«Личностный рост и саморазвитие специалиста школы приемных родителей: от трансляции знаний к трансформации сознания»
1сл. Добрый день, уважаемые коллеги!
В фокусе моего выступления – фигура специалиста. Я убеждена, что именно личностный рост и непрерывное саморазвитие специалиста являются не просто желательным дополнением, а фундаментальным основанием для достижения подлинной эффективности в нашей деятельности.
Актуальность темы обусловлена самой спецификой нашей работы. Мы имеем дело не с безликими «клиентами», а с людьми в ситуации глубочайшего жизненного выбора, сопровождающегося высоким эмоциональным напряжением, страхами и надеждами. В этих условиях нашим главным инструментом воздействия становится не только сумма знаний, но и наша собственная личность.
2 сл. Почему личностные качества специалиста выходят на первый план?
1. Работа с мотивацией. Мы помогаем будущим родителям отделить истинную, альтруистическую мотивацию от неосознанной, например, желания спасти брак или заполнить экзистенциальную пустоту. Сделать это может только тот, кто сам рефлексирует и понимает механизмы собственной мотивации.
2. Работа с травмой. Мы готовим семьи к встрече с травмированным ребенком. Чтобы быть проводником в мире детской травмы, специалист сам должен обладать психологической устойчивостью и понимать природу травматического опыта.
3. Создание безопасного пространства. Только в атмосфере доверия и безусловного принятия кандидаты могут говорить о своих настоящих, а не «социально одобряемых» страхах и сомнениях. Создать такую атмосферу может только эмоционально зрелый и стабильный ведущий.
3 сл. Рассмотрим ключевые направления личностного роста и их прямое влияние на эффективность подготовки.
1. Самопознание и проработка личных «слепых зон».
Специалист, не знающий своих триггеров и непроработанных травм, рискует проецировать их на слушателей. Его личные нерешенные проблемы могут искажать восприятие и мешать объективной работе. Напротив, специалист, прошедший личную терапию, способен на непредвзятое и ясное взаимодействие с группой.
2. Развитие эмоционального интеллекта и профессиональной эмпатии.
Эмпатия здесь– это не слияние с переживаниями кандидата, а способность понять их, оставаясь в профессиональной позиции. Высокий эмоциональный интеллект позволяет:
· Распознавать и мягко обходить сопротивление группы.
· Управлять групповой динамикой.
· Стать живой моделью для будущих родителей, демонстрируя, как можно экологично справляться с гневом, обидой и бессилием.
3. Непрерывное профессиональное развитие и системное мышление.
Наши знания не должны застывать в рамках одной программы.Изучение новых данных в области законодательства, технологий семьесбережения, нейронаук, теории привязанности, психологии травмы – это обязанность, а не опция!!! Только так мы можем давать гражданам не устаревшие схемы, а действенные, научно обоснованные инструменты для воспитания приемного ребенка.
4. Экзистенциальная зрелость и этическая позиция.
Это, пожалуй, самый сложный аспект. Мы должны принять свою ограниченную роль: мы не «боги» и не «судьи», которые решают, кто достоин быть родителем. Наша задача – дать максимум информации, создать условия для глубокой рефлексии и помочь кандидатам самим принять осознанное решение. Это снимает с нас груз непосильной ответственности и является лучшей профилактикой эмоционального выгорания.
4 сл. Каковы практические пути саморазвития специалиста ШПР?
1. Личная психотерапия – основной инструмент самопознания.
2. Регулярные супервизии – разбор сложных случаев с опытными коллегами для прояснения профессиональных затруднений.
3. Профессиональные сообщества и интервизии – взаимная поддержка и обмен опытом.
4. Непрерывное образование – курсы, вебинары, актуальная литература.
5. Личная практика рефлексии – анализ своих занятий.
5 сл. Таким образом, подготовка приемных родителей – это не трансляция информации, а процесс глубокой личностной трансформации кандидатов. Инициировать и сопровождать такую трансформацию может только специалист, который сам находится в процессе активного личностного и профессионального роста.
Инвестируя в собственное развитие, мы инвестируем в качество подготовки каждой замещающей семьи. А значит, в конечном счете, мы инвестируем в счастливое будущее конкретного ребенка, который обретет не просто крышу над головой, а любящих, осознанных и подготовленных родителей.
6 сл. А теперь, я предлагаю небольшую подборку ресурсных упражнений для нас с вами. Ведь ресурс - это залог нашего профессионального «долголетия», эмоциональной устойчивости и, в конечном счете, эффективности помощи семьям.
Эти упражнения можно использовать,как лично, так и на супервизиях, тренингах. Они направлены на разные аспекты восстановления сил.
7 сл. Блок 1: Осознание и принятие сложных чувств (профилактика выгорания)
Мы постоянно сталкиваемся с травмой, сопротивлением и сложными судьбами. Важно дать место чувствам, которые это вызывает.
Упражнение 1: «Чемодан и рюкзак»
· Цель: Отделить «свой груз» от «чужого», символически оставить наработанное за день на работе.
· Инструкция: Представьте два образа: большой, тяжелый чемодан (это проблемы, боль, тревоги кандидатов и детей, с которыми Вы работали) и легкий, свой рюкзак (это ваши собственные чувства: усталость, разочарование, раздражение, или просто постоянные мысли о работе).
А теперь:
1. Закройте глаза. Мысленно «уложите» в чемодан все сложные случаи, диалоги, эмоции клиентов, которые вас задели.
2. Закройте чемодан на ключ и оставьте его у дверей кабинета (или в любом другом условном месте). Мысленно скажите: «Это не мое. Я оставляю это здесь».
3. Теперь обратитесь к своему рюкзаку. Что в нем? Ваша усталость? Грусть? Раздражение? Достаньте это, посмотрите на это, признайте: «Да, я сегодня устал. Да, эта история меня огорчила». Побудьте с этим чувством несколько минут.
4. Решите, что вы сделаете с содержимым рюкзака: возьмете с собой домой, чтобы позаботиться о себе (например, принять ванну, поговорить с близким), или тоже оставите его на время.
· Обсуждение: Как было? Что было сложнее — оставить чемодан или признать содержимое рюкзака?
Упражнение 2: «Письмо сочувствия себе»
· Цель: Развитие самосострадания и снижение излишней самокритики.
· Инструкция: Вспомните сложную ситуацию из вашей практики, которая до сих пор вызывает неприятные чувства (вину, раздражение, ощущение некомпетентности).
· Процесс: Напишите письмо самому себе от имени самого мудрого, доброго и понимающего друга или наставника. Что бы этот человек сказал вам о вашей ситуации? Какие слова поддержки нашел бы? Он бы обвинял или понял бы ваши старания и сложность задачи? Какие слова поддержки оказались самыми ценными?
8 сл Блок 2: Восстановление энергии и границ
Упражнение 3: «Мои ресурсные острова»
· Цель: Визуализировать и актуализировать источники сил.
· Инструкция: Нарисуйте архипелаг из нескольких островов. Каждый остров — это сфера вашей жизни, которая дает вам энергию.
· Примеры островов:
· Остров Отношений (общение с друзьями, семьей).
· Остров Тела (спорт, прогулки, баня, здоровый сон).
· Остров Творчества (хобби, музыка, книги).
· Остров Одиночества (время наедине с собой).
· Остров Профессионального Признания (воспоминания о успешных случаях, благодарности).
· Процесс: Раскрасьте острова. Какой из них сейчас самый «зеленый» и процветающий? Какой — заброшенный? Что вы можете сделать на этой неделе, чтобы посетить «заброшенный остров» хотя бы на 15 минут?
· Обсуждение: Как меняется состояние, когда мы осознанно обращаемся к своим ресурсам?
Упражнение 4: «Внутренний садовник»
· Цель: Укрепить личные и профессиональные границы.
· Инструкция: Представьте, что ваше психологическое пространство — это прекрасный сад. Вы — садовник.
· Процесс:
1. Опишите свой сад. Какой он? Что в нем растет? Огорожен ли он? Есть ли в нем забор, калитка?
2. Теперь представьте, что в сад приходят ваши клиенты. Как они себя ведут? Кто-то аккуратно ходит по дорожкам, а кто-то вытаптывает клумбы, требует, чтобы вы выращивали только те цветы, которые нравятся им?
3. Что вы как садовник можете сделать?
Починить забор? Вежливо, но твердо указать на правила поведения в саду? Поливать и ухаживать в первую очередь за своими, а не за их растениями?
· Обсуждение: Эта метафора помогает обсудить вопросы эмпатической вовлеченности, ответственности за клиента и ответственности за себя.
9 сл. Блок 3: Командная поддержка и супервизия
Упражнение 5: «Аптечка первой психологической помощи»
· Цель: Создать банк быстрых и эффективных способов самопомощи в течение рабочего дня.
· Инструкция: Вместе с коллегами составьте список «таблеток» — действий, занимающих от 30 секунд до 5 минут, которые помогают прийти в себя.
· Примеры:
· 30 секунд: Глубокий вдох и медленный выдох (3 раза); подойти к окну и найти 5 предметов определенного цвета; выпить стакан воды.
· 5 минут: Включить и послушать одну любимую песню; сделать несколько упражнений на растяжку; позвонить близкому человеку и сказать пару слов; порисовать каракули в блокноте.
· Обсуждение: Вывесить этот список в методическом кабинете. Периодически пополнять его.
Упражнение 6: «Я не один/не одна» (Групповое)
· Цель: Получить поддержку и осознать общность трудностей.
· Инструкция: Участники по кругу завершают фразы. Важно правило: без советов и оценок, только слушание.
· Фразы:
· «Сегодня самой сложной для меня была...»
· «Меня порадовало в моей работе...»
· «Одна вещь, которую я сегодня понял о себе как о специалисте...»
· «Я благодарен/благодарна себе за...»
Помните, что забота о специалисте — это не роскошь, а профессиональная необходимость в такой эмоционально затратной сфере, как подготовка приемных родителей. Устойчивый, осознающий свои границы и ресурсы специалист — самый ценный актив Школы.
Благодарю за внимание! Готов(а) ответить на ваши вопросы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.