ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИй ОБУЧАЮЩИХСЯ
Алексеева Наталья Владимировна,
учитель начальных классов, ВКК
Гузенко Любовь Ивановна,
учитель начальных классов, ВКК
МАОУ «СОШ № 2»
Аннотация: формирование функциональной грамотности обучающихся-одна из важнейших задач учителя, отраженная в обновленном содержании ФГОС НОО и ФГОС ООО. В нашей статье осветим теоретический анализ литературы по глобальным компетенциям в современной школе. Также поделимся приемами и заданиями, которые применимы в практической работе с обучающими.
Ключевые слова: функциональная грамотность, глобальная компетентность, глобальные компетенции, обучающийся.
Согласно определению известного психолога А.А. Леонтьева функциональная грамотность предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [3 ].
С.Е Дюкова, Т.В. Коваль считают, что глобальная компетентность-многогранная цель образования человека на протяжении жизни[4, с 114].
Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Дети учатся осознавать, каким образом культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды окружающих. Способность понимать и принимать убеждения других людей - один из самых важных навыков в современном мире.
Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного учебно-воспитательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос всех субъектов образовательного процесса – учащихся, учителей и родителей [4, с 18].
Роль школы в формировании у обучающихся глобальных компетенций заключается в создании условий для овладения знаниями о процессе глобализации, для приобретения опыта отношений к различным культурам, о культурном многообразии мира.
Инструментами формирования глобальных компетенций могут быть следующие способы:
- создание атмосферы, в которой обучающийся чувствует себя комфортно и свободно;
- вовлечение в учебный процесс чувств, эмоций и ощущений ребенка (чтобы заинтересовать детей, можно задавать вопросы, которые выходят за рамки предмета: можешь ли ты назвать двух взрослых из твоего окружения, которые всегда в тебя верят? Чему ты учишься и почему это важно? Как у тебя дела с учебой? Каковы твои ближайшие цели и шаги?);
- стимулирование речевых, когнитивных, творческих способностей;
- предоставление обучающемуся главной роли в учебном процессе, активно взаимодействующему с другими участниками этого процесса (сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров, поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше; он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки, а ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой);
- применение различных форм работы в классе: индивидуальной, групповой, коллективной, в полной мере стимулирующих активность обучаемых, их самостоятельность и творчество;
- организация проектной деятельности, диспутов, споров;
- проведение внеклассные мероприятий (в рамках внеурочной деятельности), которые направлены на развитие и проявление качеств глобально компетентной личности.
Деятельность, направленная на формирование глобальной компетентности школьников, вносит вклад в формирование российской гражданской идентичности обучающихся; освоение всеми обучающимися базовых навыков, компетенций; развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире; формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни; разумное и безопасное использование цифровых технологий ; применение обучающимися технологий совместной и коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки личного вклада.
В связи с вышеизложенным, у нас возникла необходимость в создании сборника заданий для формирования глобальных компетенций. В него вошли комплексные задания,предназначенные для формирования и оценки глобальных компетенций. Сборник рекомендуется к использованию в обучающих целях педагогами на уроках и во внеурочной деятельности, а также администрацией школы для организации внутришкольногомониторинга.
Использование разработанных заданий при организации деятельности учеников на уроке непосредственно отражает цель овладения функциональной грамотностью: учитель мотивирует деятельность или создает проблемную ситуацию на уроке для того, чтобы учащиеся смогли использовать приобретенные знания и умения, как мотивирующие на изучение темы, как закрепляющие ее освоение, как домашнее задание.
Задания предпочтительно выполнять их в классе. Объективность оценки повышается при четком следовании инструкциям: выдержано определенное время, даны соответствующие разъяснения и указания по выполнению заданий, все учащиеся находится в одинаковых условиях.
Приведем пример.
Дан текст:
ЛЕЧИМ СКВОРЦА
Алиса (сообщение на форуме): Вчера совершенно нежданно прямо под дом прискакал раненый скворец... Летать не может, только бегать и подпрыгивать невысоко. Что делать? Пришлось брать... У него раны у основания крыла и лапки. Раны серьёзные, у основания крыла видна кость. Но крыло не висит, оно сложено. На лапку скворец наступает. Надеемся, что это просто повреждение мягких тканей, а не перелом. А вдруг он летать от боли не может, а не от перелома? Раны промыли лекарством. Поместить пришлось в картонную коробку. Туда же поставили мисочки с водой и с крупами (гречка, рис). Как лечить крыло? И чем кормить? Может, крупы не сырые давать, а надо варить? Посоветуйте, пожалуйста. Птиц никогда не держала.
Некоторые задания по тексту:
-Какой признак перелома крыла есть у скворца, какого нет, а про какой признак нужно задать вопрос Алисе, потому что в сообщении нет о нём информации? (варианты ответа прилагаются).
-Валерий сказал, что человек, подобрав дикую птицу или животное, берёт на себя большую ответственность. Какие аргументы можно использовать для подтверждения точки зрения Валерия? (варианты аргументов прилагаются).
-Почему подбирать раненых диких птиц может быть опасно для птиц?
-Почему подбирать раненых диких птиц может быть опасно для людей?
-Какие из перечисленных ниже действий помогут диким птицам? (варианты действий прилагаются).
Формирование глобальных компетенций не заканчивается на уровне школьного образования, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286
3. https://melimde.com/globalenie-kompetencii-kak-komponent-funkcionalenoj-gramotnost.html
4. https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-kompetentsii-novyy-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti
5.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.