Статья "Использование здоровьесберегающих технологий ..."

  • doc
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование здоровье сберегающих технологий на занятиях.doc

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВ ЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА»

 

Корсунова Мунира Ривхатовна

Чечегова Татьяна Александровна

воспитатели ТОГКОУ для обучающихся

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №15 1,2вида».

Дошкольное отделение.

 

В программе «Формирование универсальных учебных действий в разных видах деятельности у дошкольников с нарушениями слуха», по которой работает дошкольное отделение, особое внимание уделено укреплению здоровья воспитанников. Правильно организованное занятие по различным видам деятельности и использование на них здоровьесберегающих технологий не только оказывает положительное влияние на физическое и моторное развитие, но и создаёт благоприятные условия для гармоничного развития личности детей.

Наша жизнь это – загрязнённая экология, отрицательные наследственные факторы, век технического прогресса. Всё это способствует увеличению числа заболеваний органов дыхания, пищеварения, зрения, нервной и сердечно – сосудистой систем у детей. Способствует хроническим заболеваниям и ухудшению показателей физического и психического развития большое психо-эмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации правильного питания дома и в образовательных учреждениях. Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья с детьми, имеющими нарушения слуха.

Главная задача персонала дошкольных учреждений и родителей – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства. Снижению риска развития хронических заболеваний способствует и изменение образа жизни родителей (отказ от курения и алкоголя, употребление здоровой пищи, обогащенной витаминами, увеличение физической активности, общение с природой).

      Отставание в моторном развитии у детей с нарушениями слуха неблагоприятно сказывается на общем развитии. Недостатки моторики часто проявляются как в задержке сроков формирования основных движений, так и в неловкости, неточности, замедленности, напряжения и др., что обусловлено нарушениями равновесия, координации, патологическим нарушением тонуса мышц. Для физического развития детей с ОВЗ характерны снижение антропометрических показателей, нарушение осанки, уплощение стоп. Данные показатели обуславливают необходимость специальной коррекционной  и воспитательной работы по устранению имеющихся дефектов и на занятиях физкультуры, и в применении здоровье сберегающих технологий.

   Занятия по физкультуре направлены на развитие основных движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, развитие крупной и мелкой моторики. Коррекции моторного и физического развития уделяется особое внимание и используется разнообразное оборудование: гимнастические скамейки, лестницы, батуты, лабиринты, надувные большие мячи и т.п. Для выполнения общеразвивающих упражнений применяются различные предметы – скакалки, кольца, ленточки, обручи, мячи, гимнастические палки, кубики и т.п., что позволяет детям с интересом выполнять эти упражнения и более продуктивно. Физическое развитие и укрепление здоровья детей осуществляется не только на занятиях по физической культуре, но и в разных видах деятельности (ознакомление с окружающим миром, труд, фонетическая зарядка, изодеятельность, динамические паузы, музыкальные занятия), а также на прогулке.

Подвижные игры помогают детям не только понимать  и выполнять правила игры, но и соблюдать правила безопасности, что так немаловажно для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также учатся общаться, познавать себя и своих друзей, накапливать бытовой и социальный опыт.

    Положительную динамику в развитии и укреплении здоровья помогают осуществлять здоровьесберегающие технологии:  дыхательная гимнастика Стрельниковой, таблицы Базарного,  «Пальчиковая гимнастика» Л.П. Савиной, «Играем и развиваем речь» В.Цвынтарного, упражнения по кинезиологии. На занятиях для более эффективного воздействия и усвоения учебного материала педагоги используют разнообразные игровые формы и методы. Например, для развития артикуляционного праксиса, разработан комплекс упражнений с дидактическими пособиями: картонные домики с вырезанным окном, леденцы на палочках, трубочки от сока, цветные карандаши и т.п. Для работы и развития силы пальцев рук используются шарики с мягкими и жёсткими шипами, разноцветные резиночки. Для развития игровой мотивации  у детей используются перчатки, пальчиковый театр, яркие игрушки, пуговицы, палочки, спички и т.п. Для развития и укрепления зрительных мышц глаз применяются бегущие огоньки и карманные фонарики, механические игрушки.  Развитию речевого дыхания способствуют ватные шарики, снежинки на нитке, надуваем мыльные пузыри, аромотерапия.  

Разработаны специальные игры: «Рубка  дров», «Крик в пустыне», «Воробьиные споры» и т.п., растяжки: «Олени», «Любопытная Варвара», «Половинка»; подобраны кинезиологические   упражнения «Ухо – нос», «Мельница», «Перекрёстное марширование», игры-коммуникации: «Давайте познакомимся», «Ласковые ручки», «Ручеёк», «Сороконожка», как приёмы работы по охране здоровья и физического развития дошкольников.

    Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ребёнка с нарушениями слуха обязательно должно сопровождаться реализацией эффективного закаливания и обеспечением психологического комфорта.

    Используя здоровье сберегающие технологии с детьми, имеющими нарушение слуха, необходимо помнить не только о том, что это не слышащий ребёнок, но и то, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Все виды деятельности должны дозироваться с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребёнка, т.к. каждый ребёнок имеет индивидуальную группу здоровья.

     Движение – это жизньи  здоровье. Мы всем желаем доброго здоровья!