ТЕМА РАБОТЫ:
Патриотическая экскурсия «Военно-исторические памятники Читы»
Секция: Воспитательная работа
Автор: Похилько Ольга Васильевна, учитель истории первой квалификационной категории, МАОУ СОШ №48 города Тюмени.
Тюмень, 2020
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………..с.3
2.Экскурсия «Военно-исторические памятники Читы»………………с.4-13
3.Выводы и заключения..........................................................................с.14-15
4.Список литературы……………………………………………………....с.16
1.Введение
Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него. Искусство учителя заключается в умении провести ученика от повторения, подражания, подчинения к соревнованию, к преодолению, озарению[1]. В условиях реформирования российского образования задача совершенствования социального воспитания и развития креативных способностей детей и подростков является одной из приоритетных. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и развития человека как субъекта деятельности и как личности[2].
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремление личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны. Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам (БСЭ). В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения. В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. Способствовать формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами РФ. Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов[3].
В рамках данной концепции актуальность экскурсии «Победный рейс» особо велика. Экскурсия была реализовано классным руководителем 8 класса. Задания к экскурсии и материалы экскурсии представлены Вашему вниманию далее.
2. Патриотическая экскурсия «Военно-исторические памятники Читы»
Многое о Забайкальской истории можно узнать, посетив Старочитинское кладбище, закрытое в 1941 году и само по себе являющееся историческим памятником. Например, здесь находятся братские могилы иностранных военнопленных, погибших в Забайкалье в период Первой мировой войны 1914-1918 годах. Это австрийцы, немцы, венгры и турки. В этом месте расположено несколько могил, но до сих пор неизвестно точное число захороненных. В 1920 году на одном из захоронений был установлен обелиск в виде пирамиды серого цвета.
Здесь же в 1989 году установили памятник на братской могиле воинов, сражавшихся у реки Халхин-Гол и умерших от ран в местных госпиталях. В 1939 году в четырёхмесячном кровопролитном сражении между советско-монгольскими и японскими войсками погибли тысячи человек, среди них коло 400 забайкальцев. Известно, что в скудельне захоронены 25 солдат. В 2009 году памятник был отреставрирован, на Старочитинском кладбище появился Мемориальный комплекс воинам, павшим в боях на реке Халхин-Гол. Также здесь был создан Парк Памяти.
Неподалеку от Старого кладбища вы встретите еще один памятник истории. Белый обелиск на братской могиле комсомольцев, которые участвовали в пешем переходе Ленинград-Хабаровск. Шесть командиров-пограничников решили добраться до места службы на Дальний Восток, пройдя пешком 8800 км. 18 сентября 1935 года троих из них сбил поезд рядом со станцией Укурей в Забайкалье. Причиной несчастного случая стал густой туман. Имена погибших написаны на обелиске высотой более 2,5 метров.
Почитается в Чите и память интернированных и военнопленных японцев, погибших в Забайкалье. На могиле японских солдат, погибших в годы гражданской войны, стоит кирпичный выбеленный четырехгранный обелиск на постаменте из двух ступеней. Убитых солдат японской армии стали хоронить на читинском кладбище после подписания Гонготского соглашения летом 1920 года. В этом же году в сквере на улице Петровско-Заводской появился обелиск с иероглифами. В 90-е годы российско-японские отношения получили новое развитие, и в дополнение к обелиску в 1998 году была установлена стела японского скульптора Озаки Сейчи. Мемориальный комплекс стал носить название "Россия - Япония - XXI век - век мира и сотрудничества". Идея создания монумента принадлежит обществу "Россия-Япония".
Напротив школы №25 по улице Красной звезды находится обелиск в честь солдат армии Дальневосточной республики, погибших в апрельских боях за Читу 1920 года. Той весной солдаты решили освободить от оккупации японскими интервентами и белогвардейцами территории Забайкалья вблизи направления железной дороги Могзон - Чита - Маньчжурия. Каменный 3,5-метровый мемориал навсегда увековечил память о погибших в тех нелегких сражениях. Неоднократно он подвергался налетам вандалов, однажды даже была украдена звезда с вершины обелиска.
Особо место в истории Читы находится у основания Титовской сопки, где были казнены организаторы Читинской республики и вооруженного восстания в городе. Памятник расстрелянным революционерам появился в 1926 году. Кирпичный обелиск представляет собой полукруг, на лицевой стороне изображены портреты убитых. Среди расстрелянных был Костюшко-Григорович, имя которого сейчас носит одна из улиц города.
В центре огромного парка Победы в Чите находится мемориальный комплекс "Боевая и трудовая слава забайкальцев". Появился он в 1975 году. Уникален комплекс тем, что создает атмосферу военных лет и пробуждает гордость за предков. На переднем плане находится скульптурная композиция "Миг Победы", представленная почти пятиметровыми фигурами радующихся солдат. Позади фронт из пяти стел, высота каждой 17,5 метров, с датами военных лет 1941-1945 годов. Здесь же плиты с именами погибших в годы войны и экспозиция боевой техники тех времен.
В центре Читы на площади Революции возвышается памятник "Борцам за власть Советов в Забайкалье". Шестиметровые фигуры композиции партизана-крестьянина, красногвардейца и рабочего выполнены из литого чугуна, а позади их тянется ввысь стела как символ памяти. Смысл композиции легко разгадать: партизан держит ружье наготове, охраняя Родину. Винтовки двух других героев направлены в небо, символизируя волю к победе. Создавался монумент к 60-летнему юбилею Октябрьской революции.
Есть в Чите и места памяти жертв политических репрессией. Одно из таких находится на улице Амурской, напротив стадиона "Труд". Памятник землякам-забайкальцам - жертвам сталинского террораустановлен в 1992 году и выполнен в виде небольшой железобетонной часовни.
В парке Дома офицеров Забайкалья в 1992 году появился памятный знак забайкальцам, павшим в войне в Афганистане. Мраморная стела в форме штыка устремляется ввысь, а на ней каменный венок и имена 43 забайкальцев, погибших и пропавших без вести при исполнении воинского долга. Сейчас говорят, что этот список не полный и требует добавления.
Забайкалье имеет многокилометровые границы с другими государствами, которые требовали охраны на протяжении всей истории, поэтому долгое время в Чите вынашивалась идея открытия памятника пограничнику. И в 2001 году такой монумент "Пограничникам Забайкалья" был открыт на улице Чкалова. Читинский архитектор Виктор Войнов создал десятиметровую фигур воина-пограничника, который зорко следит за порядком на границах Родины.
Также в Чите установлен монумент морякам-пограничникам Забайкалья. Сине-белый катер береговой охраны "Аист" был привезен в парк ОДОРА в 2011 году и представлен публике в преддверии Дня пограничника.
Композиция в память о сотрудниках органов внутренних дел, отдавших жизнь исполняя служебные обязанности, была открыта во дворе регионального управления МВД в 2012 году. Также памятник посвящается сотрудникам, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны. Автором бронзовой скульптуры стал мастер из Красноярска Константин Зинич. Его установка стала возможной благодаря пожертвованиям.
Величественный памятник в виде танка Т-34, больше известный в Чите как "Комсомолец Забайкалья"установлен на стыке улиц Бабушкина и Горького. Он стоит здесь в память о молодых забайкальцах, сражавшихся в танковой колонне "Комсомолец Забайкалья" в 1943-1945 годах. Знаменитая колонна состояла из одиннадцати новеньких боевых машин, каждый танк имел свое название. К примеру, "Читинский комсомолец", "Молодой горняк", "Металлург Забайкалья", "Черновский шахтёр". Колонна геройски проявила себя на Курской битве.
Также боевую технику возможно посмотреть и даже потрогать в парке Дома офицеров. С 1985 года здесь открыта выставка техники образов 30-50-х годов прошлого века - "Аллея славы", которая периодически пополняется. Гаубица, танки ИС, пушка Д-4, "Катюша", танк "Иосиф Сталин" и многое другое в экспонатах коллекции, некоторые образцы которой сохранились в единичных экземплярах во всем мире.
При выезде из Читы с восточной стороны по трассе Чита-Хабаровск на холме стоит 122-миллиметровая гаубица образца 1936 года. Находится она здесь как символ доблести воинов Забайкалья, участвовавших в Великой Отечественной войне. Памятник артиллеристам-забайкальцам установлен в 1969 году.
Есть в Чите и памятник железнодорожникам, которые самоотверженно трудились в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией. Памятник трудовой славы - это паровоз "Еа-2233", такие машины поставлялись в СССР из США по ленд-лизу. 93-тонный локомотив доставили в Читу со станции Бада. Увидеть знаменитый паровоз можно на улице Магистральная [7].
.
3. Выводы и заключения
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов[8]. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения». Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, ребенок утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Экскурсии призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История - это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Реально заставить переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле у учащихся можно благодаря экскурсии, в которой они принимали бы активное участие: совершать походы по памятным местам родного края, встречаться с людьми, совершившие боевые и трудовые подвиги, ветеранами и тружениками тыла. Участие в экскурсии, если она будет отличаться высокой содержательностью и красочностью, должна вызвать у учащихся чувство восхищения, стремление подражать таким людям. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи патриотического воспитания является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения[8]. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, экскурсии, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами. Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. По нашему мнению, в гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства[9].
4.Список литературы
1.Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 20 - 29.
2.Бордовская Н.В. Педагогика. – СПб: «Питер», 2004. – 284 с.
3.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
4.https://znanio.ru
5.https://infourok.ru
6.http://tyum-pravda.ru
7. http://chitatravel.ru
8.Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе [Текст]: / И.Агапова, М. Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002.
9.Вырщиков,А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе [Текст] : / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев.- Монография.-Волгоград: НП ИПД «Авторское перо », 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.