ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГАФИИ И ЭКОЛОГИИ.
Богодарова Фарида Анваровна – высшая квалификационная категория, учитель географии
МБОУ «Нижнемактаминская СОШ» МО «АМР» РТ
Город Альметьевск, farida_bog@mail.ru
География уже давно ушла от стереотипа только описательной науки и становится все более конструктивной. Благодаря своему мировоззренческому и интегративному характеру школьная география продолжает формировать комплексное и системное представление о Земле, позволяющее отнести ее к числу классических школьных предметов, на которые ложится формирование у школьников умений и навыков ориентации и социально – ответственного поведения в окружающем мире. В условиях сокращения учебных часов, методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивать планируемые результаты.
В 2013-2014 учебном году по новым федеральным стандартам в 5 классах был введён курс географии. И мы на своих уроках стараемся использовать одну из современных образовательных технологий - проектную деятельность.
Актуальность проектной деятельности в том, что наряду с оптимизацией учебного процесса, с развитием самостоятельного мышления, умения самостоятельно добывать информацию, она позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике.
Проектная работа состоит из описания проведенного проекта, который оформляется в текстовом формате и продукта проекта.
Содержание проектной работы оформляется в текстовом формате и содержит:
1. Информационный раздел
2. Описание работы
3. Рефлексия
Описание работы включает:
1. Введение
2. Теоретическая часть
3. Практическая часть
4. Выводы
5. Список использованной литературы, электронные адреса.
6. Приложение: возможны рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы.
7. Назначение и применение проекта.
Структура проекта полностью зависит от типа проекта.
Предлагаем разработку проектов, которые можно использовать при изучении курса географии в 5-6 классах.
Паспорт проекта «В поисках капитана Гранта»
Название проекта: В поисках капитана Гранта.
Проблема: Маршрут кругосветного путешествия капитана Гранта.
Учебная тема: «Географические координаты».
Тип проекта: групповой, исследовательский.
Цель проекта: Создание условий, позволяющих школьникам осваивать и использовать знания по географии на практики. Определить начальный и конечные пункты маршрутов, порядок прохождения отобранных объектов. Рассчитать расстояние, время путешествия.
Продолжительность: 2 неделя.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: математика, экология.
Возраст учащихся 5 класс
Оформление результатов проекта: Презентации, карты с маршрутами.
Методические задачи
· Развивать познавательный интерес и активную жизненную позицию.
· Формировать творческие и коммуникативные умения обучающихся.
· Овладевать практическими навыками исследовательской работы.
Вопросы учебной темы (проблемные):
1.Узнать начальный и конечные пункты маршрутов.
2. Изучить информацию объектов и продолжительности путешествия.
3. Провести математические расчёты для определения расстояния маршрута.
4. Раскрыть понятие географические координаты.
Самостоятельные исследования учащихся в учебном проекте
1. Изучить начальный и конечные пункты маршрутов.
2. Систематизировать информацию объектов и продолжительности путешествия.
3. Обработать математические расчёты.
4. Исследовать литературу для раскрытия понятия географические координаты.
Ожидаемые результаты: повышение культурного уровня учащихся; оформление результатов проектирования; проведение круглого стола.
Паспорт проекта «Вода, которую мы пьем»
Название проекта: Вода, которую мы пьем
Проблема: Справедлива ли поговорка, что вода - это жизнь?
Учебная тема: «Вода на Земле. Круговорот воды в природе».
Тип проекта: краеведческий; средней продолжительности, групповой, исследовательский.
Цель проекта: Создание условий, позволяющих школьникам осваивать и использовать знаний из разных областей знаний. Изучить месторасположение родников, источников в городе Лениногорске. Формировать экологическую, духовную и нравственную культуру обучающихся
Продолжительность: 2 месяца.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, обществознание, экология.
Возраст учащихся 6 класс
Оформление результатов проекта: Презентации.
Методические задачи
· Развивать познавательный интерес и активную жизненную позицию.
· Формировать творческие и коммуникативные умения обучающихся.
· Овладевать практическими навыками исследовательской работы.
Вопросы учебной темы (проблемные):
Узнать месторасположение родников, источников в городе Лениногорске.
1. Изучить информацию о влиянии качества воды на наше здоровье.
2. Провести социологический опрос населения с целью выявления потребителей родниковой воды.
3. Раскрыть понятие родник как символ чистоты и духовности человека.
Самостоятельные исследования учащихся в учебном проекте:
1. Изучить месторасположение родников и источников в городе Лениногорске.
2. Систематизировать информацию о влиянии качества воды на наше здоровье.
3. Обработать анкетные данные социологического опроса.
4. Исследовать литературные и музыкальные источники, в которых раскрывается понятие родник.
Ожидаемые результаты: повышение культурного уровня учащихся; оформление результатов проектирования; проведение круглого стола.
Какими бы не были по своему виду и типу проекты, с их помощью можно обучить:
- выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ;
- находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;
- находить конкретные собственные пути решения проблем;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
- развивать у школьников исследовательские умения.
- обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.
- развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.
- развивать у учеников «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
- способствовать повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.
Литература
1.Банников С.В., Молодцов-Д. В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 класс – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
2.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.
« Вербум-М». М., 2001.
3.Домогацких Е.М.География. Введение в геграфию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.:ООО «Русское слово»,2013
4.Дронов В.П. География. Землеведение.5-6 кл. – М.:Дрофа,2012.
5.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // школьные технологии.-2004.-№5.-с.5-12)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.