Статья "ИКТ-компетентность педагога как метод повышения качества образования студентов"
Оценка 4.8

Статья "ИКТ-компетентность педагога как метод повышения качества образования студентов"

Оценка 4.8
docx
03.02.2021
Статья "ИКТ-компетентность педагога как метод повышения качества образования студентов"
ИКТ компетентность педагога.docx

Круглый стол «ИКТ-компетентность педагога как метод повышения качества образования студентов»

Методист ГПОУ «Торезский центр

профессионально-технического образования»

Петриченко Ольга Васильевна

Образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности.

 Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Но для этого самому преподавателю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования.

ИКТ- компетентность педагога - это:

Ø один из основных показателей профессионализма;

Ø ключевая компетентность для решения современных задач образования;

Ø новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как обучающихся, так и педагогов. ИКТ-компетентность современного преподавателя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

Только компетентный педагог в области информационно - коммуникационной технологии - сможет по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество обучающихся. Такой педагог сможет разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды.

ИКТ-грамотность - это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, об их функциях и возможностях; это умение "нажимать на нужные кнопки" и знать о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции:

1. Наличие общих представлений о возможностях использования ИКТ в педагогической практике.

2. Наличие представлений о назначении и функционировании ПК, устройств: ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможностях их использования в образовательном процессе.

3. Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим  интерфейсом операционной системы.

4. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий. Владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности:

Ø приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;

Ø приёмами работы с электронной почтой;

Ø приёмами работы со средствами сетевого общения (форумами и чатами).

Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества преподавателя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как преподавателя, так и обучающегося.

Массовое внедрение Интернета образование наблюдается в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение. Это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в урок элемент новизны, повысить интерес обучающихся к приобретению знаний, облегчить преподавателю и студенту подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью.

Требования к педагогу

Уровень современного педагога не должен отставать от уровня современного студента. Для этого педагогу необходимо:

- умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами;

- умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением;

- применять на практике современные образовательные технологии.

Современный педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, он должен уметь разговаривать с обучающимся на понятном ему языке. ИКТ- это знание информационных технологий и умение ими пользоваться. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.

Компетентностный подход - один из тех подходов, которые противопоставлены трансляции готового знания, один из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Что такое «компетенция»?

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

ИКТ-компетентность - это способность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

ИКТ – компетентность педагога

Для того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: трансформирование (преобразование) педагогической деятельности; пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, систематическое самообразование; обмен педагогическим опытом; создание и накопление разработок для уроков с применением ИКТ; обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов; формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, тип мышления).

Преимущества ИКТ-технологий

Опыт работы показал, что использование современных ИКТ-технологий на уроках:

Ø активизирует познавательную деятельность обучающихся;

Ø повышает мотивацию обучающихся к изучаемому предмету;

Ø экономит время на объяснение материала;

Ø позволяет выйти за рамки учебников,

Ø дополнить и углубить их содержание;

Ø позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу обучающихся;

Ø даёт возможность увеличить накопляемость оценок;

Ø создаёт комфортность на уроках.

Познавательная деятельность

Активизация познавательной деятельности обучающихся при применении ИКТ достигается за счёт:

Ø высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию;

Ø подбора интересного материала;

Ø более высокого темпа работы обучающихся.

Повышение мотивации к предмету

Повышение мотивации обучающихся к изучаемому предмету происходит вследствие: посильности заданий для каждого обучающегося; возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения; внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания; одновременного слухового и зрительного восприятия материала; привлечения личного опыта обучающихся при работе над заданиями.

Экономия учебного времени на объяснение материала достигается путём:

Ø повышения уровня структуризации урока (от общего к частному;

Ø от причины к следствию;

Ø от простого к сложному;

Ø от известного к неизвестному;

Ø от интересного к ещё более интересному;

Ø увеличения темпа работы;

Ø повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…);

Ø активизации работы обучающихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности.

Накопляемость оценок

Увеличение накопляемости оценок по предмету происходит благодаря:- посильной работе всех обучающихся на уроке;

Ø применению обучающимися ИКТ в домашней работе;

Ø выполнению обучающимися творческих заданий;

Ø самостоятельной инициативе обучающихся по подготовке докладов, сообщений, иллюстраций и др.

Комфортность на уроках увеличивается за счет:

Ø учёта возрастных особенностей обучающихся;

Ø создания творческой атмосферы;

Ø создания ситуаций успеха;

Ø использования на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.)

Ø использования на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным опытом обучающихся;

Ø привлечения эмоционального отношения обучающихся к содержанию урока;

Ø установления связей урока с уроками по другим предметам.

Психологический фактор

Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес обучающихся. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.

Диагностика знаний

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной информации при проведении:

Ø контрольно-обобщающих уроков,

Ø фронтальных опросов,

Ø поурочных опросов,

Ø программированных опросов.

Приобретение информационной компетентности открывает перед педагогами и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным.

 

 

Литература

1.     http://kir-uvk-2.ru/wp-content/uploads/2017/01/Влияние-ИКТ-компетенции-педагога-на-повышение-знаний-обучающихся-.pdf

2.     Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада // Международная научнопрактическая конференция RELARN-2004.

3.     Нестерова И.А. ИКТ-компетентность // Энциклопедия Нестеровых - http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html


 

4.    

Круглый стол «ИКТ-компетентность педагога как метод повышения качества образования студентов»

Круглый стол «ИКТ-компетентность педагога как метод повышения качества образования студентов»

В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции: 1

В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции: 1

Современный педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, он должен уметь разговаривать с обучающимся на понятном ему языке

Современный педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, он должен уметь разговаривать с обучающимся на понятном ему языке

Познавательная деятельность

Познавательная деятельность

Комфортность на уроках увеличивается за счет: Ø учёта возрастных особенностей обучающихся; Ø создания творческой атмосферы; Ø создания ситуаций успеха; Ø использования на уроке коллективной мыслительной…

Комфортность на уроках увеличивается за счет: Ø учёта возрастных особенностей обучающихся; Ø создания творческой атмосферы; Ø создания ситуаций успеха; Ø использования на уроке коллективной мыслительной…

Нестерова И.А. ИКТ-компетентность //

Нестерова И.А. ИКТ-компетентность //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2021