Статья "Любовь к родному краю – основа воспитания юного петербуржца"
Оценка 5

Статья "Любовь к родному краю – основа воспитания юного петербуржца"

Оценка 5
doc
31.05.2021
Статья "Любовь к родному краю  – основа воспитания юного петербуржца"
Статья Воспитание петербуржца.doc

            Любовь к родному краю  – основа воспитания юного петербуржца

 

Птюшкина Г.Н.,

педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

 

В последние годы заметно повысился интерес к краеведению, его большому образовательному и воспитательному значению. Это обусловливается, на мой взгляд, растущим пониманием в нашем обществе значения истории  Родины и её культуры для патриотического воспитания учащихся. В основании культуры лежат общечеловеческие ценности: жизнь, любовь и верность, добро, красота и гармония. С этой позиции уже по самой своей сути занятия, направленные на изучение истории, культуры и природы родного края, не могут не носить воспитательного и развивающего характера.

Я работаю педагогом дополнительного образования, веду в школах кружки краеведения. В своей работе я бы хотела показать, вопреки расхожему мнению, что подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Опыт показывает, что изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждает уважать культуру других народов и чутко относиться к ней.

Через знакомство с историей родного края мы воспитываем у детей любовь и гордость к своей малой Родине, создаём оптимальные условия для развития творческой личности и формируем позиции гражданина своей страны. Краеведение – это важный фактор совершенствования учебно- воспитательной работы. Земля, на которой стоит наш город, имеет древнюю историю. За это время накоплено богатое историко-культурное наследие: архитектурные достопримечательности, памятники истории, образцы культуры и быта прошлых столетий. Изучая историю нашего края от основания городов Санкт-Петербурга и Ораниенбаума (Ломоносова) до наших дней, мы помогаем раскрыть перед учащимися богатейший исторический и краеведческий материал, загадочную историю города Ораниенбаума и Ораниенбаумского дворцово-паркового ансамбля, достопримечательности, утерянные и сохранившиеся до сих пор памятники архитектуры.

Через знакомство с данным материалом становится возможным воспитание у детей таких чувств, как любовь и гордость к своей малой Родине, создание оптимальных условий для развития творческой личности ребёнка и формированию у него позиции гражданина своей страны.

Малая Родина в данном случае – это Ораниенбаумская земля. История земли корнями уходит в глубокую древность. Когда-то эта Ижорская земля была в составе владений Господина Великого Новгорода, затем долгие годы господства Швеции и, наконец, начало XVIII в. – время преобразовательной деятельности Петра I, поднявшего «Россию на дыбы». Воюя со Швецией за возвращение исконно-русских земель, создавая новую столицу русского государства, строя крепость Кронштадт для защиты Санкт – Петербурга, Пётр Великий осваивает южное побережье Финского залива, а освобождённую землю дарит своему соратнику Александру Даниловичу Меншикову. Именно с А. Д. Меншикова и начинается история города Ораниенбаума.

    С 1762 по 1774 год Ораниенбаум стал официальной резиденцией императрицы Екатерины II. Ещё до восшествия на престол Екатерины II, архитектор Антонио Ринальди, который считал себя «архитектором великой княгини», получил от неё поручение подготовить проект дворца  и парка на территории Собственной дачи. Территория Собственной дачи занимала значительную часть Верхнего парка. Главным архитектурным сооружением ансамбля являлся Китайский дворец. К строительству Китайского дворца Ринальди приступил в 1762 году, а через 2 года была начата отделка внутренних помещений. Дворец задумывался как летнее увеселительное сооружение и сочетал в себе черты миниатюрного дворца и паркового павильона. Название «Китайский» он получил в связи с тем, что в отделке его интерьеров использованы китайские мотивы и многочисленные изделия китайских мастеров декоративно-прикладного искусства.

Внешний облик дворца достаточно прост. Это одноэтажное здание, поставленное на невысокий подиум из каменных плит. Северный фасад здания длиной почти 80 метров, в центре – гранёный выступ, увенчанный небольшим куполом и скульптурой. Ритмичный ряд окон и окон-дверей, выходящих в окружающий парк, наполняет залы дворца светом и воздухом. Всего во дворце 15 помещений. Анфилада парадных помещений протянулась вдоль северного фасада и включает 7 залов: Большой зал, Стеклярусный кабинет, Голубая гостиная, Штукатурный покой, Малый Китайский кабинет, Большой Китайский зал, Зал Муз.

На примере Китайского дворца мы воспитываем у детей интерес к культурам разных стран: в российском городе для императрицы, немки по национальности, итальянским архитектором в стиле рококо, зародившимся во Франции, был построен Китайский дворец.

Увлечение китайскими мотивами захватило всю Европу с конца XYIII века. В искусство России эта мода проникает не только через посредство западных мастеров, работавших здесь, но и благодаря связям России с Востоком. Однако подражание китайскому искусству было произвольным, о чём свидетельствуют интерьеры Большого Китайского зала, Малого Китайского кабинета и Китайской опочивальни.

Например, в Малом Китайском кабинете объёмно-пространственная композиция, декоративное убранство, мебель, исполненная по рисункам Ринальди, – свидетельство того, что зодчий лишь использует декоративные мотивы китайского искусства, не в коей мере не стремясь к слепому копированию. Стены кабинета подчёркнуты тягами в виде красного по зелёному фону меандра. Такой же рисунок на дверных наличниках, а также более крупный на створках дверей. Фрез составлен из характерных для искусства Китая орнаментов, включающих скрещивающиеся окружности и полукружия, охватывающие древний знак «янь», более известный как свастика – крест с загнутыми концами, символизирующий на востоке огонь, солнце, счастье.

Детям интересны экскурсии в Китайский дворец. Экскурсоводы всегда с радостью встречают учащихся, готовят для них интересные экскурсии с элементами игр, творческих заданий. На этом этапе можно более серьёзно познакомить детей с культурами других стран, например, с культурой Китая. Можно предложить детям выполнить исследовательскую работу, взяв для примера плафон болонских живописцев братьев Бароцци – основу декора Большого Китайского зала. В середине XYIII века плафон назывался «Китайская свадьба». Считалось, что на плафоне представлен свадебный обряд. И действительно, можно предположить, что из кареты выходят жених и невеста, а остальные персонажи, на фоне пейзажа и в облаках, подчёркивают торжественность происходящего. Но уже давно высказывалось недоумение по поводу белого подвенечного наряда невесты, не соответствующего китайским обычаям, поскольку у китайцев белое считалось знаком траура. С 1970-х годов плафон атрибутируется как «Союз Европы и Азии». Удастся ли детям истолковать сюжет плафона? Ответ на этот вопрос поискать в XYIII веке, когда была широко распространена аллегория «Союз Европы и Азии». Именно в это время шло усиленное расширение торговых, политических и культурных связей стран Европы и Востока. На плафоне Бароцци Азию представляет желтолицый юноша, Европу – молодая белая девушка. Белый конь – аллегория рыцарства – также олицетворяет Европу.

В процессе выполнения детьми исследовательской работы, важна роль педагога. Нужно развивать у учащихся интерес к познанию истории и культуры родного края, закреплять навыки самостоятельной работы с иллюстрациями, историческими документами, воспитывать потребность в познании. А главное – закреплять интерес к изучаемому предмету в процессе овладения материалом.

 В течение 2-х лет дети изучают на занятиях кружка краеведения свой родной край. На 3-ем году основным объектом изучения становится город Санкт-Петербург как мировой культурный, научный, музейный центр.

В связи с отдалённостью нашего района от исторического центра города во многих семьях отсутствует традиция совместных посещений музеев, театров, да и просто прогулок по Санкт – Петербургу. Поэтому многие дети не бывают в городе, не знают его достопримечательностей. Знакомство с географией города, в первую очередь с его историческим центром, мы решаем через экскурсионные и музейные занятия.

Для обеспечения качественной работы с детьми педагог должен заниматься самообразованием. В этом мне, как педагогу, очень помог курс «Мировой художественной культуры» на базе Государственного Эрмитажа.

Эрмитаж очень отличается от других художественных музеев России и мира. Музей Эрмитаж – не картинная галерея и даже не просто музей искусств. Это музей художественной культуры человечества, экспозиции которого позволяют сопоставлять, изучать целые пласты истории и культуры стран мира. Важнейшая особенность музея заключается в том, что в его структуру органично входят интерьеры, созданные великими зодчими на протяжении веков, и каждая экспозиция, каждый экспонат привычно воспринимается в своём архитектурном пространстве.

Мне удалось заинтересовать учащихся культурой Китая, и мы обязательно посетим Эрмитаж, чтобы посмотреть китайские коллекции и сравнить их с коллекциями музеев Ораниенбаума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение

    Я, как педагог дополнительного образования в области

краеведения, считаю основной целью своей работы с детьми: воспитание санкт – петербуржца через формирование у ребёнка понимания уникальности природных и культурных объектов, неразрывного единства исторического прошлого и современности.

    Для достижения этой цели я изучаю свой родной край, занимаюсь с детьми краеведческими исследованиями; ищу новые формы, методы, основанные на российских  нравственных ценностях, таких как: патриотизм, гражданственность, порядочность.

    Опыт показывает, что изучение родной культуры побуждает уважать культуру других народов. Человек, ушедший от своего народа, никогда не придёт к другому. Чем раньше мы начнём приобщать ребёнка к изучению культуры родного края, тем большего эффекта мы можем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, утрачивается, не будучи востребованным. Ребёнок, воспринимая на занятиях поучительный материал, делится дома со своими близкими теми знаниями, что он получил. Разорванность цепи времён, разобщённость поколений можно восстановить и таким путём.

    Если у меня будет возможность в следующем году посещать курсы на базе Государственного Эрмитажа, я бы хотела поработать над темой: «Знакомство с живописью Эрмитажа детей с замедленным психическим развитием».      


Любовь к родному краю – основа воспитания юного петербуржца

Любовь к родному краю – основа воспитания юного петербуржца

Ораниенбаума и Ораниенбаумского дворцово-паркового ансамбля, достопримечательности, утерянные и сохранившиеся до сих пор памятники архитектуры

Ораниенбаума и Ораниенбаумского дворцово-паркового ансамбля, достопримечательности, утерянные и сохранившиеся до сих пор памятники архитектуры

Внешний облик дворца достаточно прост

Внешний облик дворца достаточно прост

Детям интересны экскурсии в Китайский дворец

Детям интересны экскурсии в Китайский дворец

В течение 2-х лет дети изучают на занятиях кружка краеведения свой родной край

В течение 2-х лет дети изучают на занятиях кружка краеведения свой родной край

Заключение Я, как педагог дополнительного образования в области краеведения, считаю основной целью своей работы с детьми: воспитание санкт – петербуржца через формирование у ребёнка понимания…

Заключение Я, как педагог дополнительного образования в области краеведения, считаю основной целью своей работы с детьми: воспитание санкт – петербуржца через формирование у ребёнка понимания…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021