Рекомендации родителям
Как приучить своего ребенка к ответственности
Приучать ребенка к ответственности можно уже с самых ранних лет. В прошлых веках маленьких детей с раннего детства брали на работу, чтобы они помогали взрослым. Конечно же, на сегодняшний день, в подобных излишествах нет никакой необходимости, но, тем не менее, и малышам можно предлагать работу по дому. Более того – маленькие дети сами активно стремятся помогать своим родителям по хозяйству, когда видят, как их мама или папа моют посуду или протирают стол. И поэтому рубить на корню инициативу ребенка ни в коем случае не стоит, а лучше всего – дать ребенку возможность хотя бы немного, но помочь взрослым и проявить таким образом самостоятельность, которой родители могут так долго добиваться.
Как можно чаще приобщайте своего ребенка к решению коллективных, семейных вопросов и задач. Когда ребенок ощущает и осознает свою собственную значимость в семье, то это в весьма значительной степени способствует развитию его внутренней мотивации. Вполне естественно интересоваться у ребенка его мнением относительно того, какого цвета поклеить обои в комнате, или чем, на его взгляд, было бы неплохо угостить гостей, или каким образом лучше провести выходные всей семьей.
Помогайте своему ребенку, если он испытывает трудности.
Очень часто дети испытывают потребность в помощи со стороны собственных родителей. Детям может не хватать поддержки и уверенности в своих силах, а также уверенности в том, что их родители действительно верят в них.
Позволяйте своему ребенку проявлять самостоятельность.
К сожалению, довольно часто бывает так, что дети, которых в детстве родители лишали возможности самостоятельно принимать решения, вырастают безответственными взрослыми.
Маленький ребенок вполне может убрать за собой игрушки, помочь загрузить грязное белье в стиральную машину, насыпать порошок и нажать на кнопку под вашим контролем. Подросток, например, самостоятельно может выполнить уроки. Он может сходить в магазин по вашему поручению. Старшеклассник вполне может принимать участие в семейных советах и высказывать собственное мнение относительно решения каких-то важных вопросов, касающихся всей семьи.
Очень полезно иногда ставить ребенка в ситуацию, в которой он будет вынужден нести ответственность за что-либо. Например, если родители опаздывают домой к обеду или к ужину, ребенка можно предупредить о том, что для того, чтобы поесть, ему нужно будет самому что-то приготовить. Например, себе сварить макароны и потереть сыр.
Такое задание поможет создать почву для формирования ответственного отношения у ребенка к какому-либо делу. Более того - у ребенка формируется чувство ответственности за самого себя – если он не приготовит сам себе поесть, то останется голодным.
У чрезмерной работы над ответственностью в отношении детей может быть и другая сторона медали - когда родители пытаются взвалить на ребенка непосильную груду обязанностей, которая в этом случае уже будет доставлять ребенку довольно ощутимый дискомфорт и формировать стойкое негативное отношение к выполнению какой-либо обязанности.
Что же можно с этим сделать? Например, если ребенку ужасно не нравится мыть за собой посуду, и данная процедура вызывает у него лютое отторжение и стойкий негативизм, то можно договориться с ним и придумать какую-либо другую домашнюю обязанность, которую он будет выполнять. Но, тем не менее, многие родители могут уверенно сказать о том, что их ребенок не хочет выполнять абсолютно ничего из домашних обязанностей.
В этом случае необходимо дать понять ребенку, что он тоже, наравне со всеми остальными несет ответственность за комфортную жизнь в семье.
Если он хочет ходить в чистой и красивой одежде, то он должен помогать маме или папе, например, развешивать белье.
Конечно же, необходимо помнить о том, что невозможно заставить ребенка ответственно относиться к какой-либо домашней обязанности через силу, и можно встретить действительное ничего не желающих делать по дому детей. Эти дети могут выполнять порой что-либо, но движет ими не внутренняя мотивация, а страх наказания от родителей. В таком случае подобные способы воспитания ответственности у ребенка негативно сказываются на его характере и на его внутреннем эмоциональном состоянии, а также, и на детско-родительских отношениях.
Ребенок, в первую очередь, должен смотреть на своих родителей и близких ему людей и видеть пример, который они ему подают. Только в этом случае у ребенка будет расти именно внутренняя мотивация.
Материал подготовила педагог-психолог: Бондаренко Е. В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.