Статья: «Методика чтения нот с листа».
Многие известные исполнители и преподаватели в нашей стране в за рубежом, говоря о первоначальном знакомстве с музыкальным произведением, придают первостепенное значение быстрому ознакомлению с материалом. Это связано с тем, что чем более сознательно и быстро читает музыкант с листа, тем быстрее и легче формируется в его идеальный образ произведения и исполнительский план его интерпретации.
Чтение классических произведений отечественных и зарубежных композиторов, а также обработок и переводов образцов народной музыки - важнейший акт творческой деятельности исполнителя, связанный с его "начитанностью" и профессиональным интеллектом музыканта. Именно поэтому умение правильно и быстро читать с листа может рассматриваться как одно из средств повышения уровня профессиональной сознании музыканта.
Обычно в учебном процессе учащиеся демонстрируют чтение в медленном темпе, который не соответствует данному произведению и не обеспечивает полноценного восприятия отдельных художественных образов и содержания произведения в целом. Медленное чтение, как правило, связано с фиксацией внимания на отдельных нотах, мелодических рисунках и мотивам, их повторным воспроизведением и с большими энергетическими и временными потерями, снижением интереса к чтению нотного текста и утомление.
Под быстрым чтением понимается чтение в темпе, необходимом для создания звукового и художественного образов данного произведения.
К разработке методики быстрого чтения, формирования навыков чтения нот с листа обращались многие известные музыканты. Сегодня не без основания считается, что появление звукозаписывающей аппаратуры и снижение интереса к домашнему музицированию значительно снизила темпы и качество формирования навыка быстрого чтения нот с листа. Все реже встречаются музыканты, которые без напряжения читают нотные тексты любой сложности, как это делал, например, в конце XIX в. известный музыкант Ф. Блуменфельд. В мемуарной литературе встречаются воспоминания его современников, которые отмечают поразительно умение Блуменфельда читать из письма в темпе сложные партитуры, при том не только печатные, но и рукописные.
Нотная запись открывает для вдумчивого исполнители безмерную красоту и содержательность музыкального искусства. Именно нотный текст становится главным и неоспоримым источником знаний. Все остальное - знания о композиторе, его творчество, методические советы, исполнительские традиции - это только дополнение к тому, что воспринято с нотного текста. Чтение его - не перевод "видимого в подвижное", но всегда раскрытие внутреннего смысла через проникновение в значение каждого элемента ткани, каждой "музыкального события", через глубоко эмоциональное переживание его драматургии, содержания.
Ученик, который овладел техникой чтения нот с листа играя, как будто бы видит не ноты, а глазами "слышит" зашифрованы "в их звуковой образ. Нотные знаки воспринимаются не сами по себе, а звучат, оживают по мере того, как перед ними раскрывается богатый мир эмоциональных образов. Поэтому сформировать умение быстрого чтение - раскрытие ученику беспредельного мира музыки разных эпох и народов, музыки разных стилей и жанров, музыки, без которой невозможно представить полноценную жизнь.
Первый - Основные методические принципы знакомства с нотным текстом.
В исполнительской практике существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения - разбор и чтение с листа. Под разбором понимается медленное воспроизведение произведения, которое допускает прекращение для более детального и тщательного анализа текста. Под игрой с листа - выполнение незнакомого произведения в темпе и характере, близком к требуемого, без предварительного, даже фрагментарного воспроизведения на инструменте. Такое исполнение должно быть неразрывным: оно предполагает сознательную фразировки и выполнение тех авторских указаний, которые в наибольшей степени обусловливают характер выполняемой музыки.
При чтении с листа все действия музыканта вступают в неразрывную связь, объединятся в сложный динамический процесс, который протекает с высокой интенсивностью. Игра с листа требует в основном синтэзуючай деятельности, в то время, как в разбирательстве преобладает аналитический начало.
Взятый в последовательности процесс игры с листа представляет собой сложный цепь действий, которые можно условно разбить на три группы:
- Действия, которые предупреждают игру: определение по авторским ремарках названия, жанровой и стилевой основы, характера, темпа, основной лада, тональности и размера; быстрый просмотр текста с целью выделения господствующего метра ритмического рисунка (уже в этот момент рождается общая моторная установка поведения рук) .
- Действия, которые принадлежат непосредственно к чтению и связано с работой зрения и слуха: зрительный обзор и умственная дешифровка ритмической и звуко высотной графики, "опознание" в тексте знакомых элементов, осмысление структурной логики и построение гипотезы о ее продолжении.
- Действия по реализации, "озвучивании" воспринятого текста, которая требует сложной координированной деятельности всего исполнительского аппарата.
Часть этих действий протекает автоматически и существует как будто бы вне тебя. Для этого музыкант должен уметь предвосхищающая ближайшее развертывание музыкального текста, на что обратил внимание еще И. Гофман, который говорил: "Чтение с листа в значительной мере сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав чтение книг".
Возможность с той или иной вероятности предугадать вать продолжение нотного текста, предсказывать него зависит, в свою очередь, от двух взаимозависимых факторов: самого нотного текста (степени его сложности, степени упорядочения его элементов и т.д.) и уровня профессионального образования музыканта, т. е.., степенью его «начитанности». По этому поводу И. Гофман писал: "... скорость успеха зависит от уровня вашего образования, чем оно шире, тем более легко предугадать логическое продолжение начатой фразы".
Говоря о предсказуемости, мы имеем в виду не только зрительно-слуховое представление того, что произойдет в ближайших тактах, но и представление игровых движений. Отсутствие или неточность моторной двигательной готовности - весьма распространенная причина плохого чтения с листа.
Таким образом, основная задача методики сводится чтения с листа - максимально обеспечить субъективная сторона предсказуемости через освоение всевозможных «алгоритмов», «моделей», «формул», по которым строятся произведения разных жанров и стилевых направлений.
Третья - Методика быстрого чтения нотного текста
Основной практический метод чтения с листа наиболее лаконично описан И. Гофманом,: "Лучший способ научиться читать с листа - это как можно больше читать", - и продолжал, - "Много читать с листа, причем как можно скорее, хотя бы на первых парах и вкрались какие-то мелкие неточности. При быстром чтении будет развита способность зрения ... "схватывает во", а это, в свою очередь, облегчит вам чтение деталей ".
В исполнительской практике вырабатывается комплексность восприятия и комплексные ответные действия на них. Нотный рисунок перестает быть только зрительным восприятием. Графическое изображение нотной записи по мере выработки навыка чтения нот ассоциируется все больше с «топографическим" изображением музыки в звуко-высотной пространстве: движение вверх - вниз, плавным или скачкообразно, быстрым чередованием многих звуков или медленной их последовательностью, движением линейным и единогласным и т.д.
Именно так бывает, когда исполнитель читает с листа знаком произведение, язык и круг образов которого нам известно. По легкому намеку нотного рисунка музыкант предвосхищаются содержанию сложных аккордов, длинных пассажей. Достаточно схватить глазом контурную линию мелодии, почувствовать характерность ритма, особенности гармонии, поймать ход баса, чтобы почти создавать музыку вместе с композитором. "Плох тот музыкант, - говорил Р. Шуман, - который растеряться или остановиться, когда ему перевернуть страницу на половину такт позже, чем нужно".
Четвёртое - Типичные ошибки при чтении с листа
Методический анализ процесса чтения с листа позволил определить ряд типичных ошибок, описание которых целесообразно с целью их профилактики. Сразу отметим, что наибольшую сложность представляет собой чтение с листа произведений, написанных для многоголосных инструментов и партитур.
Первый - Одной из типичных ошибок является установка музыканта - исполнителя на максимальное сенсорное насыщение при зрительном восприятии текста. Наибольшая эффективность достигается при выработке установки на использование минимального количества сигналов, которые необходимы для раскрытия художественно-звукового образа произведения.
Вторая ошибка - установка на элементарное восприятие нотного текста, преодоление которого достигается формированием навыков напряжения логического поиска ("при слушании").
Третья - распространенной ошибкой является установка на восприятие отдельных строк многострочного текста. Чтобы избавиться от этой ошибки, нужно развивать периферийное зрение.
Четвёртое - Ошибочная установка на замедленное и повторное восприятие нотного текста. Необходимо, наоборот, в один миг воспринимать текст во время его восстановления и быстро переключаться на следующую дозу текста. Нужно избегать повторений, потому что из-за них теряется целостное восприятие музыкального произведения.
Пятый - Неэффективная установка на корректировку звучания, на поиск зрением пальцев на клавиатуре. Необходимо уверенная ориентация рук, пальцев, всего исполнительского аппарата.
Избежание этих ошибок может рассматриваться как предпосылка к овладению умения быстрого чтения с листа музыкальных произведений.
- Развитое умение чтения нот с листа облегчает профессиональную работу музыканта, расширяет его музыкальный кругозор, позволяя ему самостоятельно знакомиться с исчерпывающим миром музыки.
- Игра с листа представляет собой сложный цепь действий, которые объединятся в три группы: предварительный просмотр текста и авторских ремарок; зрительный обзор, дешифровка нотной графики и предугадывание дальнейшего; озвучивание воспринято текста.
- Предсказуемость нотного текста зависит от степени его сложности и степени упарадкаванняи его элементов, а также от уровня профессионального образования музыканта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.