Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО МДК 04.02 «ОСНОВЫ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»"
Оценка 4.7

Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО МДК 04.02 «ОСНОВЫ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»"

Оценка 4.7
docx
20.05.2021
Статья  на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО МДК 04.02 «ОСНОВЫ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»"
В статье рассмотрены требования к освоению образовательной программы среднего профессионального образования бухгалтер (специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)). Показаны формируемые при выполнении курсовой работы профессиональные компетенции в части расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.
статья_Шумская Л.А.docx

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО МДК 04.02 «ОСНОВЫ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

 

Лариса Анатольевна Шумская

преподаватель экономических дисциплин

ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»

 

Аннотация. В статье рассмотрены требования к освоению образовательной программы среднего профессионального образования бухгалтер  (специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)). Показаны формируемые при выполнении курсовой работы профессиональные компетенции в части расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, формирование компетенций, требования к освоению программы, курсовая работа, основы анализа бухгалтерской отчетности.

 

Основной текст. К результатам освоения основной образовательной программы ГОС СПО направлению подготовки 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) предъявляется требование по овладению выпускниками общими и профессиональными компетенциями [1]. В формировании последних ключевую роль играет выпускающая комиссия. Студенты отделения «Металлургии и экономики», обучающиеся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в соответствии с учебным планом должны в пятом семестре выполнить курсовую работу по МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности».

Основы анализа бухгалтерской отчетности относится к профессиональному учебному циклу «Профессиональный модуль.  Междисциплинарный курс. Обязательная часть». Выполнение курсовой работы предполагает наличие знаний по экономике и бухгалтерскому учету. Знания и навыки, полученные студентами при подготовке курсовой работы, необходимы при изучении ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности технико-экономическое обоснование проектов основ анализа бухгалтерской отчетности, прохождении производственной и преддипломной практики, при подготовке и написании выпускной квалификационной работы [2, 3].

Курсовая работа выполняется на материалах конкретного предприятия и свидетельствует об умении студентов самостоятельно  собирать,  обрабатывать  и  обобщать  цифровые  материалы предприятий, правильно оценивать результаты работы, выявлять недостатки  и упущения, неиспользованные резервы повышения  конкурентоспособности и принимать самостоятельные решения по вопросам эффективного использования  экономического потенциала. Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно из списка рекомендованных в методических указаниях, разработанных читающим преподавателем, однако студенту предоставляется право выбрать тему курсовой работы, не включенную в примерный перечень тем курсовых работ.

Основная содержательная часть работы состоит из трех глав, где рассматриваются теоретические и методологические аспекты изучаемой проблемы, отмечается степень разработанности отдельных вопросов, дается краткая характеристика изучаемого объекта (предприятия); анализируется существующее состояние учета и анализа на предприятии: первой – теоретической, второй и третьей – расчетных практических. Каждая из глав направлена на формирование у студентов профессиональных компетенций в области расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.

В первой главе перед студентами поставлена задача: рассмотреть теоретические положения о сущности и значении, описании задач планирования показателя хозяйственно-финансовой деятельности по  выбранной теме. В ней раскрываются теоретические основы соответствующей плановой проблемы с учетом современных требований рыночной экономики. Эта глава служит теоретической базой для расчета прогнозных и плановых данных и разработки практических рекомендаций по  совершенствованию планирования. Поэтому чтобы написать первую главу, студенту требуется провести обзор и критический анализ большого объема информации из различных источников: привлечь материалы сопряженных дисциплин (экономика организации, документационное обеспечение управления, основы бухгалтерского учета); сопоставить различные точки зрения отечественных и зарубежных авторов на поставленную проблему; изучить законодательство, рассмотреть инвестиционную, кредитную, налоговую политику республики. Решение задач, поставленных перед студентами, вовсе не ограничивается изучением перечисленной информации. Поэтому при написании первой главы у студентов формируются компетенции в области аналитической и научно-исследовательской деятельности.

Во второй главе студенты должны разработать проект девелопмента и рассчитать основные показатели оценки эффективности инвестиций в развитие недвижимости. Необходимо дать общую характеристику проекта (к примеру, рассматривается земельный участок, предназначенный под коммерческую за- стройку, предпочтение отдается торговым помещениям на 1 и 2 этажах, 3 этаж используется под офисы, подземная парковка рассчитана на 143 места). Далее следует спрогнозировать и сформировать величину и временную структуру инвестиционных вложений в проект, текущих доходов от аренды помещений и продажи объекта в конце прогнозного периода, а также связанных с эксплуатацией объекта операционных расходов. Затем рассчитать чистую приведенную стоимость проекта, срок окупаемости инвестиций, внутреннюю ставку доходности, индекс рентабельности инвестиций и составить график жизненного цикла проекта. В конечном итоге сделать вывод о целесообразности реализации этого проекта по полученным значениям показателей оценки эффективности инвестиций. Таким образом, в процессе написания второй главы у студентов формируются профессиональные компетенции в области расчетно-экономической и организационно-управленческой деятельности.

В третьей главе перед студентами ставится задача оценки уровня риска управления портфелем недвижимости (торговая, офисная складская). Для про- ведения расчета студенты пользуются информацией экспертной оценки рисков по уровню ликвидности, ставке доходности и уровню стабильности получения доходов. Полученный результат является одним из критериев по совершенст- вованию управления недвижимым имуществом. Поэтому при написании треть- ей главы у студентов формируются профессиональные компетенции в области расчетно-экономической и организационно-управленческой деятельности. Взаимосвязь глав основной части курсовой работы и формируемых при этом


профессиональных компетенций показана на рис.1.

 

 

Рис.1. Формируемые в процессе выполнения курсовой работы профессиональные компетенции

 

 

Таким образом, при написании основной части курсовой работы по    МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности»  студент должен приобрести следующие общие компетенции:

- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2.).

- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3.).

- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.).

- Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ОК 5.).

а также профессиональные компетенции, т.е. способность:

- Обрабатывать первичные бухгалтерские документы (ПК 1.1.).

- Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (ПК 4.1.).

- Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки (ПК 4.3.).

- Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности (ПК 4.4.).

- собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-5.1);

- на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-5.2);

- используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-5.3);

- критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-5.4).

ПК-1, ПК-2 относятся к профессиональным компетенциям в области расчетно-экономической деятельности, ПК-7 – в области аналитической и научно- исследовательской деятельности, ПК-11 – в области организационно-управленческой деятельности. Из вышеизложенного следует, что курсовая работа выполняет функцию, возложенную ФГОС ВО в виде требования по формированию у студентов профессиональных компетенций. Поэтому внесение вариативной дисциплины «Девелопмент» в учебный план студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) по профилю «Экономика предприятий и организаций – в операциях с недвижимым имуществом», является оправданным.

 

 

 

 

1. Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой народной Республики от 17.09.2015г. № 525.

2. Лобанова Е. И. Значение изучения дисциплин оценочного блока при подготовке бакалавров экономической специализации в соответствии с ФГОС-3 // Актуальные вопросы образования. Современные тенденции формирования образовательной среды технологического университета [Текст] : сб. материалов Международной научно-методической конференции, 3–7 февраля 2014 г., Новосибирск. В 3 ч. Ч. 2. – Новосибирск : СГГА, 2014. – 302 с. – С. 56–61.

3. Самойлюк Т. А. Усиление междисциплинарных связей при изучении дисциплин профессионального цикла для повышения качества подготовки бакалавров направления «Экономика» //Актуальные вопросы образования. Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики [Текст] : сб. материалов Международной научно-методической конференции, 16-20 февраля 2015 г., Новосибирск. В 3 ч. Ч. 1. – Новосибирск : СГУГиТ, 2015. – 333 с. – С. 21–23.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

Курсовая работа выполняется на материалах конкретного предприятия и свидетельствует об умении студентов самостоятельно собирать, обрабатывать и обобщать цифровые материалы предприятий, правильно оценивать результаты работы, выявлять…

Курсовая работа выполняется на материалах конкретного предприятия и свидетельствует об умении студентов самостоятельно собирать, обрабатывать и обобщать цифровые материалы предприятий, правильно оценивать результаты работы, выявлять…

Решение задач, поставленных перед студентами, вовсе не ограничивается изучением перечисленной информации

Решение задач, поставленных перед студентами, вовсе не ограничивается изучением перечисленной информации

Полученный результат является одним из критериев по совершенст- вованию управления недвижимым имуществом

Полученный результат является одним из критериев по совершенст- вованию управления недвижимым имуществом

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4

ПК-11 – в области организационно-управленческой деятельности

ПК-11 – в области организационно-управленческой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021