Статья «Использование произведений художественной литературы при изучении окружающего мира»
Использование произведений художественной литературы при изучении окружающего мира.
Привлечение произведений художественной литературы к изучению окружающего мира обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся. Образная, яркая речь художественных текстов повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию учащихся. Произведения художественной литературы помогают наблюдать явления природы, подмечать в них закономерности. Отрывки из произведений художественной литературы заметно повышают познавательную активность учащихся. Данные произведения являются ценным учебно-дидактическим средством, часто изложение в них органически связано с темой урока, доступно учащимся начальных классов, расширяют кругозор детей. Методика использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если отрывок содержит описание природного явления, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент из художественного произведения, предложить учащимся ряд заданий к прочитанному. К художественным произведениям я обращаюсь на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса.
Приведу ряд примеров с уроков студентов специальности «Преподавание в начальных классах». При изучении устройства термометры интерес у учащихся может вызвать отрывок из рассказа М.М. Пришвина «Жалька». «Несколько раз за ночь я подхожу к окну, отодвигаю занавеску, гляжу на термометр и возвращаю в постель. Это заметила Жалька (Жалька – это кличка собаки). Она требовательно привязана ко мне и в самом глубоком сне слышит меня, как слышит мать своего ребенка. После меня непременно встанет, раздвинет носом гардины, лизнет термометр и возвращается на свой коврик возле печки». Ребятам поясняем, что собака не могла определить показания термометра, хотя и подражала своему хозяину. Предлагаем учащимся снять показания трех термометров. На первом термометре показана температура +5 ˚С, на втором - +20 ˚С, на третьем - +10 ˚С, и ответить на вопросы: какой термометр показывает самую низкую температуру? Самую высокую? Какова разница показаний 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3 термометров?
На уроке по теме «Лиственные и хвойные растения зимой» можно использовать рассказ Ю. Дмитриева «Брусника». В одной из сказок говорится о том, как злая женщина посылает в лес маленькую девочку и приказывает принести свежих ягод. Учитель предлагает самим совершить такое же чудо. Для этого летом нужно заметить в лесу место, где растет брусника, а зимой раскопать снег (если он будет не глубокий). Под снегом можно найти зеленые веточки с маленькими жесткими блестящими листочками и ярко-красными ягодками.
«Брусника – вечнозелёное растение. Оно и осенью не сбрасывает листья и под снегом остаётся зеленым. И я годки под стать листочкам – ни холод их не берёт, ни снег им не страшен. Такие же красные, как осенью, и такие же вкусные». Мы нацеливаем ребят провести наблюдения в природе, подобные данному в рассказе описанию. Это наблюдение проводится с помощью взрослых.
На обобщающем уроке «Сезонные изменения в природе» предлагается использовать отрывки из стихотворений, где даются описания различных времён года. Например: можно зачитать следующие поэтические строки:
1) Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет
2) С тихим ветром в разговоре
Рожь волнуется, как море,
Необъятное кругом.
А на небе голубом
Солнце весело сияет,
Всё живёт и обливает
Золотым своим огнём.
С. Дрожжин
3) Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
И. Бунин
4) Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзы и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет,-
Бледная тень набегает и тает…
Мнится мне ночью: меж белых берёз
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
И. Бунин
После чтения каждого отрывка спрашиваем учащихся: Какое время года вы узнаете в этих поэтических строках? По каким признакам вы определили данный сезон? Какие признаки данного времени года не нашли отражения в этом поэтическом отрывке? Обсуждения Вышеуказанных вопросов можно сопроводить презентацией на тему «Изменения в природе по временам года».
Практика использования художественной литературы на уроках окружающего мира подтверждает эффективность и целесообразность этого приема активизации познавательной деятельности учащихся. Школьники с интересом слушают выдержки из книг, отвечают на вопросы к цитируемым текстам и лучше усваивают программный материал.
А что бы будущим педагогам использовать этот прием на своих уроках, нужно читать художественную литературу. В этом мне, как И. Бунин
будущему педагогу, помогают учебные дисциплины: литература, детская литература и, конечно, самообразование. Очень много интересного можно узнать из прочитанных произведений и использовать их в дальнейшем на уроках окружающего мира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.