Формирование элементов финансовой грамотности
у студентов СПО
Формировать у подростков финансовую грамотность просто необходимо, потому что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. А значит, финансовая грамотность школьников, студентов – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.
Студенты, которые учатся в колледже считаются уже достаточно взрослыми людьми. Многие из них даже работают, получают заработную плату и ведут собственный бюджет. Часть студентов проживает в общежитии и самостоятельно распоряжается денежными средствами самостоятельно. Поэтому для них очень важно более глубокое изучение области финансов.
Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни [2].
В колледж студенты поступают уже с неким багажом начальных знаний по разделу «Экономика», которая входит дисциплину «Обществознание». В курсе «Обществознания» на занятиях в колледже предлагается студентам лишь теоретический материал, который для многих студентов остается набором сложных терминов, и пригодятся тем, кто в будущем захочет свои накопленные знания реализовать со своей экономической профессией. Таким образом, для формирования у обучающихся финансовой грамотности на занятиях «Обществознания» необходимо добавить практической значимости в изучении тем по блоку «Экономика» и применять активные формы и методы обучения.
Сейчас сфера образования ощущает ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие жажды учиться. Но это решается путем активизации на уроке познавательной деятельности учащихся.
В процессе обучения учащихся можно использовать активные формы обучения, направленные не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их деятельности и самостоятельных умений освоения знаний в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных задач.
В процессе обучения решаются следующие задачи [3]:
1) развитие личностных качеств обучаемых в процессе формирования умения общаться, дискутировать,
2)формирование навыков: самостоятельного добывания учащимися знаний; анализировать и делать выводы и обобщения;
3)формирование гражданского патриотизма.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем.
Активные методы позволяют учащимся на уроке [3]:
- формировать собственное мнение;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал;
- активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;
- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни;
- анализировать факты и информацию;
- активно самостоятельно работать;
Наиболее эффективными на уроках обществознания являются следующие методы обучения: проблемный, исследовательский и частично-поисковый. Они предполагают активный подход, то есть направлены на реализацию деятельностного отношения учащегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности учащегося.
На уроках-практикумах учащиеся решают поставленные перед ними познавательные задачи. Их правильное решение в результате может позволить составить, например, характеристику события общественной жизни. На таких уроках учащиеся должны чётко уметь регламентировать свою работу, возможно распределить её, если выполнение задачи поставлено перед группой, определить источники, необходимые для достижения цели и получения результата. Учащиеся, в зависимости от поставленного задания, могут, например, работать с текстами действующих Российских законов, с материалами СМИ, можно анализировать различные ситуации из современной жизни, актуализируя тем самым программные темы курса.
Результаты исследовательской работы должны быть представлены учащимися на уроке - семинаре, на уроке — круглом столе, в ролевой игре.
Активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока.
Например:
«Мозговая атака» и «мозговой штурм» [4] используются, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении важной проблемы абсолютно у всех учащихся или, по крайней мере, у большинства.
«Деловая игра» - это игровой метод обучения и воспитания [1]. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите собственной группы, и при критике решений других групп.
«Ролевая игра» - речь идет не о выработке управленческого решения, а о разрешении сложной проблемы при помощи распределения ролей специально придуманных действующих лиц [1].
Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и учащихся, атак же учащихся друг с другом в процессе решения проблемы [3].
Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны являться средствами достижения поставленных педагогических задач. Для этого они должны быть детально подготовлены и проработаны в процессе подготовки к уроку. И не следует обращать внимание на то, чтобы все их признаки сохранялись. Здесь многое условно – потому что для нас важнее всего главное – результат в виде продвижения в развитии личности.
Опытно-поисковая работа показала, что активные формы и методы обучения дают намного большей заинтересованности и результатов со стороны учеников; учащимся интересны темы финансовой грамотности, т.к. они понимают, что сегодня они дети, а в ближайшем будущем участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики.
Список использованных источников и литературы
1. Буланова – Топоркова М.В. “Педагогические технологии”- МР-н-Д, 2014- 108 с.
2. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. - М.: Экзамен, 2007. – 105 с.
3. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2009. – 272 с.
4. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: «Академия развития», 2012 г. – 207 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.