Использование фреймовых опор на уроках истории.
Фрейм (в переводе с английского «каркас») – это скелет или остов, сооружение, строение. Под «опорой» в данном случае понимается способ выделения существенного, главного в учебном материале, где средством визуализации выступают определённые знаки и символы. Обычно фрейм состоит из нескольких ячеек (слотов), каждый из которых имеет свое назначение.
Современные учащиеся пытаются всё упростить, сжать. Недаром есть выражение: будь проще, но при этом информация не должна потерять смысловой нагрузки. Фреймовые опоры являются одним из способов обучения истории, который позволяет учащимся за непродолжительный период времени запомнить большой объём информации. Задача фреймовых опор – свернуть и компактно представить тему или раздел курса, обеспечив тем самым, доступность учебного материала для большинства учащихся.
Сначала процесс объяснения происходит вместе с учителем, затем мыслительная деятельность ученика строится, на извлечении из памяти готовых фреймов и наложении их на новую информацию. Такой подход вырабатывает у учащихся алгоритмическое и системное мышление.
В книге «Фреймовые опоры», Р.В. Гуриной выделяются следующие особенности опор: наличие определённых рамок, повторяемость, ключевые понятия-маркеры, возможность визуализации, универсальность, «скелетная» форма» )(то есть наличие каркаса с пустыми окнами, которые будут заполняться по мере прохождения новых тем), ассоциативные связи, возможность «сжатия» материала и его хранение в свёрнутом виде.
Преимущество фреймовых схем перед другими видами опор в том, что их количество исчисляется единицами. Если опорный конспект или структурно- логическая схема составляется на каждую тему, то фреймовых схем может быть несколько на весь изучаемый курс, так как они имеют глобальный характер обобщения.
Например, при изучении важного исторического события может быть использована следующая схема.
Большую помощь фреймовые опоры оказывают при подготовке уроков в старшей школе, где нужно обобщить и представить большой объём информации. В рамках этой технологии Центр научной политической мысли и идеологии разработал электронное пособие «История России. Учебник для учителя», в котором представлены опорные схемы ко всем темам курса. Являясь взаимосвязанными между собой элементами, они позволяют компактно и в то же время всесторонне представить все разделы курса. Познакомиться с пособием можно на сайте «Центр Сулакшина» (http://rusrand.ru/dev/uchebnik-istorii).
Фреймовые опоры – это лишь небольшой инструмент на пути освоения знаний, который может оказать помощь не только ученику, но и учителю. Применение фреймовых опор приводит к успешным результатам, делает урок эмоциональным, создает положительное отношение к изучению истории, стимулирует самостоятельную творческо-поисковую деятельность учащихся, дает учителю возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении. В ходе такого эмоционального урока включается непроизвольная память, которая помогает лучше, глубже усвоить изучаемый материал, опорные схемы помогают выделить основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения курса истории
Список литературы.
Ø Гурина Р.В. Фреймовые опоры. М.: ННИ школьных технологий, 2007
Ø Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.