Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 компенсирующего вида» города Чебоксары
Чувашской Республики
Статья из опыта работы
« Нейробика и развитие мозга»
Подготовила учитель-дефектолог
Садовникова Надежда Федоровна
г. Чебоксары 2020 г.
Все мы хотим, чтобы наш ребёнок по возрасту развивался, рано заговорил, читал стишки, быстро всему учился, был послушным и, вообще, радовал родных и близких своими успехами. Но, к сожалению, не все дети "вписываются" в общую схему развития, у каждого свое время.
Всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка-это задержка речевого развития. Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь-это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии).
С момента рождения у ребенка идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира - это перемещение своего тела в пространстве.
Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт «кирпичики» для более зрелых и сложных этапов развития. Говорят, что дети познают мир через движение. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом сенсо-моторного развития.
Если вы хотите помочь малышу заговорить, то поймите одну простую вещь- речь развивается через движение, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему «неговорящие» дети чаще имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью.
Сензитивные периоды с возрастом теряют интенсивность и часто родители и специалисты упускают возможность наиболее эффективно развивать нейронные связи у ребенка. Да и с возрастом человек начинает меньше двигаться, знания приходиться детям добывать сидя за школьными партами, однообразно и монотонно, речь развивается в более медленном темпе. Но учеными доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичности – способности менять свою структуру. А значит в любом возрасте можно совершенствовать речь человека, и высшие психические функции благодаря развитию движений.
Итак, для поддержания высокой работоспособности нашему мозгу, как и телу необходима «физзарядка».
Нейробика- это комплекс упражнений, которые помогают мозгу развиваться.
Упражнения нейробики обязательно используют все пять чувств человека - так же как в период сенсомоторного развития ребенка, причем, необычным образом и в разных комбинациях. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи.
Ваша задача – каждый день менять привычные и шаблонные действия на новые, непривычные.
Цель упражнений нейробики - стимуляция мозга. Заниматься нейробикой просто - нужно сделать так, чтобы в процессе привычной деятельности были задействованы ваши органы чувств.
Например: проснувшись утром, примите душ закрытыми глазами, почистите зубы другой рукой, постарайтесь одеться на ощупь, отправьтесь на работу новым маршрутом, сделайте привычные покупки в новом месте и еще много чего. Это увлекательная и полезная игра.
Нейробика полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, совершенствовать речь, эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности;
снять стресс, нервное напряжение;
оптимизировать собственные резервы ребенка;
на 50% улучшить уровень успеваемости и обучаемости ребенка;
а взрослым - поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.
Мозг необходимо поддерживать в «рабочем состоянии», не давать ему «уснуть».
При занятиях нейробикой, как и любыми другими упражнениями, необходима умеренность. Не нужно стремиться к тому, чтобы любой свой шаг сделать нейробическим. Вполне хватит нескольких упражнений в день.
Итак, день за днем, и результат в скором времени даст о себе знать.
Литература
1. Наумова Н. В. Нейробика как здоровьесберегающая технология в образовательном процессе // Школьная педагогика. — 2016. — №2.
2. О. Кинякина. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция: интенсив тренинг по развитию суперспособностей. – Москва: Эксмо, 2015 – 848 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.