Статья "Модульные программы - приоритет обновления содержания дополнительного образования"
Оценка 4.6

Статья "Модульные программы - приоритет обновления содержания дополнительного образования"

Оценка 4.6
docx
14.09.2024
Статья "Модульные программы - приоритет обновления содержания дополнительного образования"
статья сентябрь.docx

Модульные программы - приоритет обновления содержания дополнительного образования

 

Аннотация

В статье рассматривается модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.  Определены её преимущества, особенности, схемы построения.   А также рассмотрены особенности оформления структурных элементов модульной программы.

Ключевые слова: модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, образовательный модуль, схема построения, структура модульной программы.

 

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является базовым элементом системы дополнительного образования. Она представляет собой комплекс основных характеристик образования, в котором   отражены концептуальные, содержательные и организационные подходы к образовательной деятельности и ее результативности.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различаются на:

-комплексные — программы, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности, процессов в единое целое.

-интегрированные — объединяющие, восстанавливающие целостность на основе того или иного единства.

-модульные — это программы, по способу организации своего содержания, составленные из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

На сегодняшний день создание модульных программ является одним из приоритетов обновления содержания дополнительного образования, поскольку модульность позволяет более вариативно организовать образовательный процесс.  А также оперативно подстраиваться под интересы и способности обучающихся.

Особенность модульной программы в том, что учащийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с ней, так как каждый модуль включает в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных образовательных целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно- координирующей.

Содержание модульной программы структурируется в самостоятельные блоки модули, содержание и объем которых зависит от образовательных целей, уровневой дифференциации учащихся, самостоятельного выбора учащегося.

Образовательный модуль представляет собой структурный элемент программы, направленный на формирование одного навыка или группы навыков учащегося.

Образовательный модуль имеет свои требования в виде комплекса необходимых для его освоения знаний и умений и четко сформулированные планируемые результаты обучения, которые в совокупности должны обеспечить учащемуся освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Каждый модуль рекомендуется начинать с входного контроля знаний и умений для определения уровня готовности учащихся к предстоящей самостоятельной работе И последующей выдачи индивидуального задания, основанного на результатах входного контроля.

 Образовательный модуль может иметь междисциплинарное содержание, состоять из разделов различных программ, объединенных для решения образовательной задачи модуля. Кроме того, один модуль возможно встраивать в содержание нескольких программ, если это является необходимым условием достижения целей данных программ.

Схема построения модульной программы может быть различной. Линейная схема включает последовательно изучаемые модули, нацеленные на достижение определенного образовательного результата;

 В нелинейной схеме составляющие модули   можно изучать параллельно, последовательность изучения жестко не задана. Вариант нелинейной последовательности модулей в программе представляет учащемуся возможность выбора модулей, а значит возможность построения индивидуального учебного плана.

Комбинированная схема сочетает в себе линейную и нелинейную схемы. Программа может включать базовый (обязательный, инвариантный) модуль и модули по выбору (вариантные). Например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных видов деятельности по            программе.

 Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 академических часов, но и не более 1/3 всего объема программы, т.е. от 8 до 24-36 учебных часов. Рекомендуемая продолжительность модуля, таким образом, не более 4- 5 месяцев.

Структура модульной программы оформляется в соответствии с требованиями к структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, принятыми в образовательной организации.

 Некоторые структурные элементы модульной программы обладают особенностями, которые необходимо учитывать при разработке ДООП.

 Прежде всего, необходимо помнить, что направленность модульной программы определяется по основному виду деятельности, профилю.   

В отличительных особенностях программы необходимо описать модульный принцип построения программы; состав модулей (тематику, междисциплинарный характер; инвариантный или вариантный состав и т.д.).

В формах обучения по программе необходимо особо отметить обучение по индивидуальным учебным планам, если оно предполагается по программе.

В модульной дополнительной общеобразовательной программе определяется общая цель-идея и задачи, объединяющие все модули, и отдельно определяются цель и задачи для каждого модуля в рабочей программе модуля.

Учебный план модульной программы представляет собой перечисление модулей и с указанием количества часов на каждый модуль.

Содержание программы прописывается отдельно по каждому модулю. Планируемые результаты должны быть сформулированы общие для всей модульной программы.

Итак, модульная программа представляет собой конструкцию, построенную на модульном принципе предъявления содержания образования, состоящую из набора самостоятельных, информационно завершенных и методически обеспеченных модулей, связанных между собой базовой идеей или проблемой, на решение которой они ориентированы. Именно данные программы обеспечивают выравнивание доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.


 

Модульные программы - приоритет обновления содержания дополнительного образования

Модульные программы - приоритет обновления содержания дополнительного образования

Образовательный модуль имеет свои требования в виде комплекса необходимых для его освоения знаний и умений и четко сформулированные планируемые результаты обучения, которые в совокупности должны…

Образовательный модуль имеет свои требования в виде комплекса необходимых для его освоения знаний и умений и четко сформулированные планируемые результаты обучения, которые в совокупности должны…

В модульной дополнительной общеобразовательной программе определяется общая цель-идея и задачи, объединяющие все модули, и отдельно определяются цель и задачи для каждого модуля в рабочей программе…

В модульной дополнительной общеобразовательной программе определяется общая цель-идея и задачи, объединяющие все модули, и отдельно определяются цель и задачи для каждого модуля в рабочей программе…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2024