Статья на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры"
Оценка 4.8

Статья на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры"

Оценка 4.8
docx
18.12.2023
Статья на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры"
_Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры_.docx

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

 

   Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

  Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

   формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

   развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

   формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

   воспитание моральных и волевых качеств;

   развитие опыта межличностного общения.

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо применять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать.  Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а также открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ. А можно подойти к этому более творчески. Это участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах.

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с историческим содержанием, практико-ориентированные задания и др.).

   Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях».

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

            А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”.          

    Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока.

                  Внедрение         компетентностного подхода    в       физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся

 Ключевые компетенции 

      способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может проявляться на уроках по физической культуре при ходьбе на лыжах, бега на длинные дистанции, плавании)

      способность брать на себя ответственность по собственной инициативе (брать на себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях, особенно, когда команда проигрывает);

      умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

      готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

      умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;

      умение уживаться с другими;

      готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

      умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

 

 

 

 

 «Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры. Раздел: Баскетбол» Класс: 8 

 

Цель: Практическое использование приемов функциональной грамотности на уроках физической культуры, через диалоговое обучение и работы в группах, для внедрения в практике повышение мотивации детей к урокам физической культуры.

Задачи:

1.                 Научить  применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль ,способности к самопознанию и самоконтролю;

2.                 Воспитать умение работать в команде, способствовать формированию интереса к предмету физическая культура и уверенности в своих силах и желание добиться больших результатов;

Организационный момент

Класс  разделить на 3 группы.

 

1.уровень урока «знание» 

Знают терминологию и правила баскетбола

Учитель задает по несколько вопросов каждой команде по правилам игры и терминологию.

За каждый правильный ответ начисляются баллы.

2.уровень урока «понимание»

Каждой группе предлагают заготовки (карточки) с вопросами на которые им предлагается ответить в течении определенного времени и капитан команды должен озвучить ответ.

-1  группа определите общую цель игры в баскетбол

-2  группа определите и перечислите главные нарушения в игре баскетбол

-3  группа определите, какие бывают броски по кольцу

3.уровень урока «применение»

Цель: владение приемами самостоятельной работы;

У учащихся находятся карточки с заданиями, на которые они должны дать правильный ответ и по возможности показать на практике применение. 

-1 группа-тема «пробивание штрафного броска после фола»

- 2 группа-тема «Выброс мяча .Начало игры»

-3 группа –тема «Зонная защита»

4. уровень урока «Анализ»  

Цель: выделение алгоритма в наборе понятий и терминов;

Описание игры: у каждой группы находятся конверт со словами. Надо найти нужные и верные.

Вопрос учителя - проанализируйте, что необходимо для победы в игре баскетбол

Учащиеся в группах приклеивают слова заготовки к ватману (к доске, к стене и т.д) Демонстрация работы и их объяснение.

5.уровень урока «Синтез»

Цель: осмысление терминов , понятий ,умений и навыков

Вопрос: зная разнообразные приемы баскетбольных правил и упражнений вспомните игры приближенные к игре баскетбол

Работа в группах

Ответ командиров групп

 

6.уровень урока «Оценка»

Цель: самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков-самоанализ;

Рефлексия «Гол, бросок, площадка»

Цель: выявить уровень осознания содержания пройденного маатериала Описание: на  доске прикреплен плакат с изображением :

-баскетбольное кольцо- я все понял, могу помочь другим!

-баскетболист имитирующий бросок мяча-было интересно но еще нужна помощь!

баскетбольная площадка -ничего не понял! Заключительное слово учителя:

«Чтобы дать ученикам искорку знаний , учителю надо впитать целое море света, а свет это знания!»

Василий Александрович Сухомлинский

Определение критерий оценивания работы учащихся 

Оценка «5»

Группа демонстрирует глубокое понимание сущности материала ,логично его излагает

Знают терминологию и правила баскетбола;

Хорошо и наглядно выполнили работу с аппликациями и заготовками; Оценка «4»

Ставится за ответ группы , в котором содержится небольшие нечетности и незначительные ошибки;

Оценка «3»

Получает за ответ та группа, в котором отсутствует логическая последовательность ,имеются пробелы в знание материала;

Оценка «2»

Выставляется за непонимание и незнание материала;

«Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры. Раздел: «Легкая атлетика» 

 

Тема: «Техника прыжка в длину с разбега способом согнув ноги».

 

При обучении техники прыжка в длину с разбега можно разделить на четыре части: 

Ø разбег, 

Ø отталкивание, 

Ø полет

Ø приземление.

Разбег. Разбег в прыжках в длину служит для создания оптимальной скорости прыгуна. Скорость разбега в этом виде в наибольшей степени приближается к максимальной скорости. Длина разбега и количество беговых шагов зависят от индивидуальных особенностей спортсмена. 

В подготовке к отталкиванию на последних 3 — 4 беговых шагах спортсмен должен развить оптимальную для себя скорость.

Отталкивание. Эта часть прыжка начинается с момента постановки ноги на место отталкивания. Нога ставится на всю стопу с акцентом на внешний свод, Цель отталкивания — перевести часть горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость вылета тела прыгуна, т. е. придать телу начальную скорость.

Полет. После отрыва тела прыгуна от места отталкивания начинается полетная фаза, Условно полетную фазу прыжка можно разделить на три части: 1) взлет, 2) горизонтальное движение вперед и 3) подготовка к приземлению.

Приземление: с падением в сторону.

После взлета в положении шага толчковая нога сгибается в коленном суставе и подводится к маховой ноге, плечи отводятся несколько назад для поддержания равновесия, а также для снятия излишнего напряжения мышц брюшного пресса и передней поверхности бедер, которые удерживают ноги на весу. Руки, слегка согнутые в локтях, поднимаются вверх. Когда траектория ОЦМ начинает опускаться вниз, плечи посылаются вперед, руки опускаются вниз движением вперед—вниз, ноги приближаются к груди, выпрямляясь в коленных суставах.

Прыгун принимает положение для приземления.

Что надо знать учащимся

Дальности прыжка в длину в основном зависит:

Ø от угла вылета общего центра массы тела, определяемого действием прыгуна в отталкивании, 

Ø величины скорости полета, во многом зависящей от скорости разбега перед отталкиванием.

 

 

Основные ошибки, встречающиеся в процессе обучения школьников технике прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»

 

1. Напряжённый, скованный разбег.

Ошибки:

Ø Чрезмерно быстрое начало разбега с замедлением скорости перед отталкиванием.

Ø Отсутствие ритмичного стандартного разбега.

Ø Отклонение в длине шагов уже в начале разбега и попытки «подобрать» шаги при подбегании к месту отталкивания.

Ø Растягивание последних шагов в разбеге и особенно последнего.

Ø Непопадание на брусок толчковой ногой.

2. Отталкивание.

Ошибки:

Ø Далёкое, стопорящее выставление вперёд на брусок толчковой ноги (постановка ноги с пятки).

Ø Постановка ноги на место отталкивания расслабленными мышцами, особенно стопы.

Ø Излишний наклон туловища вперёд или назад.

Ø Отталкивание заканчивается неполным выпрямлением опорной ноги во всех суставах.

Ø Откидывание головы назад.

Ø Низкий подъём бедра маховой ноги.

Ø Пассивная работа рук.

Ø Несогласованный мах рук и ноги.

Ø Слабый, неэффективный толчок.

3. Полёт

Ошибки:

Ø Сильный наклон туловища вперёд (закручивание), вызывающий потерю равновесия и преждевременное опускание ног вниз.

Ø Низко подняты ноги к моменту приземления.

4. Приземление.

Ошибки:

Ø Приземление одной ногой ближе, а другой дальше (стопы расположены непараллельно).

Ø Падение назад, ближе следа, оставленного ногами.

 


 

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры?

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры?

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета

Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся

Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры

Цель: владение приемами самостоятельной работы;

Цель: владение приемами самостоятельной работы;

Заключительное слово учителя: «Чтобы дать ученикам искорку знаний , учителю надо впитать целое море света, а свет это знания!»

Заключительное слово учителя: «Чтобы дать ученикам искорку знаний , учителю надо впитать целое море света, а свет это знания!»

Разбег. Разбег в прыжках в длину служит для создания оптимальной скорости прыгуна

Разбег. Разбег в прыжках в длину служит для создания оптимальной скорости прыгуна

Основные ошибки, встречающиеся в процессе обучения школьников технике прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» 1

Основные ошибки, встречающиеся в процессе обучения школьников технике прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» 1

Пассивная работа рук. Ø Несогласованный мах рук и ноги

Пассивная работа рук. Ø Несогласованный мах рук и ноги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2023