Статья: Формирование функциональной грамотности в учебной деятельности.
Оценка 4.7

Статья: Формирование функциональной грамотности в учебной деятельности.

Оценка 4.7
docx
12.04.2024
Статья: Формирование функциональной грамотности в учебной деятельности.
_Формирование функциональной грамотности в учебной деятельности_..docx

Статья: Формирование функциональной грамотности в учебной деятельности.

Аннотация: Статья может быть полезна при проектировании урока в технологии «Перевернутый класс». На конкретном примере можно увидеть, как и где использовать модель обучения «Перевернутый класс»,когда уместно применить прием интервьюирования в учебной деятельности, и как все это связано с функциональной грамотностью.

Ключевые слова: занятия курса «Краеведения», рабочий лист, способы и источники получения и презентации информации, опросный лист.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Идея о проведении урока в технологии «Перевернутый класс» .

Общая характеристика родного края: главный город, важнейшие достопримечательности, включающая в себя все этапы от постановки проблемы до ее самостоятельного и индивидуального решения с помощью последовательных действий под руководством учителя, используя знания и умения из других предметных областей, возникла после многолетних наблюдений и изучения методической литературы, связанной с мотивацией учащихся. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников. Поэтому целью данного урока стало- создание условий для формирования положительной учебной мотивации через организацию обучения в группах, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.

Во время урока учащимися самостоятельно была определена проблема и пути ее решения. С помощью учителя ребята разработали памятки и алгоритмы работы, они были зафиксированы на рабочем листе. Вся деятельность учащихся была направлена на формирование функциональной грамотности (что помним с занятий внеурочной деятельности? ... как работать над созданием презентаций? ... как скачивать видео сYouTube? ...) и различных универсальных учебных действий - регулятивных (определить проблему, проверить правильность выполнения заданий), познавательных (поиск информации, обобщение, вывод), личностных (рефлексия, сопоставление собственного опыта с образцом). Решалась главная проблема современного школьника - проблема коммуникации с помощью интервьюирования. Задания были рассчитаны на работу в парах сменного состава и индивидуальную, а главное - на самостоятельную работу дома.

В конце урока учащиеся ушли домой с планом работы к следующему занятию.

Новизна формата урока, приемов, заданий и организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний стимулировала познавательный интерес. В результате которого, на следующем уроке были презентованы прекрасные результаты работы с последующим применением и высоким баллом на контрольном уровне.

Ход урока (сопровождается презентацией).

1. Орг. момент.

При входе в класс отрывают смайлик с объявления «Возьми с собой хорошее настроение». Смайлики определенного цвета позволяют детям разделиться на несколько рабочих групп.

2. Целеполагание.

Следующая тема урока окружающего мира: Общая характеристика родного края: главный город, важнейшие достопримечательности.

Какой главный город нашего края?

Возьмите рабочий лист и заполните первую графу -Барнаул.

Напишите ассоциации , связанные с названием города.

Следующая графа - Важнейшие достопримечательности.

Какие достопримечательности вы знаете? Вспомните, что вы изучали на курсе внеурочной деятельности «История и культураБарнаула», запишите во второй графе.

Затем, из предложенных иллюстраций (на столах в больших конвертах лежат иллюстрации достопримечательностей нашего города -Барнаула),предлагаю выбрать ту, на которой изображен неизвестный объект, вы не знаете, что это, кто архитектор, где находится ...

Сейчас мы можем где-то получить информацию, что это за достопримечательность?

Попробуем получить информацию необычным образом - интервьюированием.

Что вы сейчас будете делать?

А есть правила, которые необходимо соблюдать во время интервьюирования? (выслушиваем несколько учеников, составляем памятку, на доске алгоритм действий)

Вам необходимо взять интервью у 2-3 учеников и заполнить опросный лист. Ученики берут интервью, фиксируют ответы в опросном листе, стараются соблюдать правила поведения при интервьюировании.

Получили ли вы точную информацию? (выслушиваем несколько ответов)

Теперь заполните третью графу рабочего листа - Вывод после интервьюирования (нет точных, одинаковых ответов)

Значит эту информацию придется находить в других источниках. В каких? Вспоминаем и перечисляем эти источники, затем записываем в рабочий лист. (Поиск информации)

Уточняем как в библиотеке находить информацию? У кого? Какие правила?

На доске алгоритм действий, как находить информацию в библиотеке.

Находить информацию в интернете … (правила безопасности … как находить … что делать … на каких сайтах …) 

На доске алгоритмы действий:

1) Российские сайты. 2) Поиск информации. 3) Безопасный интернет.

А как поделиться информацией с одноклассниками?

(Дети перечисляют способы презентации и заполняем графу в рабочем листе - Презентация информации.)

Кто поделится опытом, как делать презентацию?

(На доске алгоритм работы над презентацией)

Как скачать видео с YouTube?

(На доске подробная инструкция)

Карточку с выбранной достопримечательностью заберите с собой домой. Дома определитесь со способами нахождения и презентацией информации.

На следующем уроке ждем результатов вашей работы, а напоминать о занятии  будет выбранный смайлик.

 


 

Статья: Формирование функциональной грамотности в учебной деятельности

Статья: Формирование функциональной грамотности в учебной деятельности

Решалась главная проблема современного школьника - проблема коммуникации с помощью интервьюирования

Решалась главная проблема современного школьника - проблема коммуникации с помощью интервьюирования

Сейчас мы можем где-то получить информацию, что это за достопримечательность?

Сейчас мы можем где-то получить информацию, что это за достопримечательность?

На доске подробная инструкция)

На доске подробная инструкция)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2024