Статья на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии".
Оценка 4.6

Статья на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии".

Оценка 4.6
doc
26.08.2022
Статья на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии".
статья.doc

Тема: Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.

 «Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

Я.А.Коменский

В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Технология развития критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

"Критическое мышление" - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то - место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.

Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

·        оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;

·        предполагает смену ролевых позиций учащихся;

·        настраивает на доверие участников группы друг к другу;

·        выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

·       мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

·       самостоятельное, ответственное;

·       аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;

·       многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;

·       индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

·       социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Эта модель описана С. И. Заир-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).

Структура занятия в концепции "критического мышления":

1 этап - «Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.

3 этап - "Рефлексия" (размышление).

Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.

 

Список литературы

1.      Загашев  И.О., Заир-Бек С.И.,  Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПБ, 2003.

2.      Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998

3.      Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии. Статья. Журнал «Химия в школе» № 6, 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема: Использование технологии развития критического мышления на уроках химии

Тема: Использование технологии развития критического мышления на уроках химии

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы

Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+”…

Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+”…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2022