Статья «Изучение служебных частей речи в начальной школе»
Учитель начальных классов Нажаева Хеда Ибрагимовна.
Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. К служебным словам нельзя поставить вопрос.
Служебные слова не являются членами предложения. Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.
Предло́г – служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания.
Непроизводные (древнейшие предлоги) — в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, с, у, за, над, об, под, про, для.
Производные предлоги образовались в более позднее время от слов других частей речи и подразделяются на:
наречные — вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.;
отыме́нные — посредством, в роли, в зависимости от, путём, насчёт, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.;
глагольные (образованы были в большинстве своём скорее от деепричастий, нежели собственно глаголов) — благодаря, несмотря на, спустя и другие.
Сою́з — служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой простые предложения в составе сложного или однородные члены предложения. Не склоняются и не спрягаются, и не являются членами предложения.
По строению союзы делятся на:
1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо;
2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как.
Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения).
Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего.
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);
3) указательные: вот, вон, это;
4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь‑в‑точь;
5)ограничительно‑выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, ‑то ;
6) восклицательные: что за, ну и, как;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё‑таки, ну;
8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.
Методика изучения служебных частей речи в начальной школе
Определение частей речи вызывает ряд трудностей у младших школьников, особенно эти трудности возникают при определении служебных слов. Дети допускают ошибки в разграничении предлогов и приставок, не понимая до конца, по каким признакам их различать, для чего нужна эта часть речи, как их правильно писать со словами.
Поэтому проблема изучения служебных частей речи в начальной школе, усвоение младшими школьниками признаков этих частей речи, их отличий от знаменательных слов является актуальной.
В первом классе изучение грамматики, грамматических понятий о частях речи носит подготовительный, пропедевтический характер.
Второй класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Во втором классе дается уже первоначальное понятие о частях речи, сообщаются некоторые существенные признаки частей речи.
В третьем классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи; о связи между однородными членами предложения и сложном предложении с помощью союзов.
Для того, чтобы содержание программ было доступно учащимся младшего школьного возраста, чтобы знания по языку были более содержательными и осмысленными, а умения и навыки более прочными учащиеся составляют систему изучения «Служебных частей речи» и пользуются ею.
Используя данные таблицы, схемы, упражнения у выпускников начальной школы будут сформированы универсальные учебные действия.
Сводная таблица изучения темы «Предлоги»
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Изучение предлогов на пропедевтическом уровне |
Предлог |
Предлоги и приставки |
Служебные части речи. Предлоги. Союзы. |
|
Правописание предлогов. |
Не с глаголами |
Значение и роль в предложении служебных частей речи |
|
Способы разграничения предлога и приставки. |
|
|
|
Литературные нормы употребления предлогов в речи. |
|
|
Сводная таблица изучения темы «Частицы»
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Изучение частиц на пропедевтическом уровне |
Изучение частиц на пропедевтическом уровне. |
Написание частицы "ся" |
Служебные части речи. |
|
|
Написание Ь перед частицей –ся |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.