Статья
Медведевой А.Г. по теме:
«Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся с нарушением интеллекта путем применения игровых технологий для развития познавательного интереса».
Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут
и который призваны изменить.
А. М.Горький
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Когда я пришла работать в школу, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, я заметила, что большинство трудностей, с которыми сталкиваются эти школьники, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Прочитав задание к упражнению, условие к задаче, художественный текст, обучающиеся не могут с первого раза понять их содержание, так как не владеют навыками осознанного чтения.
Я сделала вывод, что необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка осознанного чтения от класса к классу, так как успешное овладение смысловым чтением детьми с нарушением интеллекта — один из показателей общего уровня познавательной деятельности ребенка.
К началу школьного обучения у детей с нарушением интеллекта, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение. Они не умеют планировать свою деятельность. У детей с нарушением интеллекта отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, не могут установить связь между эпизодами. Воображение развито слабо, нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без помощи педагога и специальных коррекционных приемов овладеть чтением. Они испытывают трудности в произвольной деятельности. Обучающиеся с нарушением интеллекта быстро утомляются, перестают выполнять начатую деятельность.
Как же обучающимся овладеть «навыками смыслового чтения»?
Существует ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста, и их я использую в своей работе:
§ упражнения для работы со словом и предложением (нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста! Словарная работа должна вестись на каждом уроке и ей надо уделять должное внимание)
§ найти незнакомые слова и узнать их значение;
§ озаглавить текст, разделить его на абзацы;
§ составить план;
§ выделить основную мысль и тему текста;
§ найти в тексте описание природы или героя;
§ ответить на вопросы по тексту.
Каждый урок, согласно технологии смыслового чтения, я условно делю на три фазы или стадии: вызов (работа с текстом до чтения), осмысление (работа с текстом во время чтения), рефлексия (работа с текстом после чтения). Каждой стадии соответствуют определенные методы.
Об этой технологии сказано много. Но я попыталась максимально адаптировать и модифицировать приёмы, сделать более универсальными и использовать их на уроках.
Мне очень нравится использовать прием «Кластер».
Этот прием универсален. Он может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации, для установления логической связи между понятиями. На уроках чтения мне нравится оформлять кластеры в виде «ассоциативного куста».
Приём «Ассоциативный куст». Это один из основных приёмов работы с информацией. Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность, пополнять словарный запас обучающихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Итак, ключевое слово «Книга», напишите вокруг все возможные ассоциации с этим словом. (Мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, знание, сборник, фантазия, приключения, интерес, проза, стихи, том, строка, страница, писатель). (Листочки со словом Книга по средине). После прочтения детьми любого произведения можно использовать этот приём для лучшего запоминания и осмысления текста.
Следующий прием – «Поиск нужной информации». Основный смысл этого упражнения заключается в том, чтобы из короткого текста вычленить набор заданных слов. Перед вами текст. Внимательно прочитайте. В тексте найдите спрятанные названия зверей. Приступайте. Затем сверим с образцом выполнения. (Тексты)
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил: «Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!
Данная форма работы очень важна. Огромные увеличивающиеся потоки информации требует от детей умения поиска нужной им и достоверной информации, ее считывания, понимания, осмысления, анализа, запоминания и последующего применения, принятия различных решений.
Игра «Перевертыши» — это занимательная игра, в которой нужно разгадать зашифрованные названия чего-либо известного (сказок, книг, пословицы и поговорки, фразы из песен или стихов и многое другое. Цель игры: учить детей находить ошибки и правильно произносить слова, развивать связную речь, воображение, мышление, интерес к чтению.
Безгорбый верблюд (Конек-Горбунок)
Белый платочек (Красная шапочка)
Бодрствующий урод (Спящая красавица)
Больной Ойздоров (Доктор Айболит)
Большой и кто-то, кто живет в подвале (Малыш и Карлсон, который живет на крыше)
Большой Кум (Маленький Мук)
Быль о найденном пространстве (Сказка о потерянном времени)
Быль об охотнике и птице (Сказка о рыбаке и рыбке)
Быль об умной кошке (Сказка о глупом мышонке)
Великан Уши (Карлик Нос).
Всезнайка и его враги (Незнайка и его друзья).
Головастик-домосед (Лягушка-путешественница)
Дворец (Теремок)
Девочка с ладошку («Мальчик-с-пальчик»)
Дождливый король (Снежная королева)
Домашние утята (Дикие лебеди)
Еросинья глупенькая (Елена Премудрая)
Жаба-домоседка (Лягушка-путешественница)
Жарилко (Морозко)
Кастрюля супа (Горшок каши)
Квадратик (Колобок)
Километровочка (Дюймовочка)
Коза и семеро волчат (Волк и семеро козлят)
Медная отмычка (Золотой ключик)
Милый лебедь (Гадкий утенок)
Михаил Крестьянин и беленький зайчик (Иван Царевич и серый волк)
Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
Мышкин сарай (Кошкин дом)
Петушок одноцветный (Курочка Ряба)
Упражнения для совершенствования способа чтения.
Одним из эффективных приёмов работы являются ежедневные специальные упражнения («речевая зарядка», или «разминка»), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении текста. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна - две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда учащийся просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).
Приём «Смысловая догадка», но по работе с пословицами. Обучающимся на доске предлагаются демонстративный материал (начало пословиц «Без труда…»). Внизу даны словосочетания (вторая половина пословиц): и дети должны составить пословицу.
Приём работы с текстом «Минутка чтения». Детям необходимо прочитать текст, озаглавить его, используя слова из справок.
Прием «Лови ошибку»
Найди и зачеркни все неправильные буквы.
Обучающиеся с нарушением интеллекта испытывают затруднения в запоминании образа буквы и его воспроизведении.
Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –вот в чём главное дело. (К. Д. Ушинский)
Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.