«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». В.Г. Белинский
XXI век. В концепции модернизации Российского образования на период до 2011 года отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Долгое время я скептически относилась к применению ИКТ на уроках, но начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась. Теперь компьютер мой первый советчик и помощник при подготовке учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети :
• с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
• более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
• формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
• расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.
Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов:
-Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).
Курсы «Intel-Обучение для будущего» (2005 год)
-Дистанционные курсы :
«Филологический анализ текста»(2008год)
«Проектная деятельность с использованием новых информационных технологий»(2009 год)
- Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы.
Очень часто моими учителями были мои ученики. Не секрет, что они сегодня компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учили друг друга- учились вместе !
Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться. Это и презентации к урокам, и биографии писателей, и тренажер для подготовки к ЕГЭ, и видео- материалы к урокам русского языка и литературы, и многое другое. Мною создана страница на школьном сайте для учащихся 10-11 классов для подготовки к ЕГЭ.(http://school2dergachi.ucoz.ru/index/gosudarstvennaja_itogovaja_attestacija_obuchajushhikhsja_9_11_kh_klassov/0-247)
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость: они позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, способствуют совершенствованию практических умений и навыков, повышают интерес к урокам словесности и ,безусловно, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника – научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка – важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека, сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным.
Где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку и литературы?
Во-первых, при изложении нового материала (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска).
Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры).
В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля).
В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы).
Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п. Наличие интерактивной доски, коллекция дисков , обучающих программ, выход в Интернет в режиме on-line – позволяют использовать интерактивные таблицы, нетрадиционные задания, демонстрировать flash-ролики, которые очень нравятся учащимся. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. Известно: чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила, главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этой работе нам может помочь компьютер. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности .
Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных программ на CD с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами, выполняя задания на интерактивной доске, дети проявляют неподдельный интерес, а привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.
Для учащихся 10-11 классов разработана программа «Подготовка к ЕГЭ», которая состоит из теоретического блока (в форме презентаций по разным темам, вынесенным на ЕГЭ), из практических заданий, подобранных по образцу КИМов.
На уроке можно использовать самые различные обучающие программы, электронные учебники, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы, такие программные продукты, как «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. Литература 5-11 класс», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе», «Энциклопедия русской литературы», «Русский язык. Репетитор», (http://school2dergachi.ucoz.ru/index/repetitor_po_russkomu_jazyku/0-264)
«ЕГЭ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и др..), «Русская литература XVIII-XX век» и многие другие.
Преимущества электронного учебника в том, что большой объѐм информации собран на одном диске, наглядно представлен и озвучен теоретический материал, предлагаются интерактивные диктанты, позволяющие получить моментальный результат и выявить темы, недостаточно усвоенные учеником.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.
В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока . Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций (урок русского языка в 5 классе «Звуки и буквы.», http://www.proshkolu.ru/user/ccf20100866/addfile/0/ ).
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса. В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию (в 5-6 классах совместно с учителем .Очень часто в свои уроки литературы я вставляю видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству А. Блока, С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других. Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука
« Война и мир» . Позже на уроке обсуждение фильма вылилось в бурную дискуссию о их достоинствах и недостатках.
Теперь на уроке литературы есть возможность познакомиться с театральными постановками великих драматургов. ИКТ и здесь приходят на помощь: « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Островского, «Вишневый сад» А.П.Чехова! Не жалею времени на просмотр пьес в полной версии! А какую огромную помощь оказывает Интернет на уроке!
И вот мы уже в Ясной Поляне, бродим по толстовским местам или слушаем экскурсовода в музее М.Ю. Лермонтова в селе Тарханы Пензенской губернии, слушаем в авторском исполнении С.А.Есенина. Хочешь проверить свои знания. Опять на помощь придёт Интернет. «Штурмуем» тесты ЕГЭ!
(http://egerus.ru/onlineTest.html, http://www.examen.ru/add/tests , http://ege.yandex.ru/rus )
Никто не сомневается в объективности компьютера – оценит быстро и точно, укажет на ошибки, над которыми позже можно будет поработать. Интернет облегчил подготовку докладов и рефератов. Именно здесь можно быстро найти биографический и фотоматериал. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал.
В учебнике «Энциклопедия русской литературы» часто использую страничку «Литературное кафе», в котором можно прослушать или просмотреть фрагмент литературного произведения. Этот метод подачи учебного материала помогает в самом начале изучения произведения заинтересовать детей, побудить их к его прочтению. Так начинались уроки в 10 классе по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», Ф. Достоевского «Преступление и наказание». В разделе «Учебник» можно найти и биографические данные писателя, и теоретические сведения, и довольно разнообразный иллюстрационный материал. При контроле знаний учащихся в конце учебного года пользуюсь разделом «Тесты».
Электронный учебник «Русский язык. Репетитор» (http://school2dergachi.ucoz.ru/index/repetitor_po_russkomu_jazyku/0-264 ) часто применяю на уроке контроля знаний обучающихся. Так с его использованием я провожу уроки по подготовке к ЕГЭ в 11 классе . Компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика.
Мой опыт работы при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.