Гендерный подход в работе с детскими хоровыми коллективами.
Уже в раннем детстве мы видим стремление мальчиков к исследовательской деятельности, они что-то откручивают, ломают, экспериментируют. В подобном поведении кроются ростки творчества, креативного отношения к окружающему нас миру.
Девочки же в это время заняты, как правило, игрой, которая отражает реальную жизнь: уход за куклой- ребёнком, приготовление пищи и т.п. Таким образом можно сказать, что девочки играют «отражательно».
Генетики также обнаружили, что к восьми годам музыкальный слух у мальчиков лучше, чем у девочек, а творческий потенциал значительно выше.
Руководствуясь опытом педагогов, можно прийти к выводу, что принципы работы с этими коллективами совершенно разные.
Мальчики медленнее входят в рабочее состояние, им необходимо определённое время, что бы начать работать эффективно. Девочки же моментально готовы к плодотворной работе. Утомляются мальчики и девочки тоже по-разному: к завершению репетиции мальчики начинают плохо контролировать свое поведение. Девочки же к завершению репетиции притихают, можно сказать, уходят в себя, но продолжают выполнять поставленные задачи. Это связано с тем, что у мальчиков, в процессе утомления, прежде всего, страдает левое полушарие, отвечающее за анализ. У девочек в этой же ситуации, страдает правое полушарие, поэтому к завершению репетиции они выглядят эмоционально опустошёнными, уставшими.
Зная эти психофизические особенности необходимо грамотно выстраивать репетиционную работу с хорами. В хоре мальчиков- начало репетиции - это повторение ранее изученного репертуара, далее когда мальчики вошли в рабочее состояние, происходит непосредственная кропотливая работа над произведениями, а в завершении репетиции необходимо очень чутко, проанализировав ситуацию, начать работу над образом, эмоциональной стороной. В хоре девочек ход занятия иной: начало репетиции – активная работа над произведениями, их эмоциональной, художественной стороной; к завершению репетиции у девочек наблюдается эмоциональный спад, при этом логическая функция не страдает, т.о. в заключение можно предложить разбор нового произведения или работу, не требующую активного эмоционального включения.
В процессе репетиции мальчикам необходим быстрый темп работы. Не рекомендуется вступать в «диалог» с коллективом. Девочкам же присущ умеренный темп работы, и им вот как раз нужны «разговорные отступления», которые благоприятно действуют на последующий ход репетиции.
Принципы работы над хоровыми произведениями также разнятся. Девочек чаще интересует что-то конкретное, детали, они плохо чувствуют форму, поэтому скурпулёзная работа над деталями не будет являться для них настолько утомительной. Мальчики быстрее осваивают сочинение в целом, а осмысление у них происходит на уровне формы.
Работа над художественной стороной сочинений также различна. Девочкам необходимо показать качество желаемого звука или нюанса, и они его сымитируют ( это связано с тем, что у девочек лучше развит мелодический слух и они более склонны к подражанию). Мальчиков же необходимо посредством слов, эмоциоального рассказа ввести в то состояние, в котором они сами воспроизведут необходимый руководителю звук.
Значительную разницу можно наблюдать в процессе концертного выступления. Мальчики на сцене всегда собраны, активны, качество звука и его посыл становятся лучше, чем на репетициях, т.о. мальчики на сцене приобретают. Девочки, несмотря на определённый психологический настрой перед выходом на сцену, как правило, многое теряют. Складывается, ощущение, что они стесняются выступать перед публикой, ввиду этого, страдает и качество звука, и его энергетический посыл.
Таким образом, подводя итог, успех обучения зависит от умения преподавателя подойти индивидуально к обучению мальчиков и девочек.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.