности младших школьников авторы подходят по-разному.

Так, например, Л.Климанова в УМК «Школа России» неотъемлемой частью курса литературного чтения считает внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

Программы «Школа 2100» (Р.Бунеев, Е.Бунеева) и  «Планета знаний» (Э.Э.Кац) предусматривают организацию самостоятельного домашнего чтения детей. Главная особенность: дети читают «в рамках книг для чтения», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, следующие главы из повести. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.

(слайд 12)В рамках производственной практики была проведена исследовательская работа по выявлению уровня читательской самостоятельности в рамках проведенных уроков литературного чтения.

База практики: МБОУ СОШ № 7

Класс: 4 «А»

Диагностика:  Светловской Н.Н. «Выявление  развитие уровня читательской самостоятельности»

Цель исследования: выявление уровня читательской самостоятельности

Рассмотрим критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности на выпуске из начальной школы:

ü    систематическое чтение художественной литературы во внеурочное время;

ü    регулярное чтение справочной литературы;

ü     умение внятно и содержательно рассказывать о прочитанном литературном произведении и его авторе;

ü    систематическое чтение материалов детской периодики;

ü     умение определять и передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из аннотации;

ü    знание книг из доступного круга чтения.

На основе указанных показателей определяем уровни читательской самостоятельности младших школьников

   (слайд 13)По данным исследования выявлено, что из 10 учащихся, принимавших участие в тестировании лишь 4 человека имеет средний уровень читательской самостоятельности, что составляет 40%, а 60 % (6 человек) имеет низкий уровень развития читательской самостоятельности, основные трудности у обучающихся вызывают задания, выявляющие следующие показатели читательской самостоятельности: регулярное чтение справочной литературы, умение внятно и содержательно рассказывать о прочитанном литературном произведении и его авторе, умение определять и передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из аннотации, знание книг доступного круга чтения.

Это свидетельствует о необходимости введения в процесс обучения специально организованной работы, направленной на развитие всех сторон читательской самостоятельности младших школьников.

(слайд 14)В рамках производственной практики  проведен урок внеклассного чтения  на тему: «Знакомство со стихотворением  А.Н.Толстого «Илья Муромец»,  материал урока расположен  в рубрике «Читальный зал», после былин об Илье Муромце.

Чтобы достичь цели урока, были использованы: разноуровневые задания, вопросы, примеры произведений разных видов искусств (литература, музыка, живопись). В ходе урока, на этапе  речевой разминки был использован прием драматизации - чтение по ролям небольшого стихотворного диалога. В начале урока проводилась викторина по  пройденному материалу - по былинам о богатырях народным и авторским.

. На этапе вторичного чтения и литературоведческого анализа использовалась индивидуально - фронтальная  форма работы.  В конце урока использовалась драматизация - «постановка  живых картин» - конкурс на лучшее исполнение роли Ильи Муромца.

Для эффективного развития уровня читательской самостоятельности разработаны методические рекомендации для родителей, т.к. мы видим, что  у детей данного 4 «А»  класса преобладает низкий  уровень читательской самостоятельности, поэтому есть необходимость в проведении рекомендательной беседы с родителями о развитии читательских навыков  детей дома и  во внеурочное время.

(слайд 15)Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что формирование читательской самостоятельности - составная часть процесса обучения младших школьников и способствует повышению познавательной активности, что, в свою очередь,  способствует более качественному усвоению знаний. А значит, формирования читательской самостоятельности – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, а оптимальные результаты в самостоятельной читательской  деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, а направляется всей учебной деятельностью.

(слайд 16)В перспективе, мы планируем продолжить работать над данной темой. Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы.


 

Защитное слово. (слайд 1)

Защитное слово. (слайд 1)

Предметом исследования: формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

Предметом исследования: формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения

Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения

Начальный (2 класс) развитие читательских и речевых умений ü формировать правильное, осознанное, плавное чтение; ü развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор; ü воспитывать нравственно-этические…

Начальный (2 класс) развитие читательских и речевых умений ü формировать правильное, осознанное, плавное чтение; ü развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор; ü воспитывать нравственно-этические…

В действующих программах по литературному чтению к решению вопроса о формировании читательской самостоятельности младших школьников авторы подходят по-разному

В действующих программах по литературному чтению к решению вопроса о формировании читательской самостоятельности младших школьников авторы подходят по-разному

На основе указанных показателей определяем уровни читательской самостоятельности младших школьников (слайд 13)

На основе указанных показателей определяем уровни читательской самостоятельности младших школьников (слайд 13)

На этапе вторичного чтения и литературоведческого анализа использовалась индивидуально - фронтальная форма работы

На этапе вторичного чтения и литературоведческого анализа использовалась индивидуально - фронтальная форма работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020