Статья «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Оценка 5

Статья «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Оценка 5
doc
08.05.2020
Статья «Использование ИКТ  в работе учителя-логопеда  с детьми с ОВЗ»
Статья Ткаченко О.В Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ .doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья

«Использование ИКТ

в работе учителя-логопеда

с детьми с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Ткаченко Ольга Викторовна

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МАДОУ №8 «Солнышко»

г. Бердск, Новосибирская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал требует многократного повторения и необходимо для успешной коррекционной работы, чтобы эти занятия были интересными и разнообразными.

В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми.

 Проведение на подгрупповых и  индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей,  и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях – игровой деятельности.

Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни,  становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые вывели педагогов на новый уровень педагогической рефлексии и позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М.  Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет.  Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

Анализ   психолого-педагогической  литературы  (Теоретические и практические основы  К.Ю. Белой;  П.И. Третьякова;  П.Т. Фролова; А.Г. Асмолова  и др.)  с целью изучения методической работы в системе управления дошкольного учреждения  отмечает, что  в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без  ИКТ - технологий.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. В условиях динамично меняющего мира ФГОС признают  важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в логопедической практике, можно выделись следующие направления:

1.     Использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда.

1.1.          оформление всех видов документации по организация коррекционно-образовательного процесса и средствами MicrosoftOffice (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т.д.);

1.2.          создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.

1.3.          Пользование информационной сетью Интернет привело к тому, что педагог получил возможность: узнавать из Интернета самые последние новости в сфере образования; знакомиться с новинками педагогической литературы; обмениваться профессиональным опытом в Сети; находить нужные материалы для работы; презентовать себя в Сети, ведя личный блог, создавая сайт или страницу на сайте учреждения.

 

2.     Использование ИКТ  во взаимодействии учителя-логопеда с педагогами и родителями.

 

2.1.          Проведение педагогических мероприятий (родительских собраний, консультаций, тренингов и т.д.) с использованием мультимедийной техники (презентации) является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и дает возможность их проиллюстрировать.

2.2.          Информирование родителей через сайт. На сайте ДОУ родители могут познакомиться с планами работы учителя-логопеда, узнать о проводимых мероприятиях, получить консультацию, найти ссылку ни другие полезные сайты и полезную литературу. На странице логопеда  посетители сайта могут сделать запрос об индивидуальной консультации на интересующую их тему, задать вопрос. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, групп, расписании НОД, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

 

2.3.          Взаимодействия с родителями по электронной почте, в социальных сетях (вайбер).

2.4.          Новая форма работы с родителями – вебинары. Организуем бесплатно для родителей, количество участников не более 10. Плюс в том, что родители могут участвовать, имея смартфоны, находясь в любом месте.. Однако имеются определенные трудности трудность с обратной связью, вебинар не сохраняется на сайте и для других желающих участников должен быть проведен повторно.

 

3.      Использование ИКТ в коррекционной работе с  детьми.

 

Основная цель работы учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, имеющих различную этиологию. В последние годы отмечается увеличение числа детей с проблемами речевого развития. У дошкольников, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести, выявляется недостаточное понимание, различение и использование  грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема и качество словаря; имеют место определенные сложности при постановке звуков и их автоматизации, а также сложности, связанные с нарушением фонематического слуха. Как правило, затруднения носят очень стойкий характер.

Возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все больше появляется детей со сниженной коммуникативной функцией речи. В связи с этим возникает необходимость поиска новых наиболее действенных путей воспитания и обучения детей, которые позволяли бы наряду с традиционными методами коррекции добиваться положительного результата. ИКТ технологии позволяют создать систему приемов компьютерно-опосредованного логопедического и психологического воздействия, способных повысить эффективность коррекционного процесса.

Замещать эти методы и приемы использованием ИКТ, конечно же, нет необходимости. Компьютерные средства, не являясь основными методами коррекции, представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Но необходимо соблюдать следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии должна проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него нужно проводить гимнастику для глаз.

Я использую ИКТ в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-педагогических занятиях в качестве современного наглядного материала.

3.1.          Одной из центральных проблем в коррекционной работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. С целью оптимизации процесса развития предпосылок личностных УУД в процессе коррекционно-педагогической деятельности я использую современные интерактивные игры портала «Мерсибо».

Прежде всего надо отметить, что интерактивные игры портала «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС:

·            являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;

·            требуют участия взрослого, совместной деятельности;

·            несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;

·            формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;

·            создают ситуацию успеха и достижения цели;

·            стимулируют познавательное развитие детей.

 

3.2.          Использование интерактивной доски.

Сегодня дошкольные учреждения постепенно оснащаются мультимедийной техникой, оборудуются интерактивными досками.

Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, подключенный к компьютеру. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов – флипчартов. Кроме того, доска делает НОД яркой, наглядной, динамичной. Даже с помощью самого простого программного обеспечения интерактивной доски можно сделать множество интересных заданий, где наградой ребенку за правильный ответ будут ожившие сказочные персонажи или другие чудеса.

Также можно использовать ИД на занятиях по обучению грамоте,  она может успешно использоваться в образовании дошкольников и способствовать повышению качества получаемых образовательных результатов. Однако для этого педагогам необходимо изучать все ее возможные функции, не ограничиваясь использованием ИД в качестве простого экрана.

 

3.3.  Создание собственных мультимедийных презентации

3.4. Использование Интернет-ресурсов  для создания творческих авторских компьютерных игр.

Применение компьютерной техники позволяет сделать образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников  можно использовать обучающие компьютерные программы:

-Для интерактивной доски – пособие «Развитие речи»

-Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет. Интерактивные тренажеры

-Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет. Мнемотаблицы

Можно создавать творческие интерактивные игры на платформе Learning.Apps.

Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не нужно. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его.

Для современного дошкольника компьютер – это не роскошь, а средство труда, общения, познания, досуга.

Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Мое мнение, что, только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимаются как «панацея», а являются основной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

Таким образом, ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельности и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитатель творческую личность, адаптированную в жизни в современном обществе.

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдения которых вызывают затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

·         предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

·         компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

·         это отличное средство поддержания задач обучения, т.к. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

·         компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения;

·         компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Статья «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми с

Статья «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми с

Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип

Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип

Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в логопедической практике, можно выделись следующие направления : 1

Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в логопедической практике, можно выделись следующие направления : 1

Новая форма работы с родителями – вебинары

Новая форма работы с родителями – вебинары

С целью оптимизации процесса развития предпосылок личностных

С целью оптимизации процесса развития предпосылок личностных

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы: -Для интерактивной доски – пособие «Развитие речи» -Познавательно-речевое развитие…

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы: -Для интерактивной доски – пособие «Развитие речи» -Познавательно-речевое развитие…

ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Скачать файл