Статья: «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики».
Вавилина О. И.
учитель физики МОУ «СОШ № 77», г. Саратова
В системе средств оптимизации обучения большая роль принадлежит средствам формирования познавательных интересов школьников. Познавательный интерес является такой основой учебной деятельности, которая обеспечивает активное и сознательное усвоение знаний.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
Дети одного и того же класса отличаются друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учению, складу характера и т.д. Степень включения ученика в процесс учения характеризуется:
1. Общим отношением к учению (успеваемость и посещаемость уроков, общая активность ученика по количеству вопросов и обращений к учителю, по добровольности выполнения учебных заданий, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).
2. Побуждениями ученика, целями, которые он умеет ставить и реализовывать.
3. Состоянием умения учиться (определение уровня умения учиться необходимо для понимания причин тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода ученика от трудностей в работе и т.д.).
Изучение возрастных особенностей учащихся важно для правильного выбора формы проведения урока. Для учащихся 7 - 8 классов подходит организация уроков в занимательной форме: в виде турниров, КВН, аукционов, эстафет ... Старшеклассникам больше по душе: лекции, ''круглый стол'', защита творческих заданий, отчет групп, собеседование...
Интерес к учению возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает, и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счёт владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Уровни развития познавательного интереса разные: у значительной части подростков познавательный интерес имеет широкую локализацию, для них характерны внутренние побуждения, открытость ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекая их из различных источников и за пределами урока (периодическая печать, радио, телевидение). Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познанию. Эти дети, с бьющей ключом познавательной энергией, побудителем которой является интерес, составляют опору в учебном процессе. В процессе обучения важно укреплять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий путь познания.
Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары. Их я обычно связываю с вопросами научно-технического прогресса: «Тепловые двигатели», «Производство, передача и использование электроэнергии», «Ядерная энергетика» и др. За неделю до проведения урока-семинара обучающимся сообщаю его тему, дату, перечень литературы. Готовятся все, а выступают по желанию; обобщения делаю сама. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления, развивают эрудицию. Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности обучающихся, которые связаны с их жизнью, имеют практическое применение.
Чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся, я подбираю систему следующих в логической последовательности вопросов, позволяющих вести беседу целенаправленно и требующих напряжения умственных сил. Например, вопрос «С каким ускорением падают тела разной массы?» я формулирую иначе: «Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением?»
Микробеседы. На некоторых уроках я выделяю время (5-7 мин.) для микробесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. На микробеседах мы говорим об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники. Зачастую они бывают импровизированными. Так, перед изучением вопроса «о строении вещества» хорошо побеседовать об основных, наиболее интересных этапах жизни и деятельности М.В. Ломоносова, о его вкладе в развитие науки. Изучение темы «Вес тела» обязывает меня быть готовой к беседе о невесомости на искусственных спутниках Земли, о космических кораблях и их создателях.
При изучении молекулярной физики хорошо работают загадки: вокруг носа вьется, а в руки не дается; сивые кабаны все поле облегли и пр. Сказка П.Ершова «Конек-горбунок» помогает обучающимся создать верное представление о явлении люминесценции, если прочитать стихи, описывающие жар-птицу. Названные выше произведения использую в разных формах: зачитываю с комментариями короткие отрывки, даю краткий пересказ отдельных мест или прошу сделать это ребят, домашнее задание: прочитать произведение самостоятельно и найти факты, относящиеся к изучаемому материалу.
Целью применения ИКТ является совершенствование учебно-воспитательного процесса; формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами. Использовать ИКТ можно при объяснении нового материала, постановке эксперимента, организации самостоятельной работы, проведении лабораторных работ, контроле знаний учащихся и т.д. Практикуется проведение уроков-презентаций. С использованием информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов.
Активизировать познавательную деятельность, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Развитию творческих способностей обучающихся с учетом их индивидуальности, воспитание у них самостоятельности и инициативы способствуют лабораторные работы по физике. Это, наверное, одно из важнейших средств активизации познавательной деятельности на уроках.
Большое внимание нужно уделить решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью: при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи можно включить и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем ребят умению самостоятельно пополнять знания. Домашние опыты проводятся с использованием каких-то подручных средств, что существенно, ведь в жизни обучающимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации.
Например, можно дать задание: «Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды». Обучающийся должен ознакомиться с содержанием, составить план выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить на вопросы и описать выполненную работу. При этом формируются и в то же время проверяются организационные и экспериментальные умения, его знания. Или такой домашний эксперимент: «Определите объем воздуха в вашей квартире. Вычислите его массу». Правильность определения объема отражает умение пользоваться измерительными инструментами; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения. При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. При выполнении опытов обучающиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода.
Применение видеоматериалов, которые являются эффективным средством обучения, позволяет сделать урок более интересным. Небольшую видеозапись использую в качестве эпиграфа урока, постановки проблемы. Материал для такой записи подбираю из телепередач, научно-популярных и художественных кинофильмов. Использование видеофильмов при объяснении или закреплении нового материала эффективно лишь при условии его активного восприятия. Для этого следует в процессе показа видеофильма давать при необходимости разъяснения и уточнения, повторяя фрагмент, задавая уточняющие вопросы, задания.
Формированию открытой познавательной позиции способствуют тексты:
- дающие ученикам возможность осознать существование нескольких подходов к одной и той же ситуации и работать в рамках разных подходов;
- предполагающие несколько вариантов решения одной и той же задачи;
-содержащие противоречивые данные;
- предполагающие появление ошибок и их обсуждение;
- дающие возможность видеть перспективу в изучении физики и обращаться к уже изученному материалу с новой точки зрения и т.д.
При
подборе учебного материала надо учитывать различные интеллектуальные склонности
обучающихся. Особое внимание уделять актуализации интуитивного опыта ребят:
поощрять высказывания сомнений, убеждений, “опережающих” идей, эмоциональные
оценки учебного материала. Применение творческих заданий дает возможность
повысить интерес к предмету; проявиться творческим способностям обучающихся;
развивать речь, умение отстаивать собственное мнение.
Виды таких заданий:
• составление кроссворда по теме и использование его для контроля знаний других обучающихся;
•
сочинение сказки или стихотворения о каком-либо физическом явлении;
• рисунок;
• составление ребуса о каком-либо физическом явлении, физической величине;
• изготовление динамического пособия;
• реклама того или иного физического явления, физической величины, прибора и т.п.
• составление опорных схем и конспектов.
В начале каждого последующего урока идет защита, обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в классе. Результативность применения данного вида заданий очевидна. Любой из обучающихся может проявить себя, при этом формы работы он выбирает для себя он сам.
Поистине неограниченные возможности для развития мышления обучающихся открываются при обучении решению физических задач. Для обучения решению физических задач применяю следующий метод. Сначала на примере достаточно простой задачи подробно, шаг за шагом описываются действия, которые необходимо совершить для ее решения. Каждое действие раскладывается на операции, выполняемые в определенной последовательности. Для действий и операций показываются возможные варианты выполнения. Затем обучающимся предлагается похожая задача, которую они решают самостоятельно, отвечая на вопросы, приведенные в тексте. Вопросы составляются в соответствии со схемой применения метода и требуют от обучающихся не только выполнения действия и операций, но и анализа, и обоснования необходимости их выполнения. Решая следующие тренировочные задачи, обучающийся учится выполнять действия в измененных и постепенно усложняющихся условиях. При этом он по-прежнему отвечает на ряд последовательно поставленных вопросов. Первые тренировочные задачи соответствуют обязательному уровню обучения, последующие задачи рассматриваются более сложные. Уровень сложности задач обучающийся может выбрать самостоятельно. С целью развития мышления полезно предлагать обучающимся задания по самостоятельному составлению задач. Такие задания могут быть весьма разнообразными. Например, составьте задачу, обратную той, что решена; составьте задачу на такую-то формулу и т.д.
Разработка проблемы познавательного интереса обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодого поколения к активной жизнедеятельности. Педагог должен поддерживать высокую мотивацию к предмету с первых уроков и в течение всего процесса обучения, вывести наиболее заинтересованных предметом учащихся на хороший конечный результат (не только на ЕГЭ), который принесет удовлетворение и учащимся, и родителям, и учителю, явится логическим завершением изучения предмета.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.