Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

  • docx
  • 08.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 00079e2f-d0cfe5ef.docx

 

 

 

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

 Универсальные учебные действия:

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

·        Личностные универсальные действияПри их формировании нужно помнить, что:главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.

·        Регулятивные универсальные действия-нужны для того, чтобы научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

·        Познавательные универсальные действия-умения работать с информацией .Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Нужно  найти  способ научить ребенка применять свои знания.

·        Коммуникативные универсальные действия-умения общаться, взаимодействовать с людьми. Нужно  использовать работу в парах,  в группах  и коллективную работу для освоения материала.

Какова же роль учителей начальных классов в формировании УУД на уроках в начальной школе?

Учитель  становится организатором развития ученика, который понимает, как использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных   и личностных учебных действий. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия, то есть умение учиться?

     В своей работе я осваиваю ключевые моменты организации  современного  урока:

•        Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе.

•        Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков.

•        Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся.

•        Предусматривание возможности гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока.

•        Использование на уроках дидактического материала различного типа, вида и формы, позволяющего реально учитывать психофизиологические особенности учащихся.

•        Преобладание метода проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей.

•        Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа

Для развития умения оценивать свою работу  вместе с детьми  разрабатываю  алгоритм оценивания  задания. Ни в коем случае  не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

       Привлекаю  детей к открытию новых знаний. Обучаю детей приемам работы в группах. Совместно  анализируем учебные конфликты и находим пути их решения. 

      На уроках уделяю  большое внимание взаимопроверке, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку как у себя, так и у товарища.

      Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации.

     На уроках и внеурочной деятельности использую проектные формы работы.

    Общаюсь с учениками всегда с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

    Вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.  Учу детей планировать свою работу на каждом уроке.

В совместной работе с ребятами мы оцениваем не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, своеобразие). Практически на каждом уроке преобладает направленность на успех.

Для  формирования  УУД на уроках  стараюсь соблюдать требования к подготовке урока, которые учитывают формы работы с учащимися, методы, приемы и средства обучения, действия учащихся на каждом этапе урока.

Диагностикусформированности УУД совместно с учителями начальных классов планируем провести в конце учебного года  на основе имеющихся пособий по формированию УУД. При этом будем использовать различные  методы диагностики: наблюдение, тестирование, устный опрос, анализ документации и др.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Считаю, что работать в этом направлении нужно с первого школьного дня. Это не только плодотворная работа, но и очень интересная.