УДК
ФОРМИРОВАНИЕ
МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ДИЗАРТРИЕЙ ПРИ ПОМОЩИ
НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ
Киреенко М.В., учитель-логопед МБОУ СОШ
пгт. Смирных
kirienko-smr@mail.ru
Аннотация: В статье описываются нетрадиционные приемы, применяемые на коррекционно-логопедических занятиях по развитию мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия, мелкая моторика, артикуляционная моторика, нетрадиционные техники рисования, «вкусная» артикуляционная гимнастика.
В наши дни одной из актуальных проблем является рост числа детей с различными речевыми нарушениями. Среди них самым распространенным является дизартрия, которое представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Данная речевая патология возникает вследствие факторов, которые воздействуют на мозг плода в разные периоды его развития. Одной из самых распространенных причин возникновения данного нарушения является поражение нервной системы новорожденного и плода. Нарушения мелкой моторики при дизартрии проявляются в трудностях удержания той или иной пальчиковой позы, трудности переключения с одного движения на другое, нескоординированность движений. В артикуляционной моторике наблюдается изменение тонуса мышц, синкинезии, гиперкинезы, ограничение объема тонких и дифференцированных артикуляционных движений, замедленный темп движений, трудности в переключении.
В силу того, что данное речевое нарушение встречается все чаще, использование традиционных методик в коррекционной работе становится недостаточным. Поэтому возникает потребность в поиске новых методов и приемов, которые бы послужили эффективным средством коррекции не только фонетических нарушений, но и нарушений мелкой и артикуляционной моторики.
Введение в коррекционно-логопедическую работу нетрадиционных методов работы позволяет усовершенствовать коррекционный процесс, достичь максимально возможных успехов. Благодаря нетрадиционным методам работа с детьми становится неутомительной и разнообразной, а также на занятии создается ситуация психофизиологического комфорта, что способствует созданию уверенности детей в своих силах.
Для подтверждения данного утверждения нами были взяты нетрадиционные техники рисования и «вкусная» артикуляционная гимнастика. Применение нетрадиционных методови приемов позволяет развивать у детей зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, мышление, функционирование артикуляционного аппарата. так как упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие десять детей старшей логопедической группы на базе муниципального автономного образовательного учреждения детский сад № 67 г. Благовещенск.
Эксперимент проводился только с детьми экспериментальной группы, с детьми контрольной группы работа проводилась по традиционной методике.
На основании теоретической, периодической и методической литературы нами были взяты следующие материалы: трубочки, ватные палочки, скомканная бумага, губки, воздушно-пузырьковая пленка, мармелад, чупа-чупсы, соломка, мини-сушки, кокосовая стружка, яблоки, морковь, апельсины.
При проведении коррекционно-логопедической работы мы опирались на нетрадиционные приемы работы, которые были разработаны следующими авторами: Г.А. Баранова, М.И. Лынская, А.М. Миронова, Ю.А. Хрупова.
На занятиях по развитию мелкой и артикуляционной моторики помимо традиционных приемов использовались и нетрадиционные.
Техники рисования с помощью различных подручных материалов: изображение рисунков или нанесение отпечатков на контурные рисунки с помощью губки, скомканной бумаги; рисование с помощью метода кляксографии, где необходимо было в угол листа с помощью кисти нанести большую кляксу, а затем с помощью коктейльной трубочки раздувать краску по поверхности бумаги пока не получится замысловатый рисунок; рисование с помощью пальчиков, ладошек; закрашивание контурных рисунков с помощью ватных палочек.
Упражнения с использованием мармелада, чупа – чупса, сладкой (соленой) соломкой, мини-сушками, конфетами драже: втягивание мармеладного червячка в рот через вытянутые хоботком губы; сжать губами один конец мармеладного червячка, а другой конец натянуть рукой, ребёнок при этом должен постараться подольше удерживать мармеладку губами; сжать Чупа-чупс губами и удерживать в течении 5-10 секунд; ребенок держит язычок в форме чашечки, педагог кладет в чашечку Чупа-чупс, и ребенок удерживает леденец под счет до 10; удерживание соломки на верхней губе языком; удерживание на кончике языка мини-сушки под счет до 10; удерживание конфетки в языке – «чашечке» под счет до 10;
В ходе проведения контрольного эксперимента при повторном выявлении уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией было выявлено, что дети экспериментальной группы показали возросшие результаты. У них улучшилась согласованность правой и левой руки, возрос темп выполнения движений, улучшились тонкие дифференцированные движения пальцев рук. При выполнении артикуляционных упражнений отмечалась точность при удержании статических поз, уже не так сильно были выражены трудности при переключении с одного упражнения на другое. Увеличилось время и количество выполнения упражнений до 10 единиц и 5 раз соответственно. У детей не отмечалось обильного слюнотечения и напряжения мышц артикуляционного аппарата.
Таким образом, проведенная коррекционно-логопедическая работа по формированию мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией при помощи нетрадиционных приемов позволила существенно повысить уровень развития мелкой и артикуляционной моторики, повысила интерес к логопедическим занятиям и расширила границы коррекционно-логопедической работы.
Библиографический список:
1. Баранова, Г.А. Нетрадиционные техники рисования в коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru. – 28.10.2021.
2. Лынская, М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста / М.И. Лынская. – М.: ПАРАДИГМА, 2016. – 28 с.
3. Миронова, А.В. Методическая разработка «Вкусная артикуляционная гимнастика» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://vildetsad7.ru. – 30.10.2021.
4. Хрупова, Ю. А. Современные подходы к развитию мелкой моторики у дошкольников с дизартрией средствами нетрадиционных техник рисования [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://педпроект.рф. – 28.10.2021.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.