Статья "Интерактивные методы обучения на уроках литературы"

  • doc
  • 14.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала интерактивные методы.doc

Лянторский нефтяной техникум

(филиал) федерального государственного  бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

Интерактивные методы обучения

на уроках  литературы.

 

 

                                                            Абдулманафова Г.С.,

                                                   преподаватель русского языка

                                                     и литературы высшей категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Лянтор, 2020г.

 

Содержание:

1.     Введение.

2.     Классификация современных технологий обучения.

3.     Интерактивное обучение как современный способ взаимодействия преподавателя и студента.

4.     Использование интерактивного обучения на уроках литературы.

5.     Заключение.

6.     Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  Коренные изменения в нашем обществе создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту.

 При обновлении содержания образования и освоении новых форм организации учебно-воспитательного процесса качественно меняется и роль учителя как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение.

 Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от учителя необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д.

Цель: проанализировать опыт работы со студентами на уроках литературы с использованием интерактивных методов обучения.

Задачи:

- описать классификацию современных технологий обучения, определив в ней место интерактивных методов обучения;

- проследить использование интерактивных методов обучения на уроках литературы.

Классификация современных технологий обучения.

 Образовательную технологию можно рассматривать в широком смысле как часть дидактики и в узком смысле как конкретный инструментарий учителя, объект дидактических исследований и прикладных разработок. Главный смысл образовательной технологии — возможность её воспроизводить для получения сходных результатов.

Назначение образовательной технологии – гарантировать некоторый нижний порог вероятности успеха для обучаемых. Чем выше этот порог, тем выше качество технологии. Любой результат, полученный за счёт применения технологии, может быть улучшен благодаря индивидуальному мастерству учителя.

По мнению Якиманской И.С. [6] образовательная технология должна способствовать:

• Раскрытию субъектного опыта ученика;

• Формированию личностно значимых для него способов учебной работы;

• Овладению умениями самообразования, независимо от конкретно-предметного его содержания;

• Воспитанию нравственных идеалов, их воплощению в личной жизни».

  Савельев А.Я. [4] рассматривает традиционные и инновационные технологии обучения, обусловленные основополагающей концептуальной основой, образовательной парадигмой. Он выделяет технологии:

·       По организации учебного процесса: индивидуальные, коллективные,смешанные.

·       По применяемым техническим средствам: аудиовизуальная, видеотехническая, компьютерная, видеокомпьютерная, масс-медиа.

Максимова В.М. [5] выделяет:

1.             Структурно-логические технологии, представляющие поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающие логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов;

2.             Интегрированные технологии как дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, учебных проблем, уроков других форм организации обучения;

3.             Игровые технологии включают дидактические системы применения различных дидактических игр, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, имитационные ролевые игры;

4.             Тренинговые технологии – системы деятельности учащихся по отработке определенных алгоритмов решения типовых задач практики, в том числе с помощью ЭВМ: психологические тренинги интеллектуального развития, общения, решения управленческих задач;

5.             Информационно-компьютерные технологии, реализующиеся в дидактических системах компьютерного обучения на основе диалога «ученик – машина» с помощью различного вида обучающихся программ (информационных, контролирующих, тренинговых);

6.             Диалогические технологии, представляющие собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах «ученик – ученик», «учитель – автор», «ученик – автор».

Гузеев В.В. [3] предлагает интегральную технологию, в которой выделяет пять методов обучения:

• Объяснительно-иллюстративный;

• Эвристический;

• Проблемный;

• Программированный;

• Модельный.

Эти методы могут быть реализованы в разных формах (лекция, рассказ, беседа, семинар, практикум). Каждая пара (метод, форма) становится дидактической основой, а вся совокупность этих пар составляет матрицу разнообразия обучающей системы. Матрица имеет разнообразные применения в обеспечении образовательного процесса.

Все методические инновации в личностно ориентированной технологии связаны с использованием интерактивных методов обучения, которые обеспечивают возможность каждому ученику достигать такого уровня успехов, который для него адекватен и желателен. (В.В.Гузеев) [3].

Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Сегодня в обществе менее затребован педагог практик, который изо дня в день производит одни и те же шаблонные педагогические операции, относясь к типу преподавателей, которого принято называть «урокодателем». Студент выступает в роли «объекта» обучения и обязан усвоить материал, подготовленный учителем или прочитанный в учебнике, не выполняя никакой творческой работы. Учитель, используя такие методы обучения, как лекция - монолог, чтение, объяснение, опрос студентов делает обучение пассивным!

Современная личность в разных ситуациях, на разных этапах жизни видит себя активным социальным субъектом, человеком, осмысливающим свою жизнь, созерцающим, интенсивно познающим мир, человеком, самосовершенствующимся и передающим свой опыт другим. И поэтому в настоящее время возросла потребность в активном педагоге, решающем тактические задачи, выступающем на уроке в роли организатора, помощника, корректора, консультанта, побуждающего к самостоятельному поиску знаний.

Студент, выполняя творческие задания, вступает в диалог с преподавателем, расширяет свою познавательную активность и выступает «субъектом» обучения, что позволяет ему осуществлять саморазвитие, самопознание, самореализацию.

 

 

Интерактивное обучение как современный способ

взаимодействия преподавателя  и студента.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

В педагогической деятельности  используются такие методы интерактивного обучения как:

1. Универсальный, т.е. эвристическая беседа, где на ряд проблемных вопросов я направляю мысли и ответы студентов, учитывая их жизненный опыт и логическое рассуждение, где они делают открытия, получают новые знания, при этом студенты активны и любознательны.

2. Кейс- метод - это метод коллективного анализа конкретной ситуации, случая, упражнения. Работа проводится в составе небольших групп, где выполняется письменное описание какой-либо конкретной ситуации, анализируется, разрабатывается, и самостоятельно принимаются решения.

3. Метод- тренинг. Форма групповой работы, студенты садятся полукругом и обращаются друг другу по имени, преподаватель направляет деятельность группы. Этот метод повышает мотивацию обучающихся и раскрывает личность каждого.

4. Дискуссии - это публичные обсуждения или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями, мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы, где студенты, находясь в состоянии морального выбора, учатся самостоятельно мыслить, вести суждения, аргументировать положения, привлекая запас своих представлений, обнажая свои нравственные принципы и нравственно совершенствуясь. Формы дискуссий - круглый стол, форум, дебаты, судебные заседания, симпозиум.

5. Ролевые и риторические (коммуникативные) игры. Работая в парах или группах, разыгрывается ситуация, обсуждается, указываются положительные и отрицательные моменты; формируются коммуникативные умения и навыки.

6. Метод проектов. Расширяет умение работать самостоятельно, учитывая актуальность проблемы, учит ориентироваться в информационном пространстве, расширяет познавательные, творческие умения и навыки.

7. Метод «мозгового штурма» - это эффективный метод коллективного решения. На доске записывается проблема или тема, выдвигается идеи решения проблемы, которые записываются, группируются, анализируются, совершенствуются и выбираются только те, которые решают проблему.

8. Метод «выбери позицию». Собирая доказательства, студенты осуждают или оправдывают героя, действие.

9. Метод «Круг идей» - цепочка ответов на поставленный вопрос.

10. Метод «Микрофон» - дает возможность каждому высказать свою мысль или позицию, но не комментировать и не оценивать ответ, не перебивать, не выкрикивать. Говорит только тот, у кого символический микрофон.

Интерактивное обучение:

• развивает коммуникативные умения;

• помогает становлению эмоционального контакта между студентами;

• обеспечивает работу в команде, взаимоуважение;

• снимает нервное напряжение у студентов, дает возможность сменить деятельность, переключить внимание.

Использование интерактивного обучения на уроках

литературы.

  Урок был и остается основной формой обучения и воспитания обучающихся. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и, в нашем случае, литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры. Все чаще предлагалось заменить традиционные уроки формами обучения, у которых нет строгой структуры, но они открывают простор для творческой фантазии преподавателя. Однако на практике это не привело к конкретным позитивным сдвигам в методике обучения, поскольку на таких уроках нередко проявлялись хаотичность, бессистемность, несоответствие цели. При этом допускалось ошибочное понимание современной интерпретации урока. Хоть проблема заключается не в структуре, а в том, что между сущностью учебного познания и методическим инструментарием урока должна быть точность, соотнесенная с целью обучения. Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Нетрадиционные формы урока - это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии, такие как: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.

Что же дают нетрадиционные формы урока? Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.

Нетрадиционные формы урока - это, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, нетрадиционная форма урока - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Функции нетрадиционных форм урока заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности и формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете.

Урок литературы - это начало какого-то литературного маршрута, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы. И путей повышения интереса обучающихся к моему предмету множество.

Нетрадиционные формы урока литературы - это и уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известные в общественной практике как исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

Нетрадиционные формы урока литературы также уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия:

  • паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством классиков,
  • литературная прогулка,
  • литературная гостиная,
  • спектакли (например, постановка отрывка из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", посвящённую дню памяти поэта).

Помимо всего прочего к нетрадиционным формам урока литературы относятся уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, регламентированная дискуссия, телепередача. (Например, "Своя игра", которая проводится мною на первом курсе на этапе обобщения после изучения таких произведений, как "Обломов" И.А. Гончарова, "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, "Война и мир" Л.Н. Толстого, "Отцы и дети" И.С. Тургенева.

Это и уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: учёный совет, следствие, дебаты в парламенте, суд.

В качестве примера приведем такую нетрадиционную форму урока литературы, как урок – экскурсия (приложение 2).

Типы нетрадиционных уроков:

         Урок - "погружение"

         Урок - деловая игра

         Урок - пресс-конференция

         Урок - соревнование

         Театрализованный урок

         Урок с групповыми формами работы

         Урок - взаимообучение обучающихся

         Компьютерные игры

         Урок - творчество

         Урок - консультация

         Урок - аукцион

         Урок, который ведут обучающиеся

         Урок - зачет

         Урок - сомнения

         Урок - творческий отчет

         Урок - формула

         Урок - конкурс

         Бинарный урок

         Урок - обобщение

         Урок - фантазия

         Урок - игра

         Урок - "суд"

         Урок поиска правды

         Урок - лекция "Парадоксы"

         Урок - концерт

         Урок - диалог

         Урок - "следствие ведут знатоки"

         Урок - ролевая игра

         Урок - конференция

         Урок - семинар

         Интегральный урок

         Урок - "круговая тренировка"

         Межпредметные уроки

         Урок - экскурсия

Легко заметить, что в число интерактивных методов обучения попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы.

формы обучения.

Цель как основа типологии форм обучения

Традиционные формы обучения

Интерактивные методы обучения

Изучение обзорных и монографических тем. Изучение литературно-критических статей. Начало изучения биографии и творчества писателя.

Вступительные занятия. Уроки изучения нового.

 

Урок – лекция. Урок – исследование. Урок – устный журнал. Урок – пресс-конференция.

Анализ литературного произведения. Теория литературы.

Общедидактические типы уроков с разными путями анализа.

Урок – деловая игра. Урок – путешествие. Урок – с групповыми формами работы. Урок – конкурс. Урок – суд.

Развитие речи обучающихся. Контроль ЗУН.

Уроки развития речи. Урок контроля и оценки знаний.

Урок – зачет. Урок – семинар. Урок – творческий отчет.

Чтобы урок литературы был эффективным, нужно:

1.     Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.

2.   Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.

3.   Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).

4.  Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.

5.   Определить формы контроля над учебной деятельностью обучающихся.

6.   Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности преподавателя и обучающихся.

7.   На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.

8.   Установить демократический стиль управления учебной деятельности, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности преподавателя и обучающегося.

Пришло время, чтобы преподаватель включился в процесс создания индивидуальных программ, чтобы именно педагоги поднимали актуальные проблемы преподавания литературы в учебном заведении. Считаю наиболее эффективным интерактивным методом обучения следующий тип урока литературы: урок - деловая игра (приложение № 1). Педагогическое осмысление приводит к выводам о том, что подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят:

·        цели обучения;

·        развитие и воспитание обучающихся;

·        формулировка изучаемой проблемы;

·        план деловой игры;

·        содержание деятельности членов игры;

·        правила игры.

Деловая игра включает следующие этапы:

1.     Актуализация базовых знаний, мотивация деятельности обучающихся, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

2.   Формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);

3.   Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;

4.  Работа в творческих группах.

Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:

 

·                Общее обсуждение проблемы: на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.

·               Анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.

·               Домашнее задание.

 

  На урок-экскурсию (приложение 2) переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся;  развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности; воспитание положительного отношения к учению.

Цели и задачи:

1) Актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века;

2) Показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях 1810-1860-х годов;

3) Подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

4) Продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;

5) Продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Профессионализм преподавательского труда сегодня не связан только с информационной насыщенностью учителя и методической оснащенностью учебного процесса, а определяется субъектностью педагога – свойством его личности “производить взаимообусловленные изменения в мире и в себе”. (Корнеева Л.И.) [1]. Среди показателей развития субъектности учителя особое место занимают открытая, позитивная, гибкая Я - концепция педагога, обеспечивающая готовность к изменениям и ориентация на открытое и конструктивное взаимодействие с учащимися.

Использование интерактивных технологий позволяет мне перейти от традиционного предметного преподавания к широкому универсальному консультированию и направить обучение на единый завершающий результат и практическую самореализацию каждого студента, от учительского контроля к самостоятельному обучению. Такой образовательный процесс, на мой взгляд, отвечает интеллектуальным способностям студента.

Преподаватель, работающий в интерактивном режиме, создает на уроке атмосферу взаимного доверия и живого общения, что способствует развитию творческой деятельности студентов, активности, познавательного интереса, самостоятельности, нестандартного мышления, воспитывает чувство ответственности, учит работать в коллективе, развивает у обучаемых желание помочь друг другу и возникает атмосфера сотрудничества, что способствует наилучшему усвоению материала.

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Корнеева, Л.И. Современные интерактивные методы в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии [Текст]: зарубежный опыт // Университетское управление. – 2004г.- № 4. – С.17

2.     Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в образовательной деятельности учащихся [Текст] : учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / Е.В. Коротаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002г.

3.     Гузеев, В.В. Эффективные образовательные технологии: учебное пособие для студентов пед. учебных заведений /В.В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий, 2006г. - 208с.

4.     Савельев, А.Я. Традиционные и инновационные технологии [Текст] // Школьные технологии. -1998г.- №5 - С.25

5.     Суворова, Н.И. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] // Учитель. -2000г.- №1.- С.57

6.     Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] : учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь.-1996г. - 85с.

7.     Альбеткова Р.И., Герке С.Г., Гладкая Л.П. и др. Активные формы преподавания литературы. М.: Просвещение, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Приложение № 1.

Урок в форме деловой игры на 1 курсе по теме: «Сквозь столетия в будущее» (Сонеты Уильяма Шекспира, сонеты Александра Пушкина).

Цели:

·        познакомить обучающихся с такой классической формой литературы, как сонет, его разработками, структурой, формой на примере шекспировских и пушкинских сонетов;

·        развить навыки художественного чтения стихотворений, пересказа, усовершенствовать умение анализировать материал и делать самостоятельные заключения и выводы;

·        воспитывать гордость и уважение по отношению к русской литературе.

Подготовка: обучающиеся делятся на три группы:

1)     обучающиеся: Шекспир, историк,  литературовед, художник, два чтеца стихотворений;

2)  обучающиеся: Пушкин, историк, литературовед,  художник, два чтеца стихотворений;

3)  обучающиеся - аналитики.

Группа аналитиков по ходу выступлений задает вопросы участникам групп, готовится проанализировать материал и сделать выводы.

Возле двух "крыльев" доски стоят столы двух групп, остальные сидят напротив. План исследования определяется отдельно:

·       Представление эпохи (рисунок-эмблема группы и комментарий историка).

·       Рассказ о представителе группы.

·       Чтение произведений.

·       Выступление литературоведа.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

П.  Подготовка к восприятию.

Про зрелость и развитость любой поэзии свидетельствует наличие в этой поэзии разнообразных жанров и видов стихотворений, которые вырабатывает национальное и мировое стихотворчество. Один с самых совершенных видов стихотворения, который выработала мировая поэзия - сонет.

Возник он в Италии в 13 столетии, откуда и пошли во все языки и литературы мира форма и само название стихотворения ( sonetto от sonare - звучать, звенеть).

Сонет состоит обычно из 14 строк, объединенных в два четырехстрочия и два трехстрочия. Построение сонета тесно связано с раскрытием в нем поэтического содержания. В четырехстрочии идет развитие темы, в трехстрочии - кульминация и развязка. В кладовую всемирного сонетария наиболее значительный вклад внесли:

·       Данте Алигьери

·       Франческо Петрарка

·       Уильям Шекспир

·       Иоганн Вольфганг Гете

·       Александр Пушкин

·       Михаил Лермонтов

К тому времени, пока сонет пришел в русскую поэзию, всемирный сонетарий стал очень богатым. Сначала сонет был принадлежностью исключительно интимной лирики. Постепенно тематика и жанровые рамки его расширились. У Шекспира сонет наполнился философским содержанием.

 III. Выступление первой группы.
 Обучающийся – историк
демонстрирует эмблему группы, объясняет её, отображение на ней характерных черт эпохи Возрождения.

Обучающийся – Шекспир (примерный рассказ):

«Родился я в Англии, в семье богатого ремесленника. Учился в начальной школе родного города. Но отец мой стал банкротом и сладкая жизнь закончилась. Подался в Лондон, чтобы заработать денег на жизнь. Попал в труппу Бербеджа. А это было не абы что. Бербедж основал в Лондоне первый театр «Глобус».Тут я нашел   занятия по душе, тут я нашел себя. Было в жизни всякое. В 1612 году подался домой».

 

Обучающийся – литературовед:

«Вокруг биографии великого драматурга и поэта в 18 столетии возникло много легенд. Утверждали даже, что произведения писал совсем другой человек, образованный и известный в мире, и в целях конспирации подписывался фамилией Шекспир. Вызвано это было тем, что после смерти Шекспира почти не осталось никаких сведений про его жизнь, только произведения. Уильям Шекспир в некоторой степени отступил от классической формы сонета. В первую очередь тем, что писал стихи философского содержания, нарушил трехвековую традицию европейской лирики, показав красоту не через штампованный, статичный образ, а показал красоту реальной женщины. Шекспир посвящал сонет одной теме. В первом четырехстрочии называл её, в другом развивал, а в двустрочии подводил вывод».

Чтение сонетов.

На стыке 16 и 17 столетий эпоха Возрождения подарила человечеству великого художника слова, который издал целую книгу сонетов, работал над развитием и совершенствованием этой классической формы. Перенесемся в 19 и 20 столетия. Появились  ли еще мастера сонета? Не состарился ли сонет?

IV. Выступление второй  группы.
Обучающийся – историк
демонстрирует эмблему группы, объясняет её, отображение на ней характерных черт эпохи романтизма.

Обучающийся – Пушкин (примерный рассказ):

«Я родился в России в Москве, в небогатой, но родовитой дворянской семье, корни которой уходили в седую древность. С малых лет был погружен в литературную атмосферу.   В доме царила французская речь, поэтому французским я владел в совершенстве. С 12 лет  учился в Лицее для подготовки молодых людей из лучших дворянских семей к службе в высших государственных должностях в Царском Селе. Особенностью Лицея было литературное направление его воспитанников, поэтому мы все стремились стать поэтами. Мне это занятие всегда очень нравилось, в последующей жизни поэзия стала главным направлением в ней».

Обучающийся – литературовед:

«Пушкин – непревзойденный художник нашей литературной классики, немеркнущий и загадочно недостижимый для её идеал. Искусство Пушкина – это искусство поэтических формул, емких художественных обобщений общенационального масштаба. По универсальности отражения жизни, по полноте и целостности восприятия мира гений Пушкина напоминает творцов эпохи Возрождения. Но сам дух поэзии Александра Сергеевича далек от западноевропейского, он никогда не обожествлял человека, знал о его земном несовершенстве. Пушкин перестраивает традиционный жанр сонета, явившийся ключевым жанром в поэзии русского романтизма. Если чувства героя романтической элегии были сосредоточены на самом себе, то Пушкин осуществляет посылку другим. Он переходит от исповеди перед собой к проповеди, адресованной друзьям, от монолога к поэтическому завещанию».

Чтение сонетов.

V. Вопросы к аналитикам.

§      Чем близки стихотворения поэтов?

§      К какому виду лирики они принадлежат?

§      Сравните количество строк в сонетах и их разделение на смысловые части. В чем авторы отступили от классической формы?   Сонет существует с 13 века, почему поэты и сейчас используют его?

§      Посмотрите на тему урока, вспомните все, о чем говорилось и сделайте общий вывод.

VI. Подведение итогов.

Как мы видим, сонет шел к нам с 13 века. Конечно, как не остается неизменным время, так и сонет не мог остаться в начальном варианте. Но, как видите, сонет не только еще не состарился с 13 века, а, наоборот, выступает в 21 веке все еще молодым, потому что его используют поэты, совершенствуют и развивают дальше, изобретают новые виды и формы.

VII. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Приложение № 2.

                                                   Урок - экскурсия.

Тема: Петербург  Достоевского

Цели:   1) помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведённые   Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться эмоциями писателя и   его героев;

2)    вырабатывать навык составления плана;

3)    развивать монологическую речь учащихся, их образное мышление;

4)    прививать интерес к творчеству писателя; вырабатывать активную жизненную позицию.

Оборудование: 1) иллюстрации: «Петербург Гоголя», «Петербург Достоевского», «Лестница в доме    Раскольникова», «Петербург. Трактир», «Комната Мармеладовых», « Доходной дом», «Петербург. Дом Раскольникова, Крыльцо».

                             2) музыкальное сопровождение.

Эпиграфы:        1) « Романы   Достоевского представляют собой самое  страшное обвинение,      брошенное в лицо буржуазному обществу: истинный убийца, губитель человеческих душ - это ты!»

             Р. Люксембург. «Душа русской литературы»

2) Давно стихами говорит Нева,

    Страницей Гоголя ложится Невский,

    Весь Летний сад - Онегина глава,

    О Блоке вспоминают Острова,

    А по Разъезжей бродит Достоевский.

 

                Ход урока:

1. Сообщение темы и цели. Слово учителя.

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город - это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию, без которой невозможно глубокое прочтение классиков.

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь летний сад - Онегина глава,

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский

- Каким же предстаёт перед нами Петербург со страниц романа Достоевского «Преступление и наказание»?

Мы побываем сегодня в Петербурге Достоевского, попытаемся  представить себе картины города, воспроизведенные великим  писателем, проникнемся эмоциями писателя и его героев - это цели нашего урока.

 А тема - «Петербург Достоевского».

II. Но у каждого классика - свой Петербург. Свой Петербург  у Пушкина.

1)          Сообщение о Петербурге Пушкина с чтением отрывка из «Медного всадника»

III.  Свой Петербург и у Гоголя. ( Сообщение о Петербурге Гоголя) - Обратите внимание на иллюстрацию.

IV.   Было  два  Петербурга.

Один - город, созданный гениальными архитекторами. Петербург Дворцовой Набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью - «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. При всём преклонении перед Пушкиным,  Достоевский в последней записной книжке полемизирует с известными стихами из « Медного всадника»: «Народ. Там всё. Ведь это море, которого мы не видим, запершись и оградясь от него в чухонском болоте. Люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его.

 Окна,  дырья - и монументы».

Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу (как сказал на своём оригинальном языке герой романа Мармеладов) несколько лет прожил он, воспитанник инженерного училища, в одном из этих дворцов знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его героя, Раскольникова, веял великолепием, холодом и враждебностью.

V.     Работа над  текстом романа.

1.Пейзажи.

- Найдите пейзажную зарисовку, подтверждающую это (ч. II гл. 1 - «великолепная картина Петербурга)
Городской пейзаж в романе - пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием автора, с
внутренним миром его героев.

- Каким запоминается Петербург при чтении первых страниц романа? (ч.1 гл. 1: город, жаркое  лето,  всюду духота, толкотня, известь, леса, кирпич, пыль и нестерпимая вонь из распивочных - вот обстановка,  в которой впервые появляется одетый в лохмотья Раскольников.  Его фигура легко вписывается в этот пейзаж.)

- Найдите и зачитайте пейзажные картины, рисующие Петербург в разное время дня  (ч. 2. гл. 6 - вечерний Петербург, ч. IV. гл. 6 - вечер и утро накануне самоубийства Свидригалова. ч. V. гл. 5 - вид из окна Раскольникова.)

- Какие краски преобладают?

Вывод:     Пейзажные картины Петербурга создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и  на преступления.

2.Судьба семьи Мармеладовых.

Олицетворение трагической безысходности в жизни человека является судьба семьи Мармеладовых.

(Краткий рассказ истории семьи Мармеладовых)

Вывод: город равнодушен. Люди относятся друг к другу с подозрением и взаимным недоверием. Ведь именно под рьяный хохот и язвительные насмешки рассказывает Мармеладов, потрясающую истину.

3. Уличные сцены.                                                                

В романе огромное количество уличных сцен, усиливающих атмосферу безысходности, нужды.

- Какие уличные сцены наиболее ярко подчёркивают безысходность жизни. Привести  пример.

(ч.2,  гл. 6 - шарманщик и толпа женщин у распивочно – увеселительного заведения, ч.2 гл. 6 - сцена на .. .ском мосте. ч. V  гл. 5 - смерть Катерины Ивановны.)

4. Интерьеры

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас доме, где живут его герои.

- Зачитайте описания комнат.
Раскольникова - ч.
I гл. 3 ( каморка)
Мармеладовых - ч.
I гл. 2 (проходной угол)

Сони - ч.IV гл. 4 (комната - сарай)

Вывод: Тяжёлая, бесцветная и унылая обстановка углов свинцом давит на душу.

VI.   Бред и реальность в картинах петербургской жизни.

Жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальность  кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. Реалистически точно и конкретно описан сон Раскольникова (пересказ сна)

Вывод: реальность и бред, кошмары - всё сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом
полусумасшедших». В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе воплощен протест писателя - гуманиста против
господствующего зла, против ненормального современного ему общества.

VII. Мечта о городе прекрасном.

Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового, гармоничного общества. В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает о городе ином  (зачитывает ученик: ч. 1 гл. 6.)

VIII.   Самостоятельная работа - составление плана к теме «Петербург Достоевского»

Примерный план.

1)          Психологический характер городского пейзажа в романе.

2)          Уличные сцены. Многообразие петербургских типов.

3)          «Низкие потолки, и тесные комнаты душу и ум теснят»

4)          Реальность и бред в картинах петербургской жизни.

5)          Мечта о прекрасном городе.

IX.   Заключительное слово учителя.

Может быть, рисуя свой страшный город, Достоевский понимал, что его Петербург не останется в памяти людей только страшным, только мучительным, потому что всегда будет жив и Петербург пушкинский, грозящий стихийными бедствиями, подчиняющийся только воле своего великого создателя « на звонко скачущем коне», и всё-таки радостный. Светлый город, где «девичьи лица ярче раз», где радует «Невы держанное течение», облик которого вселяет гордость, поэтому, что он - «Петра творенье. И ясны спящие громады...

X. Домашнее задание:

Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных тем:

1.Трущобы Достоевского

2.Прогулка по Петербургу Достоевского.

3. Почему Петербург Достоевского желтый?