Статья «Личностный рост и саморазвитие специалиста школы приемных родителей: от трансляции знаний к трансформации сознания» опыт Новошахтинского центра помощи детям

  • docx
  • 18.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

«Личностный рост и саморазвитие специалиста школы приемных родителей: от трансляции знаний к трансформации сознания»

1сл. Добрый день, уважаемые коллеги!

 

В фокусе моего выступления – фигура специалиста. Я убеждена, что именно личностный рост и непрерывное саморазвитие специалиста являются не просто желательным дополнением, а фундаментальным основанием для достижения подлинной эффективности в нашей деятельности.

 

Актуальность темы обусловлена самой спецификой нашей работы. Мы имеем дело не с безликими «клиентами», а с людьми в ситуации глубочайшего жизненного выбора, сопровождающегося высоким эмоциональным напряжением, страхами и надеждами. В этих условиях нашим главным инструментом воздействия становится не только сумма знаний, но и наша собственная личность.

 

2 сл. Почему личностные качества специалиста выходят на первый план?

 

1. Работа с мотивацией. Мы помогаем будущим родителям отделить истинную, альтруистическую мотивацию от неосознанной, например, желания спасти брак или заполнить экзистенциальную пустоту. Сделать это может только тот, кто сам рефлексирует и понимает механизмы собственной мотивации.

2. Работа с травмой. Мы готовим семьи к встрече с травмированным ребенком. Чтобы быть проводником в мире детской травмы, специалист сам должен обладать психологической устойчивостью и понимать природу травматического опыта.

3. Создание безопасного пространства. Только в атмосфере доверия и безусловного принятия кандидаты могут говорить о своих настоящих, а не «социально одобряемых» страхах и сомнениях. Создать такую атмосферу может только эмоционально зрелый и стабильный ведущий.

 

3 сл. Рассмотрим ключевые направления личностного роста и их прямое влияние на эффективность подготовки.

 

1. Самопознание и проработка личных «слепых зон».

Специалист, не знающий своих триггеров и непроработанных травм, рискует проецировать их на слушателей. Его личные нерешенные проблемы могут искажать восприятие и мешать объективной работе. Напротив, специалист, прошедший личную терапию, способен на непредвзятое и ясное взаимодействие с группой.

 

2. Развитие эмоционального интеллекта и профессиональной эмпатии.

Эмпатия здесь– это не слияние с переживаниями кандидата, а способность понять их, оставаясь в профессиональной позиции. Высокий эмоциональный интеллект позволяет:

· Распознавать и мягко обходить сопротивление группы.

· Управлять групповой динамикой.

· Стать живой моделью для будущих родителей, демонстрируя, как можно экологично справляться с гневом, обидой и бессилием.

3. Непрерывное профессиональное развитие и системное мышление.

Наши знания не должны застывать в рамках одной программы.Изучение новых данных в области законодательства, технологий семьесбережения, нейронаук, теории привязанности, психологии травмы – это обязанность, а не опция!!! Только так мы можем давать гражданам не устаревшие схемы, а действенные, научно обоснованные инструменты для воспитания приемного ребенка.

 

4. Экзистенциальная зрелость и этическая позиция.

Это, пожалуй, самый сложный аспект. Мы должны принять свою ограниченную роль: мы не «боги» и не «судьи», которые решают, кто достоин быть родителем. Наша задача – дать максимум информации, создать условия для глубокой рефлексии и помочь кандидатам самим принять осознанное решение. Это снимает с нас груз непосильной ответственности и является лучшей профилактикой эмоционального выгорания.

 

4 сл. Каковы практические пути саморазвития специалиста ШПР?

 

1. Личная психотерапия – основной инструмент самопознания.

2. Регулярные супервизии – разбор сложных случаев с опытными коллегами для прояснения профессиональных затруднений.

3. Профессиональные сообщества и интервизии – взаимная поддержка и обмен опытом.

4. Непрерывное образование – курсы, вебинары, актуальная литература.

5. Личная практика рефлексии – анализ своих занятий.

 

5 сл. Таким образом, подготовка приемных родителей – это не трансляция информации, а процесс глубокой личностной трансформации кандидатов. Инициировать и сопровождать такую трансформацию может только специалист, который сам находится в процессе активного личностного и профессионального роста.

Инвестируя в собственное развитие, мы инвестируем в качество подготовки каждой замещающей семьи. А значит, в конечном счете, мы инвестируем в счастливое будущее конкретного ребенка, который обретет не просто крышу над головой, а любящих, осознанных и подготовленных родителей.

 

6 сл. А теперь, я предлагаю небольшую подборку ресурсных упражнений для нас с вами. Ведь ресурс - это залог нашего профессионального «долголетия», эмоциональной устойчивости и, в конечном счете, эффективности помощи  семьям.

Эти упражнения можно использовать,как лично, так и на супервизиях, тренингах. Они направлены на разные аспекты восстановления сил.

7 сл. Блок 1: Осознание и принятие сложных чувств (профилактика выгорания)

Мы  постоянно сталкиваемся с травмой, сопротивлением и сложными судьбами. Важно дать место чувствам, которые это вызывает.

 

Упражнение 1: «Чемодан и рюкзак»

· Цель: Отделить «свой груз» от «чужого», символически оставить наработанное за день на работе.

· Инструкция: Представьте два образа: большой, тяжелый чемодан (это проблемы, боль, тревоги кандидатов и детей, с которыми Вы работали) и легкий, свой рюкзак (это ваши собственные чувства: усталость, разочарование, раздражение, или просто постоянные мысли о работе).

А теперь:

  1. Закройте глаза. Мысленно «уложите» в чемодан все сложные случаи, диалоги, эмоции клиентов, которые вас задели.

  2. Закройте чемодан на ключ и оставьте его у дверей кабинета (или в любом другом условном месте). Мысленно скажите: «Это не мое. Я оставляю это здесь».

  3. Теперь обратитесь к своему рюкзаку. Что в нем? Ваша усталость? Грусть? Раздражение? Достаньте это, посмотрите на это, признайте: «Да, я сегодня устал. Да, эта история меня огорчила». Побудьте с этим чувством несколько минут.

  4. Решите, что вы сделаете с содержимым рюкзака: возьмете с собой домой, чтобы позаботиться о себе (например, принять ванну, поговорить с близким), или тоже оставите его на время.

· Обсуждение: Как было? Что было сложнее — оставить чемодан или признать содержимое рюкзака?

Упражнение 2: «Письмо сочувствия себе»

· Цель: Развитие самосострадания и снижение излишней самокритики.

· Инструкция: Вспомните сложную ситуацию из вашей практики, которая до сих пор вызывает неприятные чувства (вину, раздражение, ощущение некомпетентности).

· Процесс: Напишите письмо самому себе от имени самого мудрого, доброго и понимающего друга или наставника. Что бы этот человек сказал вам о вашей ситуации? Какие слова поддержки нашел бы? Он бы обвинял или понял бы ваши старания и сложность задачи? Какие слова поддержки оказались самыми ценными?

8 сл Блок 2: Восстановление энергии и границ

Упражнение 3: «Мои ресурсные острова»

· Цель: Визуализировать и актуализировать источники сил.

· Инструкция: Нарисуйте архипелаг из нескольких островов. Каждый остров — это сфера вашей жизни, которая дает вам энергию.

· Примеры островов:

  · Остров Отношений (общение с друзьями, семьей).

  · Остров Тела (спорт, прогулки, баня, здоровый сон).

  · Остров Творчества (хобби, музыка, книги).

  · Остров Одиночества (время наедине с собой).

  · Остров Профессионального Признания (воспоминания о успешных случаях, благодарности).

· Процесс: Раскрасьте острова. Какой из них сейчас самый «зеленый» и процветающий? Какой — заброшенный? Что вы можете сделать на этой неделе, чтобы посетить «заброшенный остров» хотя бы на 15 минут?

· Обсуждение: Как меняется состояние, когда мы осознанно обращаемся к своим ресурсам?

Упражнение 4: «Внутренний садовник»

· Цель: Укрепить личные и профессиональные границы.

· Инструкция: Представьте, что ваше психологическое пространство — это прекрасный сад. Вы — садовник.

· Процесс:

  1. Опишите свой сад. Какой он? Что в нем растет? Огорожен ли он? Есть ли в нем забор, калитка?

  2. Теперь представьте, что в сад приходят ваши клиенты. Как они себя ведут? Кто-то аккуратно ходит по дорожкам, а кто-то вытаптывает клумбы, требует, чтобы вы выращивали только те цветы, которые нравятся им?

  3. Что вы как садовник можете сделать?

 Починить забор? Вежливо, но твердо указать на правила поведения в саду? Поливать и ухаживать в первую очередь за своими, а не за их растениями?

· Обсуждение: Эта метафора помогает обсудить вопросы эмпатической вовлеченности, ответственности за клиента и ответственности за себя.

9 сл. Блок 3: Командная поддержка и супервизия

Упражнение 5: «Аптечка первой психологической помощи»

· Цель: Создать банк быстрых и эффективных способов самопомощи в течение рабочего дня.

· Инструкция: Вместе с коллегами составьте список «таблеток» — действий, занимающих от 30 секунд до 5 минут, которые помогают прийти в себя.

· Примеры:

  · 30 секунд: Глубокий вдох и медленный выдох (3 раза); подойти к окну и найти 5 предметов определенного цвета; выпить стакан воды.

  · 5 минут: Включить и послушать одну любимую песню; сделать несколько упражнений на растяжку; позвонить близкому человеку и сказать пару слов; порисовать каракули в блокноте.

· Обсуждение: Вывесить этот список в методическом кабинете. Периодически пополнять его.

Упражнение 6: «Я не один/не одна» (Групповое)

· Цель: Получить поддержку и осознать общность трудностей.

· Инструкция: Участники по кругу завершают фразы. Важно правило: без советов и оценок, только слушание.

· Фразы:

  · «Сегодня самой сложной для меня была...»

  · «Меня порадовало в моей работе...»

  · «Одна вещь, которую я сегодня понял о себе как о специалисте...»

  · «Я благодарен/благодарна себе за...»

Помните, что забота о специалисте — это не роскошь, а профессиональная необходимость в такой эмоционально затратной сфере, как подготовка приемных родителей. Устойчивый, осознающий свои границы и ресурсы специалист — самый ценный актив Школы.

Благодарю за внимание! Готов(а) ответить на ваши вопросы.