ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО МДК 04.02 «ОСНОВЫ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»
Лариса Анатольевна Шумская
преподаватель экономических дисциплин
ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»
Аннотация. В статье рассмотрены требования к освоению образовательной программы среднего профессионального образования бухгалтер (специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)). Показаны формируемые при выполнении курсовой работы профессиональные компетенции в части расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, формирование компетенций, требования к освоению программы, курсовая работа, основы анализа бухгалтерской отчетности.
Основной текст. К результатам освоения основной образовательной программы ГОС СПО направлению подготовки 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) предъявляется требование по овладению выпускниками общими и профессиональными компетенциями [1]. В формировании последних ключевую роль играет выпускающая комиссия. Студенты отделения «Металлургии и экономики», обучающиеся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в соответствии с учебным планом должны в пятом семестре выполнить курсовую работу по МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности».
Основы анализа бухгалтерской отчетности относится к профессиональному учебному циклу «Профессиональный модуль. Междисциплинарный курс. Обязательная часть». Выполнение курсовой работы предполагает наличие знаний по экономике и бухгалтерскому учету. Знания и навыки, полученные студентами при подготовке курсовой работы, необходимы при изучении ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности технико-экономическое обоснование проектов основ анализа бухгалтерской отчетности, прохождении производственной и преддипломной практики, при подготовке и написании выпускной квалификационной работы [2, 3].
Курсовая работа выполняется на материалах конкретного предприятия и свидетельствует об умении студентов самостоятельно собирать, обрабатывать и обобщать цифровые материалы предприятий, правильно оценивать результаты работы, выявлять недостатки и упущения, неиспользованные резервы повышения конкурентоспособности и принимать самостоятельные решения по вопросам эффективного использования экономического потенциала. Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно из списка рекомендованных в методических указаниях, разработанных читающим преподавателем, однако студенту предоставляется право выбрать тему курсовой работы, не включенную в примерный перечень тем курсовых работ.
Основная содержательная часть работы состоит из трех глав, где рассматриваются теоретические и методологические аспекты изучаемой проблемы, отмечается степень разработанности отдельных вопросов, дается краткая характеристика изучаемого объекта (предприятия); анализируется существующее состояние учета и анализа на предприятии: первой – теоретической, второй и третьей – расчетных практических. Каждая из глав направлена на формирование у студентов профессиональных компетенций в области расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.
В первой главе перед студентами поставлена задача: рассмотреть теоретические положения о сущности и значении, описании задач планирования показателя хозяйственно-финансовой деятельности по выбранной теме. В ней раскрываются теоретические основы соответствующей плановой проблемы с учетом современных требований рыночной экономики. Эта глава служит теоретической базой для расчета прогнозных и плановых данных и разработки практических рекомендаций по совершенствованию планирования. Поэтому чтобы написать первую главу, студенту требуется провести обзор и критический анализ большого объема информации из различных источников: привлечь материалы сопряженных дисциплин (экономика организации, документационное обеспечение управления, основы бухгалтерского учета); сопоставить различные точки зрения отечественных и зарубежных авторов на поставленную проблему; изучить законодательство, рассмотреть инвестиционную, кредитную, налоговую политику республики. Решение задач, поставленных перед студентами, вовсе не ограничивается изучением перечисленной информации. Поэтому при написании первой главы у студентов формируются компетенции в области аналитической и научно-исследовательской деятельности.
Во второй главе студенты должны разработать проект девелопмента и рассчитать основные показатели оценки эффективности инвестиций в развитие недвижимости. Необходимо дать общую характеристику проекта (к примеру, рассматривается земельный участок, предназначенный под коммерческую за- стройку, предпочтение отдается торговым помещениям на 1 и 2 этажах, 3 этаж используется под офисы, подземная парковка рассчитана на 143 места). Далее следует спрогнозировать и сформировать величину и временную структуру инвестиционных вложений в проект, текущих доходов от аренды помещений и продажи объекта в конце прогнозного периода, а также связанных с эксплуатацией объекта операционных расходов. Затем рассчитать чистую приведенную стоимость проекта, срок окупаемости инвестиций, внутреннюю ставку доходности, индекс рентабельности инвестиций и составить график жизненного цикла проекта. В конечном итоге сделать вывод о целесообразности реализации этого проекта по полученным значениям показателей оценки эффективности инвестиций. Таким образом, в процессе написания второй главы у студентов формируются профессиональные компетенции в области расчетно-экономической и организационно-управленческой деятельности.
В третьей главе перед студентами ставится задача оценки уровня риска управления портфелем недвижимости (торговая, офисная складская). Для про- ведения расчета студенты пользуются информацией экспертной оценки рисков по уровню ликвидности, ставке доходности и уровню стабильности получения доходов. Полученный результат является одним из критериев по совершенст- вованию управления недвижимым имуществом. Поэтому при написании треть- ей главы у студентов формируются профессиональные компетенции в области расчетно-экономической и организационно-управленческой деятельности. Взаимосвязь глав основной части курсовой работы и формируемых при этом
Рис.1. Формируемые в процессе выполнения курсовой работы профессиональные компетенции
Таким образом, при написании основной части курсовой работы по МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» студент должен приобрести следующие общие компетенции:
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2.).
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3.).
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.).
- Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ОК 5.).
а также профессиональные компетенции, т.е. способность:
- Обрабатывать первичные бухгалтерские документы (ПК 1.1.).
- Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (ПК 4.1.).
- Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки (ПК 4.3.).
- Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности (ПК 4.4.).
- собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-5.1);
- на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-5.2);
- используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-5.3);
- критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-5.4).
ПК-1, ПК-2 относятся к профессиональным компетенциям в области расчетно-экономической деятельности, ПК-7 – в области аналитической и научно- исследовательской деятельности, ПК-11 – в области организационно-управленческой деятельности. Из вышеизложенного следует, что курсовая работа выполняет функцию, возложенную ФГОС ВО в виде требования по формированию у студентов профессиональных компетенций. Поэтому внесение вариативной дисциплины «Девелопмент» в учебный план студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) по профилю «Экономика предприятий и организаций – в операциях с недвижимым имуществом», является оправданным.
1. Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой народной Республики от 17.09.2015г. № 525.
2. Лобанова Е. И. Значение изучения дисциплин оценочного блока при подготовке бакалавров экономической специализации в соответствии с ФГОС-3 // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета [Текст] : сб. материалов Международной научно-методической конференции, 3–7 февраля 2014 г., Новосибирск. В 3 ч. Ч. 2. – Новосибирск : СГГА, 2014. – 302 с. – С. 56–61.
3. Самойлюк Т. А. Усиление междисциплинарных связей при изучении дисциплин профессионального цикла для повышения качества подготовки бакалавров направления «Экономика» //Актуальные вопросы образования. Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики [Текст] : сб. материалов Международной научно-методической конференции, 16-20 февраля 2015 г., Новосибирск. В 3 ч. Ч. 1. – Новосибирск : СГУГиТ, 2015. – 333 с. – С. 21–23.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.