ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аманбаева Менлизат Мовлиевна
Заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла
муниципального образования город Ноябрьск
Основной целью российского образования является воспитание, становление и развитие творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Чему должен научиться ребенок? Обратимся к старой притче о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодные. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который и помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действиях порождается знание.
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
Так как модель современного выпускника начальной школы включает в себя любознательную личность, владеющую основами умения учиться, умеющую высказывать свое мнение и готовую самостоятельно действовать, вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умение и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний.
В своей деятельности я ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловой,
- учебно-познавательной
- информационной,
- коммуникативной.
Вопрос формирования познавательного интереса школьника считается одной из актуальных проблем, включающих как социальный, так и психолого-педагогический аспект. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Эта проблема имеет давнюю историю. Выдающийся вклад в ее изучение внесли классики педагогики, видные психологи и методисты, талантливые учителя – Талызина Н.Ф., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н., Амонашвили Ш.А., Истомина Н.Б. и другие.
Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.
Учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеналагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешной собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
Для успешного воспитания детей необходимо на первых годах школьного обучения пробудить интерес к учебным знаниям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность.
«Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования».
Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке.
Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к тем или иным понятиям, умениям, навыкам. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, существенно зависит достижение целей урока, а также степень активности в процессе познания.
В образовательном процессе актуальны такие технологии, как:
- развивающего обучения,
- проблемного обучения,
- разноуровневого обучения,
- проектного метода обучения,
- использование в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр,
- обучение в сотрудничестве (групповая работа, работа в парах),
- информационно-коммуникативные технологии,
- здоровье-сберегающие технологии,
- критического мышления,
- систему инновационной оценки.
- портфолио
Из общего показателя интереса-активности можно вычленить показатели уровня познавательного интереса, которые могут охарактеризовать его интенсивность и устойчивость:
1.выведение причинных связей, зависимостей самими учениками;
2. самостоятельность сделанных выводов и обобщений;
3. эмоциональная активность;
4. стремление учащихся участвовать в деятельности.
Для этого:
1. Ученик должен понимать целесообразность изучаемого материала
2. Разнообразить учебный труд
3. Оценивать деятельность учащихся
4. Создать эмоциональную атмосферу на уроке.
Чтобы ребенок учился в полную меру своих способностей, надо вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. В своей деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным.
Для того, чтобы вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса, я использую следующие приемы:
1) положительных результатов достигаю за счет создания ситуации успеха для каждого ребенка, через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) на уроках стараюсь создать положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, создание обстановки доверия, уверенности в успехе, систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (Например «В чем было затруднение?», «Почему было трудно?», «Что открыли, узнали на уроке?» и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы.
Для обучения учащихся целеналаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно-целевой блок) применяю:
1. прерывание и незавершенность учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2. предоставление права выбора, через совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершенность деятельности;
3. реакция на ошибку, через прием «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение действий;
4. практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала, познание идеи от учеников.
Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приемами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности, реализую посредством следующих приемов (познавательный блок):
1) включение учащихся в коллективную деятельность, которая формирует умение сотрудничать друг с другом, через организацию работы в парах, группах, взаимопроверка, «метод проб и ошибок»;
2) необычная форма преподнесения материала;
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий. Вопрос становится проблемным при условиях :
· Он должен иметь логическую связь как с ранее известным, так и с тем, что подлежит усвоению в определенной учебной ситуации,
· Должен содержать познавательную трудность,
· Должен вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным.
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, выводы, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование различных шкал (линеечка достижений, лесенка успеха) для оценивания уровня выполнения учебного задания, его результата; применение разных видов оценки: прогностической, перспективной, коррегирующей, ретроспективной; организация взаимопроверки; уточнение причин, по которым произошло отклонение от цели учебного задания; обсуждение реализации плана урока; отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, усложнение заданий.
В процессе обучения вовлекается не только интеллект ученика, но и эмоции, чувства, стремление каждого к результатам. Целенаправленно на каждом уроке работа строится так, чтобы развивались и слабые, и сильные ученики. Используя коллективные формы работы, учу детей радоваться успехам друзей, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Дети уверенны в себе, не боятся проявить себя, общительны и активны.
Такие формы работы помогают развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, добиваться хороших результатов в овладении предметом.
Базовой образовательной технологией , поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он позволяет наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем.
В своей работе использую и другие методы: исследовательский метод, метод моделирования, метод практических ситуаций на уроке, дискуссионный метод, активное использование ИКТ, участие в конкурсах, олимпиадах, сюжетные игры – все это направлено на развитие учебно-познавательной компетенции учащихся.
Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников является игра. Она используется и как прием, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, обучающие, дидактические. Провожу с ребятами «деловые игры». Каждая группа определяет своего ведущего и рецензента, работает над частью своей общей темы, готовит свой вопрос.
Использую методику самостоятельного поиска добывания знаний из разных источников. Ребята ищут в журналах, энциклопедиях нужный материал.
Рубрика «Это интересно» - дети подыскивают интересные сведения по теме урока и знакомят с ними других учащихся.
Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». Пособие для учителя под ред. А.Г.Асмолова. 3 изд. М.: Просвещение, 2011.
2. Н.Н.Титаренко «Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников»/ Начальная школа.2005.№ 9. С.10-13.
3. Цукерман Г.А. «Как младшие школьники учатся учиться?» М.; Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.